Уроки по Литературе в 9 классе

Урок № 1. Введение. По дорогам литературы в 9 классе. Повторение: литературные роды и жанры.

Цели урока: познакомить учащихся с учебником, программой и задачами курса литературы в 9 классе; начать повторение литературных родов и жанров, обобщить и систематизировать изученное в 8 классе.

Оборудование: презентация «Литературные роды и жанры», материалы учебника.

Ход урока:

Слово учителя об особенностях УМК А.Г.Кутузова и аппарате учебной хрестоматии для 9 класса. Учебная цель: интерпретация текстов. Ведущая теоретико-литературная проблема: автор – образ – читатель.

- Что нового в содержании учебника?

- По какому принципу расположен учебный материал? (хронология)

- Произведения каких писателей и жанров вызывают интерес?

Повторение пройденного:

- работа с учебником (ч.1, с.7-10);

- беседа по вопросам (см. методическое пособие под редакцией И.Е.Витвиновой, с.9) – презентация «Литературные роды и жанры;

Обобщение. Что такое литература?

- Дайте определение понятия «литература» (искусство слова).

- Что такое классическая литература? Приведите примеры классики 18 -19 вв.

- К какому литературному роду и жанру относятся произведения А.С.Пушкина:«Зимнее утро», «Песнь о вещем Олеге», «Сказка о царе Салтане», «Дубровский», «Станционный смотритель»?

- Вспомните сюжет прочитанной и понравившейся вам книги или прочитайте несколько строк любимого стихотворения. Почему вы помните их?

Итоги урока. В чем сила и потенциал литературы? Почему чтение книг стало сегодня редким явлением? Попробуйте дать оценку этой ситуации.

Домашнее задание: с.3-14, задание не для всех — с.14; рассказ о литературном герое (по ранее прочитанным произведениям).

Урок № 2. Понятие об интерпретации. Литературные традиции.

Цели уроков: дать понятие об интерпретации художественного произведения; выявить уровень знаний учащихся в области теории литературы и литературного чтения; развивать умение грамотно строить монологическое высказывание; формировать знания учащихся в ходе сравнительного анализа произведений.

Оборудование: материалы учебника, презентация «Литературные традиции», проверочный тест.

Ход урока:

Проверка домашнего задания

- рассказ учащихся о происхождении и особенностях лирических жанров (по заданию «не для всех» учебника, с.14);

- «Мой литературный герой» — устное эссе по прочитанным ранее произведениям;

- дополнительные вопросы (по содержанию предыдущего урока).

Введение нового теоретического материала.

Рассказывая о литературных героях, вы по-своему интерпретировали содержание прочитанных произведений. Что же такое ИНТЕРПРЕТАЦИЯ? Сегодня мы попробуем первоначально разобраться в данном понятии.

Что поможет нам в выяснении значения этого слова? (работа со словарем).

Итак, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – это истолкование смысла художественного произведения. (Запись опр-я в тетрадь).

Интерпретация состоит и следующих этапов…(см. Метод. пособие Л.Серёгиной, 9 класс с.12).

Работа с текстом ст-я А.С.Пушкина «Памятник»:

- выразительное чтение, выяснение значения непонятных слов;

- вдумайтесь в текст и скажите, кому адресовано стихотворение и чему оно посвящено;

- вывод: одинакова интерпретация стихотворения? Почему мнения расходятся или похожи?

Литературная традиция.

Стихотворения «Памятник» есть в творчестве нескольких писателей.

Сравним ст-я Г.Р.Державина и А.С.Пушкина.

- Какая идея объединяет оба стихотворения? (творчество вечно, именно оно служит настоящим памятником творцу).

- Какова причина обращения поэтов к такой форме диалога с читателями, потомками?

- Приведите аналогичные литературные примеры («Пророк» Пушкина и Лермонтова, «Молитва» из Библии, А.П.Сумарокова, М.Ю.Лермонтова; жанры романа-эпопеи: «Война и мир», «Тихий Дон»; тема «маленького человека» в тв-ве Пушкина, Гоголя, Чехова и т.д.).

Итог урока. Какие понятия мы рассмотрели на уроке? Для чего нам необходимо их знать?

Домашнее задание: с.21-22; подготовка к семинару (задания распределяются по вариантам).

Урок № 3. Семинар «Человек в литературе»

Цели урока: развитие умения создавать высказывание на литературные и теоретико-литературные темы, формирование навыка ведения дискуссии, воспитание ответственного отношения в подготовке к самостоятельному выступлению, подбору вопросов для обсуждения.

Оборудование: презентации, книги для выставки, иллюстративный материал, подготовленные учащимися.

Ход урока:

Повторительная беседа по материалу предыдущих уроков

( литературные жанры, литературные герои, сюжеты прочитанных книг)

Семинар (перечень вопросов и заданий к семинару предложен в учебнике на с. 20 и распределен между учащимися)

Вопросы учащихся к докладчикам, обсуждение вопросов, вызвавших интерес у учащихся, а также представляющих собой спорную ситуацию)

Повторение материала об интерпретации.

Итог урока. Какие вопросы и понятия были рассмотрены в ходе семинарского занятия? Какие возникли вопросы по его проведению? Чему научились в ходе семинара?

Домашнее задание: стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и Н.В.Гоголя «Шинель».

Урок № 4-5. Творческий практикум «Традиции и новаторство в литературе»

Цели урока: показать сферу применения теоретико-литературных понятий и учить их применять при анализе произведения, развивать навыки устной речи, формировать личное восприятие изучаемых текстов и умение его демонстрировать.

Оборудование: элементы презентации, подборка произведений для обсуждения и анализа.

Ход уроков: 1. Вступительное слово учителя. В ходе повторения изученного материала и знакомства с новыми теоретико-литературными понятиями мы обратили внимание на многообразие литературных жанров, на различные подходы к созданию произведения, на роль человека в литературе, на умение интерпретировать прочитанное. При этом мы обратили внимание на значимость традиций в литературе разных периодов и направлений, а также отметили, что каждому произведению характерны авторские особенности и новые черты. Особенно это заметно при смене литературных направлений и течений. Сегодня мы обобщим изученный материал, показав на примере произведений преемственность и новаторские черты литературы в ее развитии.

Выступления учащихся по вопросам практикума (с.24-25); дополнения и комментарии слушателей.

Практическая работа: сопоставление стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Пророк». Выявление традиционных и новаторских черт, авторских особенностей в произведениях. Заполнение таблицы.

А.А.Пушкин «Пророк»

М.Ю.Лермонтов «Пророк»

Источник

пророческого дара

2.Образ пророка

3. Взаимоотношения пророка и окружающего его мира

Интерпретация рассказа В.Набокова «Гроза»

- Слово о В.Набокове (учащиеся)

- Сюжетный анализ; выявление взаимосвязи с пушкинским «Пророком».

- Композиционный анализ (рассказ в рассказе; три композиционные части; лейтмотив – образ грозы).

- Своеобразие пейзажа и интерьера.

- Система образов.

- Художественное пространство и время в рассказе.

Итог уроков. Как осуществляется преемственность в литературе? Почему, несмотря на сходство тем, читать каждое из произведений интересно?

Домашнее задание: написать сочинение-эссе «В мире художественной литературы» или отзыв о прочитанном самостоятельно произведении.

Перспективное задание: чтение повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.

Заполнение таблицы.

А.А.Пушкин «Пророк»

М.Ю.Лермонтов «Пророк»

Источник

пророческого дара

2.Образ пророка

3. Взаимоотношения пророка и окружающего его мира

Заполнение таблицы.

А.А.Пушкин «Пророк»

М.Ю.Лермонтов «Пророк»

Источник

пророческого дара

2.Образ пророка

3. Взаимоотношения пророка и окружающего его мира

Заполнение таблицы.

А.А.Пушкин «Пророк»

М.Ю.Лермонтов «Пророк»

Источник

пророческого дара

2.Образ пророка

3. Взаимоотношения пророка и окружающего его мира

Заполнение таблицы.

А.А.Пушкин «Пророк»

М.Ю.Лермонтов «Пророк»

Источник

пророческого дара

2.Образ пророка

3. Взаимоотношения пророка и окружающего его мира

Урок № 6-7. Новый тип лирического героя в поэзии средних веков Ук де Бакалариа., Рудольф фон Фенис. Поэтическое мастерство миннезингеров, трубадуров и вагантов. К эпохе Возрождения.

Цели уроков: показать учащимся условия возникновения и развития в литературе средних веков поэзии трубадуров и миннезингеров, отметить особенности куртуазной литературы, формировать умение выразительно читать и понимать текст, развивать навык анализа художественного текста.

Оборудование: презентация, тексты для чтения и анализа.

Ход урока № 6:

1. Проверка домашнего задания: выразительное чтение наизусть стихотворений «Пророк» Пушкина и Лермонтова.

Вступительное слово учителя об особенностях литературы средних веков; периодизация литературы. Яркие личности эпохи Средневековья.

Работа со статьей учебника, с.32-34 «Средние века: эпоха рыцарей или поэтов?»

Любовная лирика средневековых поэтов.

- Чтение стихотворения Ук де ла Бакалариа и статьи Б.И.Пурищева с.35-36.

- Обсуждение по вопросам из мет. пособия Витвиновой, с.55

5. Итог урока. Каковы особенности поэзии средних веков? Каковы основные мотивы поэзии трубадуров, миннезингеров, вагантов?

6. Домашнее задание: с.32-38; выр.чтение и анализ стихотворений.

Ход урока № 7: 1. Проверка домашнего задания.

- Каковы временные особенности эпохи Средневековья?

- Какая роль отводилась в средневековой литературе поэтическим произведениям?

- Какая тема была главной в поэзии? Кому она посвящалась?

- Какое название получила поэзия о любви? Когда она возникла? Кем исполнялась?

2. Выразительное чтение баллады Ука де ла Бакалариа «Вместо нежного привета…»

- В каких строках запечатлен главный образ переживания поэта?

Немецкая куртуазная поэзия. Поэты-миннезингеры. Выразительное чтение стихотворения Рудольфа фон Фениса «Должно быть, сам себе я враг исконный…»

- Вечная тема любви и печали. Как она раскрыта в произведении?

4. Поэзия вагантов.

А) Прослушивание песни «Из вагантов».

- Чем интересна поэзия «озорных школяров, неунывающих клириков, поклонников Бахуса и Венеры»?

Б) Чтение учителем ст-я «Любовь к филологии»

- Что такое филология? Почему безымянный поэт обращается к ее образу?

5. Итог урока. В чем особенность лирики эпохи Средневековья? Чем был вызван интерес к куртуазной поэзии?

6. Домашнее задание: ст-е «Любовь к филологии» выучить наизусть; инд. задание «Тристан и Изольда» Ж.Бедье; У.Шекспир «Ромео и Джульетта».

Уроки № 8-9. Эпоха Возрождения. У.Шекспир «Ромео и Джульетта». «Вечные» образы и проблемы в трагедии. Изображение величайшего человеческого чувства – любви. Основной конфликт трагедии и его интерпретации.

Цели уроков: познакомить учащихся с творчеством У.Шекспира, подробно рассмотреть историю создания, сюжет и проблематику трагедии «Ромео и Джульетта», дать свою интерпретацию прочитанного и познакомиться с театральными и кино-интерпретациями произведения.

Оборудование: презентация по теме, тексты произведения разных переводчиков, версии фильмов по сюжету трагедии, музыка к одноименному балету С.Прокофьева.

Ход уроков:

Рассказ заранее подготовленных учеников об Эпохе Возрождения, У.Шекспире и его творчестве, об истории создания трагедии «Ромео и Джульетта» (рассказ сопровождается демонстрацией презентаций).

Чтение и анализ эпизодов трагедии.

Просмотр эпизодов из фильмов (две версии), прослушивание музыкальных фрагментов из балета С.Прокофьева.

Повторение: что такое интерпретация? Вспомните принцип работы по интерпретированию произведения.

Дайте вашу интерпретацию трагедии.

- Почему темы, затронутые в ней, называют «вечными»?

- В чем суть главного конфликта? Мог ли сюжет закончиться счастливым финалом?

- Как вы относитесь к героям пьесы? В чем и кому вы готовы им сочувствовать? За что и кого осуждать?

- Какая из киноверсий вам больше понравилась? Почему?

- Понятен ли вам «язык» музыки? Какие чувства она вызывает?

Итог уроков: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Согласны ли вы с данными словами? Почему?

7. Домашнее задание: прочитать отрывки из романа «Дон Кихот» (см. учебник); инд.задания.

Уроки № 10-11. Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Вечный рыцарь и «дон — кихотство».

Цели уроков: познакомить учащихся с творчеством классика мировой литературы и его героем; помочь учащимся понять идею произведения и трактовку образа Дон Кихота; развивать навык анализа художественного произведения.

Оборудование: портрет Сервантеса, текст романа, иллюстрации.

Ход урока: 1. Проверка домашнего задания: отрывок наизусть; характеристика героев трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта».

2. Слово учителя о писателе и творческой истории «Дон Кихота» (с.70-71, пос.Е.Витвиновой).

3. Работа над объяснением и повторением теоретико-литературных понятий (учебник).

4. Домашнее задание: прочитать главы 1-3, повторить теоретический материал (подготовка к анализу).

Ход урока № 11:

1. Аналитическая работа с текстом глав 1- 3:

- комментированное чтение (ч.1, с.49-52);

- Кто такой рыцарь? Похож ли Дон Кихот на рыцаря?

- Какое влияние оказало на него чтение рыцарских романов? Найдите в тексте примеры, подтверждающие «увлечение» Дон Кихота рыцарством.

- Какую цель ставит перед собой идальго, намереваясь стать странствующим рыцарем?

2. Самостоятельная работа.

- Поработайте с текстом романа. Найдите примеры авторской иронии.

3. Итоги уроков. Почему этого нелепого героя автор делает носителем идеи добра?

4. Домашнее задание: мини-сочинение «Подвиги Дон Кихота»

Урок № 12. Киноурок по комедии Лопе де Вега «Собака на сене»

Цели урока: познакомить учащихся с киноинтерпретацией комедии «Собака на сене», обратить внимание учащихся на особенности сюжетной линии и образы героев, сопоставить с литературным источником, дать оценку работе режиссера-постановщика и актеров фильма.

Оборудование: фильм «Собак на сене», проектор, экран.

Ход урока: 1. Слово учителя. Испанское Возрождение богато литературными шедеврами, среди которых особое место занимают произведения Лопе де Вега «Овечий источник», «Собака на сене» и другие. Чувства человека, красота любовных отношений, комическое изображение отрицательных персонажей, ловкачей и хитрецов, счастливое завершение любовных приключений – все это изображено с замечательной тонкостью и эстетическим вкусом.

Краткое изложение содержания комедии «Собака на сене».

Произведения Лопе де Вега стали источником для театральных и кинопостановок. Одним из известнейших фильмов, поставленных по пьесам Лопе де Вега, является комедия «Собака на сене» (автор фильма и актерский состав).

Просмотр фильма «Собака на сене», комментарии учителя; обсуждение по окончании просмотра.

Домашнее задание: написать отзыв о просмотренном фильме, отметить черты, характерные Эпохе Возрождения.

Урок № 13. Вн. чтениеУ. Шекспир «Гамлет»онеты Шекспира. Особенности жанра.

-Чтение по выбору учащихся сонетов Шекспира.

- Сообщения о жанре сонета.

- Анализ одного из сонетов Шекспира (по выбору учащихся).

Домашнее задание: а) наизусть отрывок из трагедии «Ромео и Джульетта»; б) с.81 «Творческий практикум»; 3) сочинить сонет.

Уроки №14-15. Эпоха просвещенияеловек эпохи абсолютизма в произведениях Ж.Б.Мольера. Комическое в произведении. «Вечные образы» и их восприятие читателями разных эпох

Цели уроков: углубить теоретико-литературные понятия, основанные на предшествующем литературном опыте учащихся; развивать навыки аналитического чтения произведения в контексте изучаемой эпохи; формировать культурологические знания учащихся.

Оборудование: презентация, выставка книг, комедия Ж.Б.Мольера «Тартюф».

Ход уроков: 1. Проверка домашнего задания: а) наизусть отрывок из трагедии «Ромео и Джульетта»; б) с.81 «Творческий практикум» — галерея литературных образов Эпохи Возрождения; 3)творческая работа — сонет.

Дополнительные вопросы:

- Какая идея стала главенствующей в культуре Эпохи Возрождения? (гуманизма, духовной свободы)

- Что изображено в центре трагедии «Ромео и Джульетта»? Кто ее действующие лица?

- Какие способы художественной выразительности использует автор при создании образов главных героев (сцена объяснения в саду Капулетти)?

- Заслуживают ли нравственного порицания Ромео и Джульетта? Почему?

- Каков, на ваш взгляд, пафос финала трагедии? Зачем, по вашему мнению, написана пьеса?

- Похож ли Дон Кихот на рыцаря? Почему?

- Исчерпывается ли цель автора романа про Дон Кихота созданием пародии нам рыцарский роман и его героев?

- Дон Кихот сражается за идею добра. Кто он? Безумец? Чудак? Герой? Или трагическая личность?

  2. Лекция учителя о культуре эпохи Просвещения (см. пособие Е.Витвиновой, с.83).

3. Знакомство с биографией и «Прошениями королю» Мольера – с.86-92, учебник.

   3. Комментированное чтение явл.1, д.1 комедии «Тартюф»: с.97-100.

4. Итог урока. Кто такой Тартюф? Как его характеризуют окружающие?



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст