Уроки литературы как инструмент нравственного воспитания

«УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ

НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ»

Салихова Раушания Музагитовна, МБОУ «СОШ с. Какре-Елга, учитель русского языка и литературы, Республика Татарстан, Азнакаевский район

Аннотация

Доклад представляет собой размышления учителя о состоянии нравственности в современной жизни. Изменения в обществе исказили шкалу ценностей. Школа и вместе с ней уроки литературы должны помочь ученику найти тот единственный правильный путь в жизни, основой которой будет нравственность.

«Книга – это духовное завещание одного

поколения другому, совет умирающего

старца юноше, начинающему жить…»

А. Герцен

«Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. В конечном счете, основой всех человеческих ценностей служит нравственность. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение – главная задача образования», — писал Альберт Эйнштейн. И в первую очередь, это задача уроков литературы.

Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Лучшие писатели в своих творениях постоянно поднимали проблемы современности, пытались решить вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости…

Воспитание человека, гражданина – задача, сложная, многогранная, актуальная во все времена.

Преобразования последних лет вместе с рыночными отношениями привнесли в наш мир ломку нравственных ориентиров. Искажаются духовные ценности: в прошлое уходят доброта и порядочность, человечность и великодушие. На их место приходят жестокость, жажда наживы. Такие понятия как патриотизм, совесть, честь часто вызывают у детей негативные эмоции. И нам, учителям литературы, необходимо очень чутко оперировать неокрепшей детской душой. Уроки литературы должны сеять разумное, доброе, вечное, убеждать, что такие философские понятия как дружба, верность, любовь вечны, что они не исчезли, что именно они являются основой жизни.

Несомненно, наша задача – умело направлять ребенка в русло чтения правильной книги. Но сегодня ученики не хотят читать и не умеют читать. Это серьезная проблема. А когда-то Россия была самой читающей страной. Читали везде: в транспорте, в метро, на лавочке в парке, в перерыве между работой. К сожалению, сегодня книги заменили компьютерные игры, фильмы не самого лучшего качества. А на полках книжных магазинов поселились книги-«однодневки», оттеснившие произведения писателей-классиков.





Приучать детей к чтению умной, душевной книги надо с младшего возраста. Программа русской литературы в этом плане создает для учителя большие возможности. Она включает изучение прекрасных произведений, например, сказку-быль «Кладовая солнца» М.М. Пришвина, рассказы А.И. Куприна «Чудесный доктор», «Белый пудель», повесть «Дети подземелья» В.Г. Короленко и другие. Это гимн доброте, милосердию, человечности. Они позволяют достучаться до души ребенка, учат его сопереживать. Русская народная поговорка гласит: «Вода камень точит». Так каждая прочитанная хорошая книга приближает ученика к нравственности.

Не менее важная задача – учить детей думать. Развивать умения созерцать, мыслить, рассуждать, делать выводы – вот к чему стремится учитель литературы на каждом своем уроке. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки», — говорил великий Лев Николаевич Толстой. Аналитическая работа, ассоциативная работа, на мой взгляд, — еще один ключ к решению наших задач.

В процессе нравственного воспитания ученика велика роль личности его учителя. Учитель – лоцман в океане жизни, ведущий своего воспитанника к достижению нравственных целей, самоутверждению, социализации в обществе. В этом благородном деле его союзником являются информационно-коммуникативные технологии, позволяющие усилить влияние книжного слова на ученика. Использование электронных образовательных ресурсов делает восприятие произведения ярче, образнее, эффективнее, а урок качественнее и интереснее.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих красивой фразой из книг, то учитель может считать свою задачу выполненной.

И в конце хочется обратиться к словам замечательного человека, писателя, ученого С.Л. Соловейчика: «Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счет – пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счет?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступать невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, она бесконечна… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике» — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995г.

Мещерякова Н.Я. «Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в VI-VII классах». М.: «Просвещение», 1984г.

Соловейчик С.Л. «Педагогика для всех» — М.: «Детская литература», 1989г.