уроки по цветоведению

Формирование знаний по основам цветоведения у детей.

Человек воспринимает мир в цвете. Бесконечная смена цветовых ощущений сопровождает всю его жизнь. Все виды изобразительного и прикладного искусства широко используют возможности его воздействия. Основной дисциплиной для художников в области цвета является живопись. Только она способна отразить на плоскости всё богатство цветовых и световых отношений в их многообразных по характеру переходах и контрастах. Живопись способна в полном объёме развить то, что мы называем “глазом художника”. Выдающийся русский живописец К.С. Петров-Водкин писал: “Живописец, изучающий разноцветность вещей природы, тем самым постигает их взаимоотношения, определяет нахождение вещи в мире”.

Понимание значение живописи в развитии творческих способностей младших школьников подтолкнуло меня к созданию блока авторской программы для 1-го класса, где 1-яи 2-я четверть в учебном плане полностью посвящена основам цветоведения.

В программе И.Е.Домагацкой, которую я всегда брала за основу своих творческих педагогических переосмыслений, немало уделяется этому внимания, но на протяжении всего курса изучения изобразительного искусства в школе. Я же решила акцентировать внимание на цветоведении с самого начала, и опыт ряда лет показывает эффективность такой программы, тем, разработанных мною, методов и приёмов, которые использую на уроках.

Вот последовательность тем уроков, которыми я провожу в 1-м классе:

1 урок. Знакомство с тремя основными красками: жёлтой, красной, синей.

Составление схемы “Капельки краски”.

2 урок. Нахождение оттенков жёлтого (основного) цвета.

Выполнение рисунков на тему: “Ковёр листвы осенней устлал всю нашу землю”. Используются и засушенные осенние листья. Ребята наблюдают, как природа оттенками желтого по разному разукрасила листья. Они подклеиваются в работу (но, к сожалению, со временем темнеют).

3 урок. Нахождение оттенков красного (основного) цвета.

Выполнение рисунков на тему: “Костер”

4 урок. Нахождение оттенков синего (основного) цвета.

Выполнение рисунков на тему: “Морские волны”

Нахождение оттенков оранжевого (составного) цвета, также нахождение оттенков коричневого цвета из 3-х основных. Выполнение рисунков на тему “Жаркое африканское солнце”, “Ёжик в осеннем лесу”, “Рыжая лисичка” , “Белка”.

Доп. урок, посвященный оттенкам коричневого, оливкового цвета – рисунок “Бегемотик”).

6 урок. Знакомство с составными красками. Нахождение оттенков зелёного (составного) цвета.

Выполнение рисунков на тему: “Лягушка на болоте”, “Гусеница в траве”, “Кузнечик» .

Все вышеперечисленные уроки использовалась гуашь. Далее вводим работу с акварелью и смешанную технику: гуашь и акварель.

7 урок. Знакомство с составными красками. Нахождение оттенков фиолетового (составного) цвета.

Выполнение рисунков на тему: “Холодный осенний дождик” “Прогулка под зонтиком”

8 урок. Порядок цветов в радуге.

Последовательность и закономерность. Выполнение рисунков на тему: “Радуга”

9 урок. Знакомство с ахроматическими красками: белой и чёрной.

Учимся находить оттенки серого цвета.

Выполнение рисунков на тему: “Серенькая кошечка села на окошечко”, “Первый снег в городе”, “Барашек”, “Сова».

Конечно, что на этих уроках формируются и композиционные навыки, проходит знакомство с жанрами — пейзаж, анималистика. Ребята знакомятся и с основами изображения человека, птиц, насекомых, зверей. Развиваются первоначальные навыки передачи перспективы. А главное, смелая работа на палитре с самых первых уроков приучают детей не бояться белого листа (использую только формат А-3), работать кистью уверенно и грамотно, чувствуя себя маленьким профессионалом большого мира – искусства живописи.

Для повышения интереса к художественной деятельности в 1-м классе игровые формы обязательно присутствуют. Есть кукла – карандашик каждого цвета, которая помогает читать загадки, хвалит ребят, стимулируя их творческую деятельность.

На уроках формируется нравственно-эстетическая отзывчивость. Дети учатся откликаться на красоту различных явлений природы. В работе я использую богатый музыкальный, зрительный и литературный (поэтический) ряд. Стараясь формировать художественно-творческую активность, учу включаться в наблюдение явлений природы, проявлять интерес к творческим успехам товарищей, проявлять интерес к обсуждению рисунков и оформлению выставок после каждого урока. Также идёт обязательное знакомство с жанрами искусства, с особенностями работы гуашью, акварелью, акварельным мелом, восковым мелом. И, т.к. это только начало учебного года, ребята учатся организовывать рабочее место, правильно обращаться с кистью, банкой для воды, палитрой.

Данный блок программы базируется на знании законов цвета, живописи и неразрывно связан с рисунком. И, несмотря, на одинаковую тематику работ, в каждом частном случае рисунок ребёнка связан с его мироощущением и с первого урока виден индивидуальный живописный стиль каждого ученика. Образы природы, предметов, животных в детских рисунках получаются очень яркими и наглядными.

После проведения этих уроков по основам цветоведения, в классе устраиваем “Праздник красок”, где ещё раз обобщаются все приобретённые знания, и в конкурсной форме закрепляются умения и навыки детей по прошедшим темам. А в школе проходит традиционная выставка первоклашек “А на небе радуга…”, где родители, преподаватели и учащиеся видят первые успехи маленьких художников.

На родительском собрании ведутся беседы не только о важности подготовки к урокам изобразительного искусства качественных материалов и принадлежностей художника для успешной деятельности первоклассника, но и демонстрируется мультимедийный альбом, где наглядно представлена вся последовательность уроков цветоведения и результаты работы маленьких школьников.