Уроки по повести М Горького Детство в 7 классе

Уроки по повести М.Горького «Детство».

Вступительное слово учителя.

В 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика родился мальчик, которому суждено было стать великим писателем Алексеем Максимовичем Горьким. Вы знаете о нелегкой судьбе этого человека, о тяжелом детстве. Но, несмотря на трудности и лишения, он многого добился в жизни. (Заочная экскурсия в Нижний Новгород в дом – музей Горького)

В 1913 году, в середине своего творческого пути, Алексей Максимович решил осмыслить отдельные этапы своей жизни, и в печати появились главы из автобиографической повести “Детство”. Однако подход к изображению формирования человека писатель определил так: «Не про себя я рассказываю». (Учитель читает 12 главу повести). Несмотря на то, что эти высказывания даны писателем лишь в 12 главе, они являются своеобразным эпиграфом ко всей повести.

Повесть «Детство» — это первая часть трилогии Горького. («В людях», «Мои университеты»).

Не по хронологическим вехам, последовательно и спокойно движется повествование: яркие картины, нарисованные писателем , возникают как результат наиболее сильных впечатлений, оставшихся в сознании ребёнка от столкновения с действительностью.

? Какое впечатление произвела на вас повесть?

? Какие эпизоды произведения наиболее запомнились?

Работа на последующих уроках строится на основе тематического плана.

Пояснения:

По ходу работы по тематическому плану распределяются сообщения на основе ключевых эпизодов.

Составляется схема контрастов. (Повесть строится на постоянном контрасте между « свинцовыми мерзостями» и «добрым – человечьем»).

- (« свинцовые мерзости »)

+ («доброе – человечье»)

3. Ведётся работа с портретными характеристиками, а также готовыми схемами.

4. Составляется схема системы образов повести.

Работа с иллюстрациями к повести Б.А.Дехтерева.

Просмотр фотоматериалов с иллюстрациями.

В них бьётся живая горьковская мысль, глубоко раскрыты характеры героев, действующие лица повести изображаются в тот момент, в который ярче всего раскрывается их внутренний мир.

Титульный лист. (Художник вводит в 70-е годы 19 века, знакомит с местом действия, основными персонажами и событиями. В центре – Алёша, выглядывающий из широко распахнутого окна каширинского дома, и бабушка. Справа – олицетворение “свинцовых мерзостей” : дядья и дед, слева – Цыганок и мать Алёши).

Викторина.

1.Книга, полученная Алексеем в награду за хорошую успеваемость. (Евангелие)

2.Ласковый зверь, с которым автор сравнивает бабушку. (Кошка)

3.Русский писатель, чью книгу получил в награду Алексей. (Крылов)

4.Что сказал о деньгах жилец по прозвищу Хорошее Дело? ( Деньги, брат,- ерунда)

5.Продукт, которым Цыганок кормил “изо рта” мышат. (Сахар)

6.Широкий фартук, в который был “обёрнут” ребёнок, оставленный у ворот дома Кашириных. (Запон).

7.Домашнее животное, которое напоминали дядья во время ссоры, “скаля зубы и встряхиваясь”. (Собака)

Тематический план уроков по повести М. Горького «Детство».

Портрет у Горького – это портрет – отношение, портрет – впечатление.

Художественная деталь – выразительная подробность, несущая значительный идеально — эмоциональный смысл.

Опорные вопросы и задания

Ключевые эпизоды

1. От чьего лица ведётся повествование ?

2. Как Алёша Пешков попал в дом Кашириных?

3.Подберите синонимы к слову « противопоставление».

( работа с портретными характеристиками героев, составление схемы контрастов)

1.Жизнь « неумного племени» ( глава 2)

2.Сцена ссоры (глава 2) – ( схема №1)

3. История с напёрстком ( глава 2)

4. Случай со скатертью ( глава 2)

5. Наказание детей ( глава 2)

4. Докажите, что сердце Алёши стало «невыносимо чутким».

5. Что повлияло на изменение отношения Алёши к деду?

6. История жизни деда Каширина ( глава 2)

6. Сравните развлечения дядьёв и Цыганка.

7.История жизни Цыганка ( глава 3)

7. Какое впечатление произвела на вас музыка Якова, пляска Цыганка, танец бабушки?

8. Сцена праздничного вечера в доме Кашириных

( глава 3)

8. Составьте схему системы образов повести.

9. Смерть Цыганка ( глава 3)

9. Сравните поведение бабушки и деда на пожаре. (Схема № 2)

10. Сцена пожара ( глава 4)

10. Как восприняли бабушка и дед разорение и нищету?

11. Обучение Алёши грамоте ( глава 5)

11. Каковы были впечатления Алёши об окружающей жизни вне дома деда ( по главе 7)?

12. Какие герои повести были близки Алёше?

( Опора на схему системы образов)

13. Какое впечатление произвёл на вас Хорошее Дело?

12. Хорошее Дело ( глава 8)

13. Конец детства Алёши ( глава 13)

14. На основании каких впечатлений мы делаем вывод о характере человека?

15. Кратко охарактеризуйте главного героя повести.

Схема №1.

Задание: проследите, как ведёт себя каждый из сидящих за столом во время ссоры, какими видит их Алёша. Оценив поведение каждого участника этого эпизода, сделайте вывод.

Дядья — « внезапно вскочили на ноги и , перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь, как собаки». Затем « дядя Михаил ударил брата наотмашь по лицу: тот взвыл, сцепился с ним, и оба покатились по полу, хрипя, охая, ругаясь».

Дед – « стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко – петухом_ закричал: «По миру пущу!» во время драки бегал вокруг стола, «жалобно вскрикивал».

Бабушка – «болезненно искривив лицо», говорила: «Отдай им всё, отец…»; смывала… кровь с разбитого лица Якова.

Мать Алёши – «вставала из- за стола и, не торопясь отойдя к окну, повернулась ко всем спиною».

Дети – «заплакали».

Алёша – «испугавшись, вскочил на печь и оттуда в жутком изумлении смотрел».

Цыганок – «сел верхом на спину дяди Михаила», пытаясь сдержать разбушевавшегося «героя».

Григорий Иванович – « спокойно связывал руки дяди полотенцем».

Схема №2.

Задание : сравните поведение бабушки и деда на пожаре. Сделайте вывод.

Бабушка

Дед

не теряет самообладания,

собранная, решительная,

рискует жизнью,

заботится о других

Растерялся,

пришел в отчаяние,

тихонько выл,

бегал, суетился,

обвинял других.

Схема № 3.

Задание: проследите, как оценивает Хорошее Дело жизнь и людей. Объясните, как вы понимаете его высказывания.

О жизни – «Нельзя жить чужой совестью, да, да!»

«Деньги, брат, ерунда».

«Всякую вещь надо уметь взять – понимаешь? Это очень трудно – уметь взять!»

«Настоящая сила – в быстроте движения; чем быстрей, тем сильней, — понял?»

О бабушке – «Хороша у тебя бабушка, — о, какая земля!»

«…записывай, что бабушка рассказывает,- это, брат, очень годится…»

О бабушкиных сказаниях – «Это- страшно верное, наше…»

«Это – страшно – русское».

О природе – « Славно, брат? То-то!»

Об отношении людей к нему - «Чужой – понимаешь? Вот за это самое не любят. Не такой…»