Уроки литературы

А.П.Чехов. Рассказ «Ионыч». (1998 г.)

История духовной деградации доктора Старцева.

Цель: проследим путь героя от Старцева к Ионычу.

Старимся, полнеем, опускаемся.

День да ночь – сутки прочь,

жизнь проходит тускло, без

впечатлений, без мыслей….

Из рассказа.

Словарь.

Деградация – постепенное ухудшение,упадок.

Ренегатство – отступничество, измена прежним убеждениям.

Диагноз – определение болезни на основании обследования больного.

Обращение писателя к читателям (продолжите мысль):

Не поддавайтесь…

Вырабатывайте в себе…

Не предавайте …

Не предавайте …

Берегите в себе …

Ход урока.

Организационный момент.

Д.з. – 1) дать полный ответ на вопрос: Как объясняет Чехов судьбу Старцева?

2) подготовить сообщение о роли семьи Туркиных в рассказе ( индивид. задание );

3) подумайте, какие чеховские рассказы перекликаются с «Ионычем»,как бы дополняя и продолжая его.

Тема урока.

1.Фронтальная беседа по вопросам.

1) Ваши первые впечатления от рассказа «Ионыч», интересен и близок ли он вам?

2) Что потрясло вас в докторе Старцеве и его судьбе ?

3) Смешон или трагичен Старцев ?

4) Зачем поведал нам о нем писатель ?

«Ионыч» — раздумье о назначении человека, о призвании юной личности.

2.Слово учителя.

- Давайте же вспомним историю жизни Старцева, проследим путь от доктора Старцева к Ионычу.

3. – По ходу работы составляем таблицу.

Доктор Дмитрий Старцев

Ионыч

Детали внешности, поведения.

24 года. Молодой, энергичный, подающий надежды, нормального телосложения. Ходил пешком.

31 год. Сильно пополневший, пассивный, ездит на тройке с колокольчиком. Ожирел, тяжело дышит, жадный. Голос стал тонким, резким, характер – тяжелым.

.

Интересы, стремления.

Добрые стремления, серьезные интересы. Интересовался литературой, искусством (музыка, спорит ). Много работал, хотел стать хорошим врачом, приносить пользу людям. Испытал чувство любви.



Живется ему скучно, ничто его не интересует. Громадная практика в городе, есть имение, 2 дома в городе, облюбовывает 3- ий.

Играет в карты, много ест. Считал зеленые и желтые бумажки (деньги ),наслаждался при этом.

Речевая характеристика.

Обратимся к тексту: « Мне кажется, никто еще не описал верно любви, и едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство, …»

Поэтично звучал голос, восторженно, с особым чувством.

« Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?»

Отсутствие чувств, его голос в конце рассказа вызывает содрогание: это голос омертвевшей души.

Как раскрывается в любви? Чтение по ролям 2-х сцен в

саду.

Он хочет, он ждет любви во что бы то ни стало. Делает предложение. Идет на кладбище, по всему городу ищет фрак. Но любовь неглубокая, страдал ровно 3 дня.

Покой дороже всего, его пугают хлопоты. Он становится брюзгой, проявляет много недовольства, но вслух не высказывает.

Кто виноват в том, что не состоялась любовь Дмитрия Старцева и Екатерины Ивановны (Котика)?

1)Среда.

2)Отчасти Екатерина Ивановна.

3)Ионыч, его нравственная слабость, трусость загубили любовь.

Ваше отношение к герою?

Нравится стремлением приносить пользу людям, тем, что не боялся работы.



Жаль его, отталкивает тем, что так опустился.

Вывод по таблице.

Какая сила губит героя?

Стремление к сытости и покою. Мирится с окружающей средой, не пытается бороться или бежать.

Ваше окончательное мнение о герое.

Старцев превратился в обывателя. Это человек конченный, утративший любовь, надежды, чувство врачебного долга.

Определение “диагноза”.

Чехов написал историю новой формы тяжкой социальной болезни, которую изучала русская литература. Это духовная деградация, ренегатство.

- Почему же произошло разрушение личности?

(Отсутствие светлой жизненной цели).

Работа по развитию речи.

Подумайте и допишите обращение писателя к читателям, опираясь на выводы, сделанные по таблице .Выделите, на ваш взгляд, главное.

Итог урока.

1.Не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды.

2.Вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам.

3.Не предавайте светлых идеалов молодости.

4.Не предавайте любви.

5.Берегите в себе человека.