Уроки доброты в системе воспитания обучающихся

Уроки доброты в системе воспитания обучающихся.

Автор работы: учитель русского языка и литературы Плотарева Е.А.

Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель — я употребляю это слово в самом широком смысле — может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества.

Н.К.РЕРИХ

Данная работа посвящена проблемам воспитания в современном обществе и поиску возможностей влияния на процесс становления личности ученика в условиях школьного урока литературы.

Автор, опираясь на собственный опыт и опыт других педагогов, увидел возможность участия в формировании духовного облика учащихся через уроки Доброты по рассказам Юрия Яковлева. В работе предлагается система подобных уроков для среднего школьного возраста в соответствии с актуальностью проблем, стоящих перед детьми на данном этапе.

Центральная и основная часть работы представляет собой изложение системы подготовки к уроку Доброты /предварительной работы, непосредственной подготовки сценария урока и работы по исследованию результатов урока/.

Б заключение автор излагает результаты собственных наблюдений того, что дают такие уроки, в какой степени они духовно обогащают учеников, воспитывают их. В подтверждение этих выводов приводятся приложения, показывающие уровень заинтересованности учащихся данными уроками, глубину воздействия их на детей.

Целью данной работы является исследование возможностей воздействия школьного урока литературы на процесс воспитания учащихся современной школы.

В процессе создания работы автор ставил перед собой следующие

задачи:

Дать краткую характеристику состояния системы воспитания в современном обществе.

Выявить возможности воздействия школьного урока литературы на процесс становления личности ученика.

Изложить систему уроков Доброты по творчеству Юрия Яковлева для среднего школьного возраста.

Изложить систему подготовки к уроку Доброты, возможностей достижения наибольшей его эффективности.

Поделиться опытом наблюдений результатов подобных уроков.

Подтвердить выводы рядом приложений к работе.

Если говорить о системе воспитания в нашей стране на современном этапе, то придётся констатировать факт серьёзного кризиса этой системы. Веянием времени сметена система общественного воспитания с лозунгами «Раньше думай о Родине, а потом о себе», «Общественное превыше личного» и т.д. «С отказом в нашей стране от марксистско-ленинской философии, в основе которой лежал моральный кодекс строителя коммунизма, общество оказалось в идеологическом вакууме. Это немедленно и отрицательно сказалось на нравственном уровне людей. Россияне поняли, что они не только материал для постройки будущего, но сами тлеют право на него в лице определённых материальных благ. И, не сговариваясь, решили поставить во главу смысла жизни самих себя, достойных всего самого лучшего. Так получилось, что, обретя свободу и не зная, что с ней делать, мы разбросали в всё старое, мешавшее счастливо жить и, не создав ничего нового / в себе прежде всего/, живём дальше. И не просто живём — воспитываем детей, подрастающее поколение, наше будущее. Воспитываем, не имея сложившейся системы ценностей в обществе, зачастую не имея собственной такой системы. Современные дети — это, в большей части своей, люди без нравственных опор, без осознания собственной ценности и особого своего предназначения. Отсюда желание копировать, как правило, самые отрицательные черты повзрослевших друзей, стремление слиться с общей массой в привычках и проявлениях своих. Впрочем, детей винить не в чем. Они мало отличаются от взрослых, в едином порыве рвущих у жизни материальные блага и все признаки «достойной» жизни.

Но ориентиры, нравственные основы, устои, ценности должны быть найдены, сформулированы. В противном случае жизнь просто теряет смысл. Откуда их взять нам сегодня? Безусловно, это должны быть не партийные, не сословные ценности. Основой, стержнем морали современного человека должны стать ценности общечеловеческие, насчитывающие не одну сотню, а, может быть, и тысячу лет. «Самое дорогое, самое красивое, самое любимое у всех народов всегда становится общечеловеческой ценностью”.

Осознание себя, своего высокого предназначения.

Любовь к окружающему миру, чувство единства с природой, ощущение себя частью её.

Устойчивость ценностей.

Не восприятие безобразного в мыслях и поступках.

Желание прожить достойно, т.е. привнести в эту жизнь свою частицу добра, любви, красоты.

Такие ценности могут быть опорой для человека будущего. Интересный факт. Будучи на курсах повышения квалификации, автор данной работы в числе других «курсантов” заполнял анкету «Какие черты характера я хочу видеть в наших детях?» и «Какие черты характера детям необходимы в современной жизни?» Всеобщим результатом анкет было следующее. Мы хотим видеть наших девчонок и мальчишек добрыми, честными, справедливыми и т.д. Жизнь требует от них жёсткости, расчётливости, умения идти к цели, не взирая на преграды. Вывод был сделан следующий: мы неправильно воспитываем детей, не даём им истинного понимания вещей. Чудовищное заблуждение! Это жизнь становится «сквозно бессовестной» /Б.Высоцкий/, а мы, упираясь изо всех сил, хотим видеть красоту и жить среди порядочных людей.

Но общие рассуждения это просто общие рассуждения. Что же сегодня в этой ситуации, в этой стране, в этой школе может сделать обычный школьный учитель литературы? Как зажечь искорки духовности, высокого смысла в наших насквозь «про компьютеризованных» детях, чьи обложки дневников неизменно украшает Децл? Именно учитель и именно сегодня может сделать многое. Но прежде всего — воспитывать целостностью и красотой собственной личности, то есть представлять собой человека, тлеющего высокие нравственные ориентиры и посвящающего свою жизнь их достижению. Обладание подобной целостностью затруднено современной жизнью, но безусловно необходимо, иначе педагог лицемерит перед детьми, учит тому, во что сам не верит, а подобное недопустимо.

Учитель литературы в силу особенностей преподаваемого предмета может рассказать детям «о достоинстве и ответственности человека,

Об энергии все начальной и о всенародных сокровищах», показать » «путь труда и достижения, …гармонию между приматом духа и здоровьем тела». Прекрасной возможностью для этого являются литературные уроки Доброты в рамках часов, отведённых на внеклассное чтение. Посетив однажды подобный урок заслуженного учителя РФ Денисовой 3. Я, автор данной работы взяла эту форму на вооружение и использую её в течение десяти лет.

В системе проводятся уроки Доброта по творчеству Юрия Яковлева. Его рассказы обладают исключительной особенностью затрагивать самые тонкие струны детских душ, волновать их, заставляют размышлять, чувствовать. Составители школьной программы совершенно упустили уникальную возможность воздействия на наших маленьких читателей красотой и достоинством героев Ю. Яковлева. Между тем возможна разработка уроков внеклассного чтения по творчеству писателя в зависимости от актуальности проблем на различных этапах развития личности ребёнка.

Класс

Проблема

рассказ

5

Отношения со сверстниками, природой, живыми существами

« Он убил мою собаку», «Багульник»

6

Личная ответственность перед миром, высшая справедливость

«Жизнь капитана Гастелло»

7

Осознание собственной личности, отношения со взрослыми

«Учитель истории» «Бамбус», «Игра в красавицу»

8

Поиски смысла жизни

«Собирающий облака», «Последний фейерверк», «Цветок хлеба», «Мальчик с коньками», «Память», «Девочки с Васильевского острова»

Безусловно, это подвижная система. Она зависит от классного коллектива, с которым работает учитель, от особенностей характера учащихся.



Как же подготовить такой урок, чтобы он достиг ожидаемого результата? Подготовка включает в себя несколько этапов:

Предварительный этап /сочинение учащихся по основной проблеме рассказа, рисунки и анкеты по теме/.

Непосредственная подготовка урока /разработка сценария/.

Подведение итогов урока /обработка анкет учащихся, анализ урока/. Очень важен предварительный этап подготовки к уроку. Анкеты и



сочинения ребят покажут учителю, насколько ученики готовы к разговору, насколько насущны для них данные проблемы; подскажут, как построить урок, на что обратить особое внимание, как правильно расе ставить акценты.

Например, в 5 классе при подготовке к уроку по рассказу «Он убил мою собаку” проводится следующая анкета:

Для чего человеку нужна собака?

Все ли люди одинаково относятся к животным?

Как нужно относиться к животным?

Расстраивались ж вы когда-либо из-за животного?

Ответы дают возможность узнать об отношении ребят к животным, умения сочувствовать, сопереживать” /по рассказу «Он убил мою собаку»/; «Пробудить в учащихся чуткость, доброту, донести до понимания истинный смысл слова «красота» /по рассказу «Рыцарь Вася»/ и т.д.

Особое значение имеет оформление класса, доски. Душевный разговор не может состояться в неубранном или неуютном классе. Гармония окружающего пространства располагает к размышлению. На доске — тема урока, эпиграф, слова, важные по содержанию и сложные по написанию. /Например в 5 классе на уроке по рассказу «Он убил мою собаку»: собака, милиция, директор, заниматься, защищать и др. / Закрыты на доске вопросы анкеты по итогам урока и список рекомендуемых для ч чтения рассказов Ю. Яковлева. На столе каждого учащегося- вопросы для разбора содержания рассказе.

Важную рель играет эпиграф к уроку. Он должен объять собою всё содержание урока содержать ту самую важную мысль, искру, сокровенность, следующую из него. Так эпиграфом к уроку по рассказу «Багульник» служат слова великого учёного Чарлза Дарвина: «Это единственные существа на Земле, любящие нас больше, чем самих себя”. В качестве эпиграфа к уроку по рассказу «Баваклава»- слова Юрия Яковлева о своей матери: «Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она была всегда рядом. Она вела нас через трудную жизнь, создавая на нашем пути тёплое, незамерзающее течение»; к также афоризм Козьмы Пруткова: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем». К уроку по рассказу «Игра в красавицу» замечательно подходят строки Николая Заболоцкого:

А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Вступительное слово учителя — это, как правило, краткие биографические сведения об авторе произведения, его взглядах. Работа с эпиграфом может проводиться в начале или в конце урока в зависимости от того, использует учитель эти слова как отправную точку в разговоре или как вывод, заключение.

Основная задача урока — это анализ текста, разбор содержания по вопросам, составленным учителем и заранее предоставленным учащимся для возможности сосредоточиться и сформулировать свои мысли. Как правило, вопросы выстраиваются логически по ходу содержания рассказа. Это делается с целью воссоздания целостности произведения. Заключительные вопросы — это вопросы для размышления, углубления в свои мысли и чувства, для того, чтобы анализ текста был более интересным, живым, необходимо звучание художественного текста. С этой целью отдельные учащиеся заранее готовят выразительное чтение определённых отрывков. Так на уроке по рассказу «Баваклава» в исполнении учащихся звучит выразительное чтение описания молодости бабушки героя и отношения к ней внука. А вот отрывок о том, почему только после смерти бабушки мальчик понял всю её значимость в его жизни, необходимо читать учителю. Причём, не просто читать, а читать артистически. Так, чтобы каждый ощутил эти слова своими.

И после напряжённого разбора содержания, выяснения всех сложных и спорных вопросов наступает кульминационный момент урока: ребята должны сделать вывод, к которому шли весь урок. Чтобы вывод урока прозвучал более ярко и убедительно, звучат стихи по теме в исполнении учащихся или учителя «Игра в красавицу” — «Некрасивая девочка» Н.Заболоцкого, «Он убил мою собаку» — ‘Песнь о собаке» С.Есенина и «Орёл». Л. Яшина и т.д./. Вывод, единственно правильный, делается всегда. В теории и дети, и взрослые знают, как нужно делать.

А вот на практике? Не менее важно переключить мысли учащихся от общих красивых слов к их собственной позиции. Вот на уроке по вышеупомянутому рассказу «Баваклава» учитель просит поднять руку ребят, которые ни разу не причинили боли своим близким. Следует напряжённая тишина. И в классе не поднимается ни одна рука. И это не от того, что перед нами целый класс бездушных людей! Нет! Просто каждый в этот момент вспомнил горе и обиды, принесённые когда-то окружающим. А раз вспомнил, значит, осознал. А значит, в другой раз подумает, поступить как всегда или иначе.

Раздумья учащихся поощряются словами учителя и подкрепляются их доводами из анкет, домашними сочинениями. Это — мажорный, почти заключительный аккорд: мы об этом думали, для нас это важно! й уже в атмосфере всеобщего понимания и радостного чувства очередного открытия звучат проникновенные, такие близкие каждому и значимые для всех, заключительные слова учителя. Это и призыв, и совет, и пожелание, и радость за ребят, которые справились с поставленной перед ними задачей.

Для того, чтобы убедиться в ценности проведённого урока, учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

1.Что нового вы открыли для себя на уроке?



2.Кто из ребят хорошо работал?

3.Как оцениваете свою работу?

4.Было ли вам интересно на уроке?

Особенно радуют открытия ребят: Кто-то по-новому посмотрел на себя, на своих близких, кто-то узнал новое о своих одноклассниках, узнал неизвестное ранее о наших четвероногих друзьях. Учащиеся с удовольствием оценивают работу друг друга. Собственные ответы оцениваются критически, и это естественно: не всегда дети довольны собой, не в всегда получается словами выразить чувства. Нравятся такие уроки всем ребятам без исключения по простой причине: это уроки жизни, уроки Доброты. А на таких уроках нет «отличников» и «двоечников», нет равнодушных. Это всех касается, всех волнует, заставляет посмотреть на себя со стороны, оценить свою позицию. В этом я и вижу предназначение урока литературы, учителя, школы в целом — научить думать

И последний шаг урока — предоставление вниманию учащихся списка рассказов Юрия Яковлева, которые нельзя не прочитать.

Использование рассказов Юрия Яковлева для проведения уроков Добро ты даёт интересные результаты.

Во-первых, изменяется отношение к урокам литературы: учащиеся видят в них смысл.

Во-вторых, у отдельных ребят изменяется отношение к художественному тексту. В условиях сельской школы /наличие 4-5 текстов на 20 учеников/ они умудряются подержать книгу в руках.

В-третьих, возникают или укрепляются доверительные отношения м между ребятами и учителем литературы: о своих переживаниях и тревогах беседовать на других уроках они не имеют возможности.

В-четвёртых, особое восприятие художественного текста, прочувствование его порождает выразительность речи, чтения учащихся. В течение ряда лет ученики из классов автора работы занимают первые места на школьных конкурсах чтецов.

Учащиеся классов, в которых проводились уроки Доброты, несколько отличаются от других. Они открыты, готовы к серьёзному разговору, как правило более воспитаны. И это закономерно, потому что лучи добра пробивают любую тьму, и в душах наших детей появляются ростки любви и красоты, такие необходимые, чтобы у всех нас было будущее.

ПРИМЕЧАНИЕ

1.Дворников Ю. Предисловие к кн. Новая школа в свете Живой Этики. Магнитогорск,1994. –с.5.

2.См.там же,с.5.

3.См.там же с.44.

4. Яковлев Ю.И. читателю. – в кн. Яковлев Ю. Избранное. Москва,1992-с.351.

ЛИТЕРАТУРА

Яковлев Ю. Я. Избранное. Москва, 1992.

Яковлев Ю.Я. А Воробьёв стекло не выбивал. Москва, 1979.

Ильин Е.Н. Герой нашего урока. Москва, 1991.

Новая школа в свете Живой Этики. Магнитогорск,1994.

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, 1997.