Уроки по Донским рассказам Шолохова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

г.ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Уроки по «Донским рассказам» Шолохова

(методическое пособие для учителей литературы)

подготовила

учитель русского языка и литературы

Чижик Ирина Николаевна

Вязьма

2010

Рассказ Михаила Шолохова «Нахаленок» в 6 классе.

Предлагается изучать рассказ М.А.Шолохова «Нахаленок» на уроках внеклассного чтения, после изучения таких произведений, как «Корова» А.Платонова, «Кладовая солнца» М.Пришвина.

«Донские рассказы» Михаила Шолохова обладают большой силой воспитательного воздействия. Со многими из них ученики могут познакомиться по экранизациям, отдельные новеллы с увлечением читаются школьниками средних классов. Дети не только восхищаются героизмом и мужеством людей, боровшихся, не щадя себя, за новую жизнь, судьба героев рождает у ребят сочувствие, сострадание к чужому горю, чужой беде. Такие произведения воспитывают душевную чуткость, эмоциональность ,затрагивают тонкие струны детской души. Это очень важно для шестиклассников, вступающих в сложный подростковый возраст, когда ребенок стесняется проявления чувств, когда жалость подчас считается слабостью, а сострадание и милосердие некоторым из них, к сожалению, вообще неизвестны.

«Донские рассказы» — это не просто начало, это истоки творчества Шолохова. Как доказал В.В.Гура, это подступы, предыстория «Тихого Дона»,а все вместе произведения Шолохова «составляют одну, единую Книгу».И чем раньше ученик откроет ее, тем полнее и глубже он сумеет ее постичь.

Многие рассказы Шолохова равно интересны как для взрослых, так и для детей. Таков и его: «Нахаленок». Рассказ знакомит ребят с грозными, трагическими событиями, участниками и героями которых становятся и взрослые, и маленький мальчик. Дети любой страны в тяжелые годы войн и революций живут особой, не совсем детской жизнью. Рассказ, таким образом, хорошо «вписывается»в круг героико-патриотических произведений, в которых решается важная проблема — дети и война, дети и революция.

«Нахаленок» дает возможность рассмотреть не только изображаемые автором события(классовая борьба и установление Советской власти на Дону),не только отдельных героев (Мишка, его отец, дед, станичные ребята), но и выяснить мотивы и причины поступков героев, проследить, какое влияние на маленького Мишку оказал отец, под влиянием каких событий мальчик принимает правду отца, почему проникается такой любовью и доверием к Ленину.

Рассказ чрезвычайно богат по идейному содержанию, совершенна его форма. Вчитываясь в текст, учащиеся увидят ипоймут, какмногообразно писатель проявляет свое отношение к герою, какими разнообразными изобразительными средствами и приемами пользуется. Рассказ дает материал для закрепления теоретико-литературных понятий, вводимых в 6 классе.

Учащиеся имеют возможность увидеть своеобразие шолоховского юмора, его функцию в произведении, мастерство писателя в изображении пейзажа, портрета и характера, а также яркий и образный язык автора, выразительную речь персонажей, являющуюся важнейшим средством их характеристики, средством создания образа. Особо следует остановиться на своеобразии композиции рассказа и ее средствах.

Изучая это произведение, учитель может формировать у учащихся умения и навыки, предусмотренные программой: умение воссоздать в воображении художественные картины, нарисованные писателем, выделять эпизоды, важные для характеристики действующих лиц, сопоставлять героев произведения с целью выявить авторское отношение к ним, умение выразительно читать и пересказывать эпическое произведение.

Рассказ «Нахаленок» детям нравится. Они весело смеются, читая его, пересказывая отдельные сцены и эпизоды. Шестиклассники легко воспринимают шолоховский стиль и с удовольствием включают в свой пересказ характерные выражения героев, живую речь автора.

Своеобразие рассказа и особенности его восприятия учащимся диктуют путь анализа. Вряд ли целесообразно составлять вполне очевидную характеристику Мишки -главного героя произведения. Гораздо важнее рассмотреть его поступки и выяснить их мотивы, интересно проанализировать мысли и чувства, восприятие мира семилетним ребенком и посмотреть, какое влияние на отзывчивую детскую душу оказали грозные события того времени. Рассматривая отдельные сцены, учитель покажет, как надо вчитываться, размышлять над текстом, постигать художественную функцию эпизода и отдельного слова. Следует обучить школьников в отдельном видеть целое, не допускать раздробленности.

Рассказ школьники прочитают дома, однако отдельные эпизоды пусть прозвучат уже на первом уроке. Школьники легко представят, увидят Мишку, его отца, деда, станичных мальчишек, услышав их речь, в которой раскрывается и индивидуальная сущность героев, и их социальная принадлежность. В коротком рассказе Шолохова много живых и ярких сцен. Зримости их изображения писатель достигает выразительным диалогом, которому, как известно, придавал большое значение.

Богат разговорно-бытовой язык в рассказах Шолохова. Довольно часто автор включает в свой рассказ характерные для его героев слова и выражения. Так, писатель включил в свою речь слова из лексикона семилетнего мальчишки, воспроизвел отчасти манеру его разговора, включил отрывки несобственно-прямой речи мальчика.

Это своеобразие авторского повествования школьники чувствуют, но затрудняются словесно оформить возникшие впечатления, дать свой анализ несобственно-авторской речи. Это и понятно, ведь у школьников еще сравнительно беден лексический запас, иногда они не знают точного значения слова. Помощь, подсказка учителя здесь необходима.

Используя интерес учащихся к эпическому произведению, следует учить их воспринимать в художественном тексте не только то, что лежит на поверхности, но и то, что в глубине его, учить наблюдать жизнь слова во всех его оттенках, погружаться в мысли писателя, надо показать, что в подлинном искусстве нет ничего нейтрального, незначительного. Первый шаг к этому — вдумчивое чтение, чтение, основанное на видении, на размышлении. Второй-стремление точно выразить в слове те мысли и чувства, которые рождаются во время чтения и в процессе анализа художественного произведения.

2. НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ,КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ АНАЛИЗЕ РАССКАЗА «НАХАЛЕНОК».

Большую помощь преподавателю оказывает альбом «Михаил Александрович Шолохов» (Громцева С.Н., Курдюмова Т.Ф., Альбом «М.А.Шолохов,М.,1982г.). Демонстрация этих материалов создает прекрасную зрительную опору для восприятия учащимися того, что говорит учитель. Школьники видят места, которые связаны с жизнью писателя и его героев. Рассказ учителя могут иллюстрировать следующие листы альбома:

1.Михаил Шолохов в годы работы над первой книгой»Тихого Дона»(лист 3)

2.Крутояры Дона(лист 21)

3.Вид на Вешенскую с Дона(лист 20)

4.Дом,где родился М.А.Шолохов(лист 2)

5.Михаил Шолохов-ученик 1 класса мужской гимназии.1914 г.лист 2)

6.М.А.Шолохов с внуком Андрюшей (лист 15).

7.М.А.Шолохов с вешенскими школьниками.1970 г.(лист 18)

8.Школьники вручают М.А.Шолохову памятный альбом.1970г. (лист18)

9.Обложка кизданиюрассказаМ.А.Шолохова

«Нахаленок»(лист 22)

3.РАБОТА НАД РАССКАЗОМ «НАХАЛЕНОК» (2 часа)

Урок 1.

На первом уроке в небольшом вступительном слове учитель рассказывает о Шолохове-писателе и человеке, у которого «обыкновенная биография в необыкновенное время». Шестиклассники уже имеют понятие о революции и гражданской войне, поэтому учитель рассказывает о Шолохове как участнике революционных событий на Дону, которые впоследствии легли в основу многих его произведений, в частности рассказа «Нахаленок». Но попутно необходимо будет разъяснить, что такое продразверстка и продотряды, с этими незнакомыми для многих понятиями дети встретятся в рассказе.

Затем следует детальный анализ первых двух глав произведения. Композиционно — это своеобразная экспозиция. Здесь читатель знакомится с главным героем в обычной обстановке, с его ежедневными занятиями и проказами. Здесь Мишка такой, каким он был до возвращения домой отца.

Задача первого этапа работы над рассказом — помочь учащимся обнаружить и высказать свое отношение к прочитанному. На основе первоначального восприятия надо подвести ребят к пониманию и видению того, где и когда происходят события, кто главный герой и каков он в начале рассказа. Эти сведения школьники вычитают из самого произведения. На первом этапе работы должны быть выявлены и четко определены «исходные позиции», с которых особенно отчетливо станет видно, что произошло с Мишкой затем под влиянием отца и тех грозных событий, свидетелями и участниками которых стал мальчик.

Эти задачи могут быть реализованы в ходе беседы и наблюдений над текстом, когда учащиеся будут пересказывать понравившиеся им сцены и эпизоды, уже в самом пересказе обнаруживая отношение к прочитанному. Особое место должно занять выразительное чтение учителя.

Разговор с учащимися об их впечатлениях о рассказе может производиться по следующим вопросам:

1.Какое впечатление произвел на вас рассказ?

2.Какие сцены и эпизоды вампонравились и запомнились? Перескажи их.

3.Заметили ли вы что-нибудь необычное в том, как Шолохов рассказывает о своем герое?

Когда рассказ прочитан, эмоционально воспринят, учитель ведет школьниковк осмыслению впечатлений и к пониманию того, почему рассказ вызывает такие разнообразные и противоречивые чувства, что в нем особенного. Своеобразие «Нахаленка» выражается, в частности, в том, что каждая сцена и эпизод, как говорится, встают перед глазами. Шолохову присуще кинематографическое видение, и каждая маленькая глава — это своеобразный кинофрагмент, который мы как будто видим на экране и который вызывает наше вполне определенное отношение.

Учитель не только поддерживает, но и углубляет интерес учащихся к тому «необычному», что они чувствуют в рассказе. Показать это можно, проанализировав две сцены: первая-начало рассказа, возвращение отца, и вторая — встреча Мишки и Витьки-поповича на пруду.

Учитель читает начало рассказа (до слов:»Мишка вырываться, да не тут-то было»).Что же своеобразного и необычного в этой сцене? Мишка как действующее лицо еще не проявился, но автор сразу вводит читателя в мир ребенка, в мир его радостей и огорчений. Все происходящее видится будто бы глазами мальчика. Мишка по-своему называет все происходящее.

Предлагаем ребятам найти в отрывке, который только что прочитан, слова и выражения, которые мог произнести мальчик, а не взрослый человек, и которые автор намеренно включил в свою речь («маманька визжит, лопочет что-то»,»дед бежит, подпрыгивает»,»следом за дедом прет в горницу чужой большущий солдат»,»мамка на шее висит, воет»,»стряхнул чужой мамку с шеи да как гаркнет»).

Возвращение отца передано через восприятие ребенка, многое удивляетего новизной и необычностью. Мальчик многого не знает, потомутак поразила его шапка с лентами, но без козырька (это бескозырка, но такое название ему неизвестно). Почему

Мишка «струхнул и под одеяло спрятался»? Да потому, что испугало его незнакомое слово «потомство».

Делается вывод о том, что ничего не рассказывая о своем герое прямо, Шолохов в то же время очень много сказал о нем и сделал это взглядом на мир глазами ребенка. Такая манера повествования создает особый эмоциональный тон рассказа, позволяет писателю выразить свое отношение к изображаемому.

Прелесть, своеобразие шолоховского рассказа в том, что его героев мы видим и слышим, так ярка и выразительна их речь в диалогах. Учитель показывает это, читая и анализируя второй эпизод: встреча Витьки-поповича и Мишки на пруду.

Достаточно прислушаться к речи мальчишек, и можно сказать, кто эти ребята по своему социальному положению, каков их характер, как они относятся друг к другу. В процессе чтения и беседы ребята устанавливают, что в этой сцене достаточно отчетливо слышится и голос автора.

В этой сцене Витька-попович обзывает Мишку нахаленком. Как реагирует на это прозвище мальчик? (Схватил камень, готов броситься в драку). Вероятно, вид у него был настолько решительный и воинственный, что Витька испугался, заискивающе улыбнулся, заговорил примирительно и даже пообещал кинжал. В этом поведении Витьки, как в зеркале, отражается и состояние Мишки: слово» нахаленок» привело его в ярость.

Что здесь оскорбительного и обидного? Учитель рассказывает, что злой Витька, по-видимому, повторяет слова взрослых. А они называли Мишку так потому, что родился он, когда родители его еще не состояли в браке, не были обвенчаны в церкви. Такого ребенка презрительно называли нахаленок, то есть родившийся без отца. Понятно, почему это прозвище так задевает Мишку. Он слышит в нем оскорбление отцу, о котором мальчик только что говорил с гордостью.

В этой сцене оба героя совсем еще дети. Они хвастаются друг перед другом (один -кинжалом, другой -ружьем, которое отец принес с войны, самим отцом, его необычной шапкой). Как часто бывает у детей, ребята поддразнивают друг друга, но в их детской перепалке уже прослушиваются речи взрослых, вражда и ненависть их отцов.

Итак, две сцены. Состоялось первое знакомство с героем. Оно будет полнее, если рассмотреть портрет героя. Каков же он маленький Мишка? Сначала учитель дает возможность школьникам рассказать о своих представлениях, а затем обращается к тексту рассказа. Ребятам легко «вычитать» из описания внешности зримое изображение героя. Учитель же помогает им во внешнем облике «прочитать» его характер, темперамент, социальную принадлежность. В итоге делается вывод о том, что Мишка настоящий деревенский мальчишка: не очень-то ухоженный, живущий больше на улице, чем дома, обожженный солнцем и ветром, непоседливый и шустрый.

Предлагается проследить учащимся, чем занимается Мишка в течение дня (первые две главы рассказа).

Мишка живет в неспокойное время. Не нужна точная датировка-время действий определяется характером событий и содержанием разговоров, которые ведут не только взрослые, но и дети.

Учитель предлагает следующее задание классу: опираясь на текст рассказа, установить, когда происходят описываемые события, назвать факты, которые помогают определить время действия. На дом целесообразно предложить такие задания, которые организовали бы самостоятельную работу школьников над текстом рассказа, помогли закреплению навыков выразительного чтения и развития речи:

1. Подготовьте выразительное чтение по лицам отрывка из второй главы со слов: «Ребята возле пруда…» до слов: «…не догонять не побежали». Можно ли на основании того, о чем и как говорят станичные мальчишки, судить об их характере, культурном уровне, происхождении и настроении.

2. Найдите в тексте рассказа те места, где люди и события увидены глазами семилетнего мальчика. Каким видит мир Мишка и почему он так себе его представляет?

Урок 2.

Работа начинается с проверки домашнего задания. Затем рассматриваются главыс 3-й по 6-ю. Ключевой эпизод во второй группе глав — это ночной разговор отца с сыном. Необходимо детально проанализировать рассказ Фомы Коршунова о войне и Ленине, потому что этот рассказ во многом определил дальнейшее действия Мишки, изменил характер его поступков. Применяя различные приемы и формы работы, учитель рассматривает также еще несколько эпизодов: собрание в исполкоме, сбор Мишки в армию, сцена в поповском доме, финальный героический поступок мальчика.

Задача второго этапа работы — проследить, под влиянием каких событий и как изменился малолетний Мишка. Анализируется сцена, когда Мишка, стоя во дворе, наблюдает работу отца:

1.Почему Мишка сразу не бежит к отцу с вопросами, а стоит, долго смотрит, несмело трогает его рукой и спрашивает шепотом?

Школьники должны понять психологическое состояние мальчика: он полон сомнений: вдруг ребята правы, и отец на войне не воевал?! Наконец, мальчик преодолел страх, он хочет знать все до конца: что делал отец на войне, с кем воевал? В этих вопросах не простое любопытство, а желание узнать ту правду, которая снимет боль, уничтожит обиду, усилит гордость за отца. Отец обещает вечером все подробно рассказать про войну.

2.Как автору удается передать нетерпеливое ожидание вечера ребенком?

Учитель обращает внимание на художественно-выразительную функцию слова в этом эпизоде («день растянулся, как длинная глухая дорога в степи», нетерпение»одолевает» Мишку, мать «провозилась» у коровы,»прокопалась» в погребе).

Сцена «Рассказ отца о войне». Интересно параллельно проследить по тексту, что и как рассказывает отец о войне, о Ленине и как это воспринимает мальчик.

Эпизод «Сон Мишки» читается по лицам. Звучащее слово делает его особенно зримым, вызывает веселый смех. Школьники понимают, что комизм ситуации создается несоответствием между реальностью и тем, как эта реальность преломляется в мишкином сне. Ленин становитсядлямальчикавоплощением справедливости и оправдан тот живейший интерес, который проявляет мальчик к его портрету(«вырвал» его из рук отца,»впился в него глазами»).

Чем же поразил Мишку портрет?

Что нового появляется в поступках и речи героя под влиянием отца? (Посещение собрания, появление новых выражений в речи).

Чтение по ролям сцены «Мишка собирается уйти на войну». Почему мальчик решился на это? Представьте себе настроение, состояние Мишки и передайте, воспроизведя особенности его речи.

Таким образом, активизируя самостоятельную деятельность школьников, учитель подводит шестиклассников к обобщению, выводам, осмыслению идейного содержания произведения.

В заключении школьникам предлагается выполнить проблемное задание: станичные ребята по-разному называли Мишку: «нахаленок», «коммунячий сын», «коммуненок». Как в этих прозвищах меняется отношение к мальчику и почему? Почему Мишка, семилетний мальчик, смог совершить героический поступок?

Делается вывод о том, что подвиг мальчика подготовлен его короткой жизнью. Он поверил отцу, понял подлинный смысл слова «бандит», когдаувидел изуродованный труп отца. Он не мог поступить иначе!

На дом можно рекомендовать детям проиллюстрировать понравившийся эпизод рассказа, нарисовать портрет мальчика. Можно провести конкурс на лучшее выразительное чтение диалогов рассказа «Нахаленок» на выбор со слов:

1)»А ну, иди сюда, Михайло Фомич…»

2)»Посреди хаты стряхнул чужой мамку с шеи да как гаркнет:

-А где мое потомство?…»

3)»Красноармейцы остановились, рассыпались по площади…»

Рассказ Шолохова «Нахаленок» обладает огромным воспитательным, нравственным воздействием. Изучение этого произведения может и должно стать на уроках литературы в шестом классе запоминающимся.

ИЗУЧЕНИЕ «ДОНСКИХ РАССКАЗОВ» В 11 КЛАССЕ.

Настоящая встреча учащихся с произведениями Шолохова происходит в старших классах в процессе изучения темы коллективизации в советской литературе 30 -80 годов.

Важнейшей особенностью изучения творчества писателя являетсянеобходимость постигать его произведения не в отрыве, а в плотной связи с произведениями других замечательных писателей 20 века, которые также обращались к отражению противоречивых процессов гражданской войны и коллективизации. Это «Кануны» В.Белова, «Мужики и бабы» Б.Можаева, «Овраги» С.Антонова. Такая литературная параллель дает возможность более объективно представить описываемое время и выявить полнее взгляд писателя на поднимаемые проблемы.

Непосредственное изучение творчества Шолохова начинаем с разговора о его судьбе и, конечно, об авторстве произведений.

Прежде чем приступить к изучению романов Шолохова, два урока можно посвятить литературному и человековедческому анализу «Донских рассказов». В работе над материалом используется репродуктивный метод, подразумевающий проблемный анализ, и эвристический, позволяющий учащимся выйти на исследовательский уровень деятельности через анализ эпизодов, образов, героев, композиции произведения, богатства языка.

Предлагаю основные вопросы, направления проблемного исследования произведения. Четкая же структура уроков, порядок рассмотрения вопросов ,разговор о художественном строе речи зависят от творческих возможностей каждого учителя, от его индивидуального подхода к материалу.

Перед тем как обсуждать рассказы, хорошо познакомить учеников с историческими материалами о массовом терроре на Дону, с документами, отражающими события, легшие потом в основу «Донских рассказов» и романов Шолохова. Ориентиром к подбору таких материалов может послужить статья Ф.Б.Бирюкова»Шолохов сегодня», опубликованная во втором номере журнала «Литература в школе» за 1990 год.

Начать обсуждение можно с разговора о позиции Шолохова как человека и писателя, рассказы которого в изображении гражданской войны контрастировали с лакированной героической поэзией и прозой Н.Тихонова, М. Светлова, Н. Островского. Шолохов, будучи очевидцем и участником войны, видел, что она несет страшное зло в человеческий мир прежде всего потому, что необратимо калечит души. В рассказах Шолохова нет победителей: и те, кто имеет власть и силу и вершит чужие судьбы, морально умерщвлены, и те, кого убивали, но кто остался жив, тоже невосполнимо душевно ранены.Общая массовая деградация — вот следствие братоубийственной войны, и это мы должны помочь понять нашим ученикам. Ведь похожие проблемы, к сожалению, становятся актуальными и для нашего времени.

Только в жертвенности видит писатель спасительное очищение человеческой души. Примером служит один из лучших рассказов цикла «Продкомиссар», в котором главный герой, убивающий своего отца, спасает ценою своей жизни чужого мальчика, то есть он искупает великий грех отцеубийства своей кровью и перед смертью становится вновь человеком; и рассказ «Алешкино сердце»,где юный герой, переживший все ужасы голода и последствий, с ним связанных, закостеневший от горя, жертвует собой ради чужой женщины с ребенком и оживает.

Чтобы помочь ученикам понять тематическое единство цикла, предложим выбрать из всех названий рассказов одно, которым можно было бы назвать весь сборник.

И это, конечно,»Коловерть». Именно коловерть происходит в судьбах и душах шолоховских героев. Далее разбираем, какоесодержаниеШолохов вкладывает в это слово и как он раскрывает свои мысли в самых различных рассказах.

Закрутила коловерть людей, потеряли они нравственные ориентиры, и вот убивает отец сына в «Роднике», сын отца в «Продкомиссаре», муж жену, оставляя сиротой ребенка, в рассказе «Семейный человек», трагическим убийством заканчивается любовь в «Кривой стежке», на глазах у ребенка убивает обиженный его отца в «Обиде», убивают неугодного начальника в рассказе «Смертный враг», лишает жизни сына отец вместе со старшим сыном в «Червоточине», издеваются и убивают детей на глазах старика отца в рассказе «Лазоревая степь».

Так же Шолохов исследует необычайный по силе конфликт поколений, когда дети во имя чужих идей идут против родителей, они отвергают весь старинный, сформированный веками уклад, а вместе с ними перечеркивают всю жизнь своих близких и даже устраняют их за ненужностью. Так поступает герой рассказа «Продкомиссар» Игнат Бодягин, много лет не видавший родного дома, а теперь разоряющий его и отдающий на расстрел отца. Такая же семейная драма непонимания складывается у героев и в рассказах «Червоточина», «Бахчевник».

Новое поколение не осознает того, что изменить жизнь к лучшему можно только упорным трудом и нравственным усовершенствованием. Никакими революциями, честным дележом земли, борьбой во имя светлого будущего людей не сделать счастливым.

Необходимо не только разобрать смысловое единство рассказов писателя -гуманиста, направленное против любого насилия над человеком, но и помочь увидеть ученикам, что Шолохов показывает выход из кровавого месива человеческой жестокости. И этот выход можно определить при анализе рассказов «Алешкино сердце», «Жеребенок»,»Чужая кровь»,»Один язык».

Только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего своего, то есть попытаться вернуться к жизни по заповедям Христа, и тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться. Путь очищения долог, много будет жертв, и прежде всего пострадают те, кто сделает первый шаг, но этот шаг важен, иначе процесс расчеловечивания общества будет уже необратим. Такова основная мысль рассказов «Жеребенок», «Чужая кровь» и «Алешкино сердце». Писатель учит нас открывать свое сердце друг другу и таким образом приходить к согласию (рассказ «Один язык»).

Можно предложить учащимся попытаться самим выделить темы и проблемы шолоховских рассказов (тема детства; тема женской судьбы; проблема богооставленности человека; тема любви; тема человеческой веры), проанализировав несколько из них.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ДЛЯ БЕСЕДЫ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ.

Рассказ » Жеребенок «

1. Как описывается рождение жеребенка? Какое первое чувство испытал он на земле и почему? Как вы думаете, чем объясняется то, что писатель пишет о разрыве снаряда: «… нежный… комочек шрапнельного разрыва», а о стрельбе пулемета- » под его жизнерадостный строчащий стук»?

2. Можно ли по началу рассказа определить, в какое время происходит действие?

3. Почему сначала Трофим, а потом и командир эскадрона предлагают убить жеребенка? Почему это решение оказывается невыполнимым?

4. Опишите переправу красноармейцев через Дон. Как был спасен жеребенок? За что умер красноармеец Трофим? Охарактеризуйте белого офицера, выстрелившего в Трофима.

5. Какая мысль заключена в финальных строчках рассказа: «А на песке, в двух шагах от жеребенка, корчился Трофим, и жесткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью»?

Рассказ » Пастух»

1. Как вы думаете, почему Шолохов начинает рассказ описания хуторского собрания, нанимающего пастуха? Как это помогает понять будущие события?

2. » Обуглилась земля, травы желтизной покоробились, у колодцев … жилы пересохли», » степь испятнали бурые прыщи сурчиных нор»- так описывается в начале рассказа окружающая героев природа. Каков характер этого пейзажа? В чем его связь с описываемыми событиями?

3. О чем мечтают пастух Григорий и его сестра Дунятка?

4. Как, какими картинами описывает автор падеж скота? В чем связь этих трагических зарисовок с основным содержанием рассказа?

5. Из-за чего погибает Григорий? Как описана его смерть?

6. Какие детали рассказа наиболее ярко раскрывают особенности описываемого времени, остроту классовой борьбы?

7. Почему в рассказе, несмотря на его трагический характер, нет ощущения безысходности?

Рассказ «Батраки»

1. Что можно сказать о конфликте рассказа » Батраки»? Кто противостоит герою рассказа Федору Бойцову?

2. В каких жизненных испытаниях и душевных переживаниях формируется характер Федора? Какие события ускорили его духовное созревание, пробудили дремавшие ранее силы?

3. Почему встреча с матерью приобретает такое важное значение в развитии сюжета? Почему Федор раньше терпел все издевательства хозяина, а потом восстает?

4. Какое влияние на становление характера Федора как волевого, целеустремленного человека оказывают встречи с молодым рабочим Фролом?

5. Кого называет Фрол » кровной родней» Федора? Как встретили комсомольцы Федора, в чем выразилась их помощь ему?

6. В какой момент и что имел в виду Федор, сказав о себе: » Счастье навалилось… Давно ли думал, что на земле одно горе ходит и все люди чужие?»

7. В чем, на ваш взгляд, выражается гуманистическая направленность рассказа

В ходе работы над шолоховскими рассказами нельзя увлекаться только проблемным анализом. Надо говорить еще и о художественных особенностях его произведений.

Во-первых следует разобраться, зачем Шолохов употребляет большое количество диалектных слов. Для этого нужно выделить их в тексте, рассмотреть их образную и смысловую систему употребления. Результат этой стилистической работы будет состоять в понимании того, что, сохранял весь колорит народной речи, Шолохов максимально приближает нас к событиям на Дону, мы забываем, что читаем произведения писателя, становимся участниками описываемых событий.

Во-вторых, нужно заняться наблюдением над удивительной образностью языка писателя. Это задание лучше дать на дом после первого урока. Учащиеся должны выписать в тетрадь понравившиеся им выражения или сделать закладки в тексте.

В ходе работы школьники отвечают на вопрос: » В чем особенность шолоховского языка, в чем необычайность употребляемых им художественных средств: различных метонимий и эпитетов?»

После прочтения рассказов у учащихся создается ощущение, что степь, леса, река Дон — это живые существа, которые участвуют во всех событиях и переживают их так же, как люди. Пейзаж в рассказах Шолохова помогает раскрыть внутреннее состояние героев. Здесь уместно сказать о неоднозначной роли пейзажа в рассказах Шолохова.

В-третьих, провести работу над жанровым своеобразием рассказов, выделяя их композиционные особенности, обратить внимание на сказовую манеру некоторых рассказов («Шибалково семя», » О Колчаке, крапиве и прочем» и др.), наличие юмора в рассказах.

Наконец, в-четвертых, в процессе разговора о реалистическом методе писателя познакомить учащихся с таким явлением в литературе, как натурализм.

В завершение проблемного анализа шолоховских рассказов можно предложить детям написать небольшое домашнее эссе о связи тематики рассказов с сегодняшним днем. Ведь наиболее близко к сердцу мы воспринимаем материал, пропускаемый через себя, когда ставим себя на место героя произведения. С наиболее интересными работами ученики могут выступить потом как с докладами, защищая свои публицистические высказывания, взгляды, конечно, после предварительной проверки учителя.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

ПО » ДОНСКИМ РАССКАЗАМ».

1. В чем трагизм » Донских рассказах»?

2. Судьба человека в гражданской войне. Жестокость и жалость… Как они уживаются в одном человеке («Шибалково семя», «Алешкино сердце», «Родинка»,»Чужая кровь»)? Какие чувства вы испытывали при чтении?

3. Прочитайте рассказ » Продкомиссар». Одобряете или осуждаете поведение сына Игната Бодягина по отношению к отцу? И в то же время писатель рассказывает о гибели Игната: замотался, потерял время. Так каков же Игнат?

4. Перечитайте рассказ «Родинка». С какими мыслями ушел из жизни потрясенный содеянным белогвардейский атаман? Сознанием своей запутанности? Прозрением?

5. Ваши впечатления от рассказа «Чужая кровь»? Какова литературная реминисценция? Какие страницы других литературных произведений вы вспомнили и почему?

6. Перечислите примеры острых психологических моментов в рассказах, построенных на резких антитезах, отражающих реальные противоречия жизни: примеры лаконичных средств изображения обстановки, портрета, пейзажа, диалога. В чем сила народной речи в рассказах Шолохова?

7. Как в рассказе «Жеребенок» автор сталкивает две стихии — войну и мир?

ЭПИГРАФЫ К УРОКАМ

1. Белым был-

Красным стал,

Кровь покрасила…

Красным был-

Белым стал,

Смерть побелила.

М.Цветаева

2. О, годы юности немилой,

Ее жестоких передряг.

То был отец, то вдруг он — враг.

А мать?

Но сказано: два мира,

И ничего о матерях…

А.Т.Твардовский. » По праву памяти»

3. Там, где царит насилие,- царит горе и льется кровь.

В. Гроссман

4. А ад я видел на земле.

Саша Черный

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКОВ

ПО «ДОНСКИМ РАССКАЗАМ» ШОЛОХОВА

Изобразительный материал

1. Михаил Шолохов. Жизнь и творчество. Выставка в школе/ Сост. В.В. Гура., М.,1964,1975 гг.

2. Жизнь и творчество М.Шолохова. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке/ Сост. В.В. Гура, М.,1980г.

3.Михаил Александрович Шолохов. Альбом / Сост. С.Н. Громцева, Т.Ф. Курдюмова/ Под ред. В.В. Гуры, М., 1982 г.

Экранные пособия

1. Михаил Шолохов. Фильм черно — белый. 2 части. Ростов-на-Дону, 1966 г. Автор сценария И. Котенко. Редактор А. Мазурхо.

Кинофрагменты

1. Из к/ф » Нахаленок». Режиссер Е.Карелов. 1962 г.- 6 фрагментов:

1) Отец и сын;

2) Рассказ о Ленине;

3) Портрет Ленина;

4) Выборы в исполком;

5) Мишка поступает в отряд;

6) Подвиг

Диафильмы

1. » Нахаленок». Цветной. Сценарий О.Зубковой. Худож. редактор В.Иванов.

2. Михаил Шолохов. Автор А.Ширяев. Худ.-оформитель

Ж.Гиричева.

Звукозапись

1. Фонохрестоматия по литературе для шестого класса. Сост. Э.О. Конокотин.

2. Фонохрестоматия по литературе для одиннадцатого класса. Сост. Е.И.Бушлина.

Экранизация рассказов

1. «Пастух» ( 1957). Режиссер И.Бабич.

2. «Жеребенок»( 1959). Режиссер В. Фетин.

3. » Нахаленок»( 1962). Режиссер Е.Карелов

4. » Смертный враг» (1971). Режиссер Е.Матвеев

5. » В лазоревой степи» (1971). Режиссеры: В. Ланской, В. Жамшурин, В.Кольцов, О.Бондарев. Фильм состоит из трех новелл, в основе которых лежат рассказы » Коловерть», «Червоточина», «Продкомиссар».