урок-экскурсия по ОПК По золотому кольцу Кубани

Урок-экскурсия «По золотому кольцу Кубани»

Цель урока:

знакомство с отдельными наиболее известными храмами Кубани и их авторами;

способствовать приобщению учащихся к религиозно – духовному наследию русской православной культуры;

формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию предков.

Задачи урока: - познакомить учащихся с древними и современными христианскими памятниками на Кубани.

- раскрыть роль и значение православия для кубанского казачества.

Зрительный ряд: презентация с фотографиями представленных храмов

Материалы для учащихся: тетради по ОПК, ручки, карандаши для зарисовок.

Тип урока –заочная экскурсия:

Урок-экскурсия с использованием репродукций, слайдов, фотоальбомов, урок – экскурсия по храмам и соборам Кубани

Ход урока

Организационный момент

1 . Вступительное слово учителя

-Культура народа, традиции, связь духовности и материального мира — всё это стало предметом особого интереса людей сегодня, и мы — не исключение. Посмотрим вокруг себя. Мы увидим духовный застой общества, нравственное обнищание людей! Наркомания, алкоголизм, курение — тысячи пороков губят человечество! К сожалению, многие люди в наше время не имеют моральных убеждений, жизненных целей, на каждом шагу встречаешь людские пороки. Как же возродить наш духовный мир, как помочь многим людям? Лечить? Но душу не вылечишь таблетками. И вот именно религия может стать «лекарством» для многих. Зайдите в любой храм, и вы почувствуете нечто таинственное, необъяснимую силу церковной атмосферы: Спокойствие, Умиротворённость, Доброта, Понимание, Прилив чувств. Это малая часть того, что человек получает в храме. Сейчас людям так нужен нравственный подъём, который, без сомнения, даёт церковь, как храм душе, культура, воплощённая в архитектуре, живописи, окружающей природе. Поэтому во время сегодняшней экскурсии мы с Вами попутешествуем по «Золотому кольцу Кубани», то есть посетим храмы, которые действительно можно назвать жемчужинами нашей культуры. В этом нам помогут «экскурсоводы», которые подготовили для нас увлекательный материал, благодаря которому мы пополним наши знания и, наверняка, захотим, чтобы наша заочная экскурсия когда-нибудь превратилась в самую настоящую… А путешествие своё мы начнём, конечно же из нашего родного Курганинска, а именно из Свято-Вознесенского храма, по которому нас проведёт …(выступление 1-го ученика)

2. Сообщение 1 ученика-«экскурсовода».

Свято-Вознесенский храм в Курганинске на Кубани. (сл. №3-5)

Родословная Курганинска начинается с казачьей станицы. Славные труженики и храбрые воины — линейные казаки заложили первый камень Курганной в 1853 году. На правом берегу Лабы, на кургане, на месте сторожевого казачьего поста, прибывшие из-за Кубани 70 казачьих семей обосновали поселение, названное по ассоциации с характерной местностью обилием древних курганов станицей Курганной. В это время в станице была построена небольшая Казанская церковь.

Проходили года, станица ширилась, населялась новыми людьми. Теперь количество коренных, т.е. казачьих жителей и приезжих было примерно одинаково. Вот уже старенькая Казанская церковь ветшала. Уже и разросшееся православное население не могло уместиться, в небольшом храме. Ко всему прочему, станица расширялась вдаль от Лабы и теперь Казанская церковь оказалась на отшибе. Возникла необходимость в новом храме, более просторном, более основательном. Решить эту острую проблему взял на себя смелость весьма уважаемый станичный атаман Трофим Зинченко.

Из числа наиболее уважаемых и активных казаков был создан комитет по постройке церкви, по единодушному желанию названной в честь Вознесения Господня. В 1906 году храм был торжественно заложен (основан) по благословению правящего архиерея. Основная часть средств была выделена государственной казной, но значительную часть средств составили добровольные пожертвования станичников. Каждый двор вносил определенную лепту в начатое в 1906 году строительство Храма. Существовал график, согласно которому каждый день определенные дворы выделяли подводы, рабочую силу, куриные яйца для растворов и т. д. Строительные материалы доставлялись из г. Армавира на подводах. Проект выполнен в мастерской выдающегося кубанского архитектора А. П. Косякина. Известно, что основной подрядчик — Лавриненко Григорий Степанович сотоварищи – московские зодчие. Война 1914 года ограничила материальные возможности станицы, не хватило денег, стройматериалов, и только в 1916 году после возвращения многих казаков с фронта, атаман Зинченко вновь собрал сход жителей, на котором было принято решение продать часть казенной земли у реки Чамлык и на вырученные деньги достроить и расписать храм. Расписывать пригласили живописцев из Киевского художественного училища, последователей и учеников Васнецова. Живопись выполнена в стиле Васнецова, и многие фрагменты живописи имеют сходство с живописью Свято-Владимирского собора в городе Киеве. Храм, как архитектурное сооружение, замечателен уникальным решением строителями проблемы высокого уровня подпочвенных вод. Фактически храм, особенно в дождливый период, когда поднимаются подпочвенные воды, стоит на воде. Из колодца можно рукой черпать воду. Закладывая фундамент под храм, строители залили площадку бетоном. Стены храма, своды, колонны, также отлили из железобетона. Кирпичом облицованы стены внутри и снаружи для теплозвукоизоляции. Также кирпич выполнял функции декоративной кладки.

Здание храма имеет в общей сложности 112 окон различных размеров. Куб в основании венчается пятью куполами, поддерживаемыми четырьмя колоннами. Алтарная часть состоит из трех абсид, трапезная часть имеет два яруса окон и хора. Колокольня четырехярусная, наверху звонница. До 1934 года самый большой колокол весил 5 тонн. В настоящее время на колокольне 7 колоколов, самый большой из них 500кг. По центру с севера и юга притворы и открытые паперти. В 1916 году семь куполов храма были увенчаны крестами, и совершено освящение храма архиепископом Ставропольским и Черноморским Агафодором (Преображенским) и викарием епископом Михаилом Александровским. Освящение храма стало общестаничным праздником. Архиереи прибыли по новопостроенной железной дороге, от которой к храму была выложена ковровая дорожка. На освящение собралась вся станица.

В 1934 году храм постигла трагическая участь многих тысяч храмов на Руси. Он был осквернен и закрыт. Колокола храма исчезли, иконостас, церковная утварь разграблены и уничтожены. Со временем был растащен пол из храма, разобрана часть крыши и некоторые архитектурные детали. Кресты куполов были сброшены, и храм в таком израненном виде простоял несколько лет. За два-три года до войны кому-то пришла идея использовать храм в качестве зернохранилища. В сводах были пробиты отверстия для вентиляции, и храм был засыпан зерном на 3-4 метра от пола. От естественного повышения влажности воздуха в помещении храма настенная живопись была поражена грибком. Но Промыслом Божьим зерно, хранившееся в храме, спасло его от разрушения.

Грянула война, и по приходе фашистов верующий народ вновь открыл храм, воспользовавшись равнодушием оккупационных властей к духовной жизни народа. Когда захватчиков удалось изгнать с родной земли, советская власть не посмела более закрывать храм, иначе это выглядело бы как новая оккупация. Но, несмотря на возобновление деятельности храма, его положение продолжало оставаться незавидным. Власти по-прежнему относились нетерпимо к Церкви.

С 1943 по 1963 год в храме сменилось более двадцати настоятелей. Кроме того внушительной чередой прошли многочисленные штатные священники. Всего за эти двадцать лет храм увидел порядка сорока разных священнослужителей. Это говорит о том, что никакого нравственного или духовного следа эти пастыри просто не могли оставить в жизни прихода. Иногда срок служения в Свято-Вознесенском храме этих иереев ограничивался несколькими месяцами. Таким незатейливым способом разрушалась созидательная деятельность прихода.

1 октября 1986 года настоятелем Свято-Вознесенского храма был назначен молодой священник Валерий Коваленко.

Пришло время, когда наконец-то, можно было заняться серьезной деятельностью по благоустройству храма и просвещению прихожан. Настоятель храма, протоиерей Валерий, инициировал целый ряд хозяйственных работ. Уже в том же 1991 году была произведена промывка настенной живописи, которая, как известно, была повреждена в годы закрытия храма ссыпанным туда зерном. В следующем году были остеклены купола храма и в последующие несколько лет были проведены самые необходимые работы: реставрация кровли храма, поврежденных участков настенной живописи, покраска куполов и роспись окон в трапезной части храма. (сл.№6-7)

В 2001 году в храме полностью заменили полы, установили купол над алтарем, изготовили настенные киоты, без которых уже невозможно представить нынешний облик храма.

Затем был установлен новый иконостас в Никольском приделе, а спустя несколько лет и в Казанском – Пантелеимоновском пределе. А самой масштабной работой была замена куполов храма, которые сделали его видимым в любую погоду из самых отдаленных уголков города.

А в 2001 году храм удостоился заслуженной награды за свою уникальность: его поставили на учет в Комитете по охране, реставрации и эксплуатации культурных исторических ценностей (наследия) Краснодарского края как памятник архитектуры. К столетию со дня закладки храма, в 2006 году Почтой России были выпущены конверты с изображением Свято – Вознесенского храма, которые получили распространение по всей стране.

Храм-часовня имени святых Первоверховных Петра и Павла (сл.№8)

В год 150-летия основания Курганинска у жителей района появилась еще одна святыня — храм-часовня имени святых Первоверховных Петра и Павла, воздвигнутый на одноименной площади. (сл. № 8)Строительство этого храма осуществлено на средства и под руководством депутата Законодательного Собрания Краснодарского края, почетного гражданина города Курганинска, генерального директора ОАО «Галан» Петра Николаевича Галенко. Освящение храма осуществлялось в день святых Первоверховных апостолов Петра и Павла — 12 июля 2003 года митрополитом Екатеринодарским и Кубанским, почетным гражданином города Курганинска Владыкой Исидором.

3.Слово учителя

- Самым крупным и богатым монастырём Северного Кавказа можно считать Михайло – Афонскую – Закубанскую мужскую пустынь. Именно туда мы сейчас и отправимся, а сопровождать нас будет…(2 ученик)

4. Сообщение ученика-«экскурсовода». Михайло – Афонская – Закубанская мужская пустынь.

Михайло-Афонская Закубанская общежительная мужская пустынь (сл.№9-27)

На территории Майкопско — Адыгейской епархии расположен единственный в Адыгее монастырь, имеющий вековую историю – Михайло — Афонская Закубанская общежительная мужская пустынь.(сл.№ 9) История святой обители началась в XIX в. После окончания длительной и кровопролитной Кавказской войны, в Закубанском крае стала налаживаться мирная жизнь. Казаки строили дома, возводили дороги и мосты, возделывали землю, растили детей, служили своему Отечеству. Находясь вдали от мест своей исторической Родины, казаки всей душой тянулись к православным святыням. В некоторых станицах были построены маленькие храмы, куда приходили станичники. Еще в 1874 г. Государь Император Александр Николаевич и бывший архипастырь Ставропольской епархии Преосвященный Герман подняли вопрос об учреждении в отдаленном углу епархии монастыря. В том же 1874 г. казаки станиц Майкопского уезда (Кубанской области) Даховской, Абадзехской, Царской (ст. Новосвободная), Севастопольской, пос. Каменномостского возбудили перед Кавказским наместником ходатайство об отводе земель в собственность православного монастыря, который казаки собирались устроить среди своих селений на горе Физиабго и долине реки Фарс. Преосвященный Герман направил в Майкопский уезд иеромонаха Рувима, схимонаха Виталия и послушника Илью, благословив их на обследование местности для основания православной обители. Осенью того же года схимонах Виталий отправился в паломничество на Святую гору Афон. Здесь схимонах встретился с отцом Мартирием, поведав ему историю об основании монастыря в Кавказских горах. Иеромонах Мартирий пожелал все свои духовные, физические силы и материальные средства направить на основание обители. В 1877 г. иеромонах Мартирий приехал на Кавказ. Он познакомился с проблемами казачества и обратился к Преосвященному Герману с прошением благословения доверить ему святое дело. Отец Мартирий обещал приложить все усилия для создания монастыря и пригласить братию со Святой горы Афон. В сопровождении делегации от казачества отец Мартирий отправился в город Тифлис, где они обратились к Его Высочеству Великому князю Михаилу Николаевичу, бывшему наместнику Кавказскому, с просьбой передать в собственность православного монастыря триста десятин земли.

Обитель была открыта в 1877 г. и официально именовалась Михаило — Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь. «Михайловская» пустынь была названа в честь Архистратига Михаила, вождя небесных сил, имя которого носил Великий князь Михаил Николаевич. «Афонской» она называлась потому, что первые строители обители прибыли с горы Афон, откуда принесли частицы святых мощей в благословение строящемуся монастырю и ввели там Афонский устав. «Закубанской» она называется по месту нахождения за рекой Кубанью, на одном из конечных пунктов казачьих поселений. Пустынь расположилась на «бросовой» земле горного плато горы Физиабго, где в округе на протяжении десяти километров не было никаких поселений. Так началась история православной святыни в Кавказских горах.

28 августа 1878 г. Святейший Синод благословил строительство монастыря и утвердил отца Мартирия главой общины. Со Святой горы Афон для возведения обители переселились иноки Успенской кельи. Для сооружения обители братия получала по милости Божией добровольные пожертвования и дары. Отец Мартирий пожертвовал на строительство пустыни и свои средства — 55 тысяч рублей.

В 1883 г. Святейший Синод утвердил по желанию братии название обители – «Михаило — Афонская Закубанская общежительная пустынь». А строитель ее иеромонах Мартирий был утвержден настоятелем монастыря и возведен в сан архимандрита.

К началу 80-х годов XIX в. братия обители составляла 180 человек, в том числе 12 иеромонахов, 3 иеродьякона, 165 послушников. Ворота монастыря были открыты для всех сословий и званий. Среди монахов были и афонские иноки, и дворяне, и казаки, и отставные солдаты, мещане и крестьяне.

Постепенно трудами монастырской братии были возведены пять храмов (сл.№10-21): во имя Архистратига Михаила, во имя преподобного Александра, Успенский, Преображенский и Троицкий. Для уединенной молитвы иноками использовался подземный монастырь (пещеры), сохранившийся с византийских времен. В обители были построены «странноприимный дом», больница, более двадцати корпусов с кельями. В монастырский комплекс также входили мастерские: иконописная, токарная, слесарная, кузнечная, малярная, кровельная, портняжная, сапожная. К окончанию века в подворье были построены кирпичный и сыроваренный цеха, открыта церковноприходская школа. Братия имела огромное подсобное хозяйство: разводили скот, запустили в пруды рыбу, занимались пчеловодством. По количеству мастерских можно судить о масштабах пустыни. Иногда в трапезной монастыря в обед употреблялось до 300 ведер щей и 1200 килограмм хлеба. Ежегодно в мастерских обучалось до 20 человек. Святой обители ростовским мещанином И.Г. Воркуевым была пожертвована домовая церковь в Краснодаре (при здании бывшего окружного суда). В Майкопе пустынь имела подворье. В архивах монастыря сохранились бесценные документы, описывающие огромный монастырский храмовый комплекс. В обители пять храмов Божьих. Старейший по времени своего построения — во имя Архистратига Михаила. (сл. №21 )»С внешней стороны — это длинное, 13 сажень, одноэтажное здание, крытое дранью, увенчанное небольшою главой над алтарной частью. В этом здании кроме храма помещается трапезная и братские кельи, а также кухня с хлебопекарней. Храм не богат ни внутренним убранством, ни утварью, но замечателен именно тем, что представляет собою первое здание обители, как бы первое гнездышко, в котором зародилось мирное иночество в этой гористой и дикой местности, это слабое подобие того евангельского горчичного зерна, которое было посеяно любовью и молитвой скромного инока, благодатью Божьей в короткое время возросло в ветвистое дерево и стало многолюдною и благоустроенною обителью. Ввиду скромности этого здания уже ныне составлен на смену ему план нового грандиозного храма Божия.

Второй монастырский храм во имя преподобного Александра, первоначальника обители неусыпающих, устроен во втором этаже над помещением настоятеля.(сл. № 15 ) Освящен 25 мая 1882 г. Богослужения в нем совершаются лишь тогда, когда в обители нет паломников. Этот храм построен в форме четырехугольника: в длину 18 аршин и в ширину — 8 аршин. Иконостас и живопись — работы обители — благолепны, но скромны.

Главнейший пока, до построения соборного, в обители храм — во имя Успения Богоматери. Зданием каменный в русско-византийском стиле. Западная часть храма обнесена с 3-х сторон обширными коридорами, значительно увеличивающими вместительность храма, в коем, в общем, вместе с хорами помещается 2000 богомольцев. Окончена постройка в 1885 г., освящен 20 октября того же года. Алтарь храма представляет ту особенность, что разделяется на 3 части: собственно алтарь, помещение для жертвенника и справа-ризница.

Благолепный, в строго византийском вкусе, иконостас исполнен трудами братии обители. Несколько икон Афонского письма, присланных со Святой горы Афон в благословение, и потому, особенно чтимых. В числе священных предметов храма имеется благословенный дар в Бозе, почивающего Санкт-Петербургского Митрополита Исидора, — Икона Успения Богоматери в сребропозлащенной ризе, с собственноручною подписью на обратной стороне: «В дар и благословение Михайлово — Афонской закубанской пустыни». Еженедельно по понедельникам и средам перед нею свершаются братией торжественные молебны. Храм снабжен весьма ценной и благолепной утварью и украшен многочисленными принадлежностями доброхотных дателей. Величайшую святыню храма, предмет особого почитания, привлекающий особенно в обитель паломников, составляют частицы Животворящего Креста Господня и частицы мощей 36 угодников Божьих, благоговейно хранящиеся в особых драгоценных ковчегах на престоле этого храма. Эта святыня, как гласит свидетельство настоятеля монастыря с братией, пожертвована обители «во исполнение благочестивого желания строителя Закубанской Михайловской пустыни Мартирия от русского на Афоне монастыря во имя св. великомученика и Целителя Пантелеимона в благословение». Каждая отдельная частица нетленных останков угодников Божьих покоится в отдельном ковчежце, имеющем форму звезды с эмалированною на верхней доске надписью, какому угоднику она принадлежит.

В установленное время ковчеги с мощами переносятся священниками с престола и полагаются на аналое посреди храма для благоговейного чествования и поклонения молящимися. Частицы мощей св. великомученика Георгия Победоносца, чтимого, как известно, и мусульманами, привлекают в обитель и Успенский храм мусульман из ближайших их поселений.

К мощам св. великомученика Харлампия, чтимого как покровителя скотоводства, с особенным усердием притекают многочисленные горцы, занимающиеся разведением скота, дающего благосостояние края, особенно во времена повальных заболеваний и падежа, наносящих существенный вред населению.

Новоустроенный храм во имя Святой Живоначальной Троицы с трапезною.(сл.№ 10-12 ) Здание трапезной с новым храмом устроено на откосе, с другой стороны двухэтажное, из камня, стены отштукатурены и побелены. С внешней стороны здание весьма величественное. Храм увенчан красивым куполом с вызолоченным крестом, во всем здании полы мозаичные, стены и своды украшены живописью и библейскими картинами. Длина всего здания — 93 аршина. В верхнем этаже помещается храм и трапезная перегородкою. В нижнем этаже устроены подвал для продуктов и печь для отопления здания, а в особой пристройке — кельи и под ними хлебопекарня. Под всем зданием устроены прекрасные подвалы для хранения припасов, продуктов и других предметов. Церковь рассчитана на 1200 молящихся и обставлена трудами, заботами и искусством иноков обители. В храм ведут 3 опорные лестницы через обширную паперть.

На вершине горы Фавор оканчивается постройкою храм во имя Преображения Господня. Названная гора возвышается над монастырскою местностью почти на 1000 футов, а подъем на нее так затруднителен, что даже пешком подняться трудно, колесной же путь и совсем невозможен был вначале. Строительный материал для храма Божия был доставлен туда почти исключительно руками усердствующей братии и посетителей обители. Ныне на десятки верст вокруг виден великолепный храм, сияющий своими золотыми крестами. Тут же, около храма, на горе устроен дом для монашествующей братии и приемный покой для посетителей.

Постройка храма начата 20 марта 1886 г. и к 1902 г. была окончена. Церковь в византийском стиле. Весьма красивая, сложена из тесанного местного камня, полы бетонные. Храм довольно обширный на 500-600 прихожан и при нем высокая колокольня; в храме очень много стенной живописи.

Распоряжением Мартирия путь на гору Фавор ныне значительно облегчен устроением прекрасных подъемных дорожек. Немного севернее горы Фавор возвышается другая, меньшая гора Острах ( названная Афон). На ней пред положено построить храм во имя всех преподобных Афонских. Для этого храма намечено место и приготовлен строительный материал. Гора Афон окружена каменными скалами, дающими обильный строительный материал, но весьма затруднителен проход на гору и только благодаря распорядительности Мартирия и усердию братии, ныне туда устроены довольно удобные пути не только для пешеходов, но и для экипажной езды. Только в этой местности воды совсем нет и ее нужно доставлять за много верст из сборного бассейна».

Исторические источники свидетельствуют, что к 1917 г. святая обитель представляла собой мощный паломнический центр Кавказа. Это был мужской монастырь, который по числу паломников можно было отнести на второе место после Троице — Сергиевой Лавры. Монастырский комплекс содержался трудами братии, под чутким руководством архимандрита Мартирия.



Жизненный путь архимандрита Мартирия — яркий пример бескорыстного служения Православной Церкви и Отечеству. В начале 19 в. в Херсоне, в семье состоятельного мещанина Василия Острового родился сын Мартин. Маленький Мартин обучался дома. Затем набожный отец послал юношу завершить образование в церковноприходскую школу. Спустя два года родители отправили Мартина к тетушке для обучения торговому делу. Он быстро усвоил уроки торгового ремесла и собирался открыть свое дело. Неожиданно Мартин заболел и два года был прикован к постели. Единственным утешением для него стали книги духовно — нравственного содержания, жития святых, святоотеческая литература. Размышляя о причинах своего тяжкого недуга, юноша пришел к осознанию того, что исцелить его может только Господь. Мартин стал молиться Пресвятой Богородице, чтобы она заступилась за него перед Господом, обещая в молитвах в случае выздоровления посвятить свою жизнь служению Богу в иноческом звании. Мартин вскоре выздоровел и занялся торговлей. Восемь лет он трудился в доме богатого купца. Видя усердие и талант молодого человека, предприимчивый хозяин пожелал женить его на своей единственной дочери. Готовясь к свадьбе, Мартин решил совершить паломничество в Киев. На исповеди Мартин рассказал священнику о своем обещании Богу, и тот посоветовал ему выполнить обет. Взволнованный Мартин вернулся домой и рассказал обо всем родственникам. Они уговорили его отложить принятие решения на один год. Мартин вскоре вновь тяжело заболел. После усердных молитв болезнь оставила Мартина. Выполняя обещание, он стал послушником Киево-Печерской Лавры. В 1857 г., через год после начала испытания, Мартин поселился на горе Афон. Здесь он приобрел келью, относящуюся к Ставроникитскому монастырю. В 1864 г. он переселяется в Глуховский Петропавловский монастырь, где через год был пострижен в монашество под именем Мартирий. Усердное служение Богу привело Мартирия в Черниговский архиерейский дом, где он за благочестие был возведен в сан иеромонаха. В 1876 г., попросив благословения на отпуск, отец Мартирий вместе с братией из шести иноков прибыли на Афон. Здесь монахи приобрели Успенскую келью, приписанную Котломужскому греческому монастырю. Из отпуска отец Мартирий в Чернигов не вернулся. Он принял решение остаться в монастыре, но оказался на Северо — Западном Кавказе.

Трудами и молитвами архимандрита Мартирия была возведена Михаило — Афонская Закубанская общежительная пустынь, которая стала главным делом его жизни. Будни обители, забота о процветании монастыря требовали от настоятеля совершать много различных поездок. Одна из таких поездок окончилась для него трагически. 21 января 1917 г. отец Мартирий возвращался из Ставрополя по глухой дороге. Неожиданно его повозку окружила стая волков. Испуганные лошади понесли, повозка съехала с дороги и разбилась о деревья. Архимандрит был похоронен на территории монастыря. Для увековечения памяти о своем настоятеле святая братия установила надгробную плиту.

После гибели настоятеля обители, трагическая судьба вскоре постигла и сам монастырь. После революции в 1920 г. земли, сельскохозяйственный инвентарь, производственные помещения и оборудование были у монастыря конфискованы. В 1926 г. на территории монастыря был образован Профсоюзный дом отдыха ГПУ, а в 1927 г. в стенах монастыря разместилась коммуна «Владилен». Несмотря на революционные потрясения, иноческая жизнь в монастыре продолжалась, и лишь в 1928 г. монастырь был закрыт, а монахи распущены. В опустевшем монастыре по указу Советской власти был образован Дом инвалидов, обитатели которого были расстреляны фашистами в период оккупации Кавказа. После освобождения Адыгеи от гитлеровских захватчиков на территории монастыря в 1944 г. расположилась детская колония. А в скором времени, в 1946 г., величавые стены храмов обители, хранившие вековую историю, были взорваны. А за тем была разорена и могила настоятеля обители. Жительница поселка, Татьяна Стрежнева, бережно собрала останки архимандрита Мартирия и перезахоронила их на поселковом кладбище. После расформирования детской колонии оставшиеся монастырские строения перешли в ведение Каменномостского плодосовхоза. А в 1972 г. останки зданий и территория были переданы в Краснодарский краевой комитет по туризму, и там была образована турбаза «Романтика». В 90-е годы это АО «Романтика – тур». В апреле 2001 г. согласительная комиссия администрации президента Республики Адыгея и Майкопско — Адыгейского епархиального управления начала разрабатывать документы о передаче части территории монастыря Русской Православной Церкви. Окончательно вопрос о передаче всего монастырского комплекса Православной Церкви был решен в 2003 г.

6 сентября 2001 г. епископом Майкопским и Адыгейским Пантелеимоном настоятелем монастыря назначен иеромонах Мартирий (Пянтин), который вместе с монастырской братией возрождает традиции святой обители. Православные монастыри всегда отличались строгостью богослужений и особым молитвенным настроем. Образцом монашеского служения во все времена являлась Святая гора Афон, благодаря верности церковному уставу и преданиям.

Свято — Михайло — Афонская пустынь, которая своим основанием обязана архимандриту Мартирию и монахам, прибывшим с ним со Святой горы Афон, в своем втором рождении сохранила верность древним традициям.

По благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Пантелеимона, епископа Майкопского и Адыгейского братия обители живет и совершает богослужения в соответствии с Афонским уставом. Монашеские одежды имеют свои особенности. Так, скуфья — цилиндрической, а не шлемовидной формы; наметка (куколь) набрасывается поверх скуфьи, а не прикреплена к ней; священники, за исключением настоятеля и очередного служащего иеромонаха, не носят наперсного креста. Свои отличия есть и во внутреннем убранстве храма: имеются стасидии (формы) — особые седалища, где монахи находятся во время богослужения; праздничная икона располагается справа в проскинитарии (аналое), особо устроенном месте для икон. Во все двунадесятые и Великие, а также престольные праздники монастыря совершаются всенощные бдения, длящиеся, как правило, 8 часов. По воскресным и праздничным дням в монастыре совершается чин о Панагии (с греч. «Всесвятая»). Трапеза, являющаяся согласно уставу продолжением богослужения, с апостольских времен сопровождается особенными молитвословиями и возношением хлеба — Панагии (особой просфоры) в честь Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы. После совершения Божественной Литургии братия обители идет в трапезную. За ней под пение праздничного тропаря следует настоятель в праздничной мантии. По завершении трапезы с особыми молитвословиями совершается возношение Панагии, которая раздается братии для вкушения. Затем все присутствующие подходят под благословение настоятеля, в то время как пономарь совершает каждение праздничной кацией (ручной кадильницей). По возвращении в храм совершается отпуст чина Панагии. Для созыва на молитву, помимо общепринятых колоколов, используется деревянное било.

Сегодня монастырь населяют 10 человек, перед которыми стоит цель вернуть Михайло — Афонской пустыни значение духовного центра на Северном Кавказе. Поэтому, наверное, символично, что нынешний настоятель монастыря был пострижен в малую схиму с именем Мартирий. Прежде всего, усилия монахов и их настоятеля направлены на восстановление храма, где с первых же дней проводятся богослужения. Обретает обитель и новые святыни. Стараниями настоятеля иеромонаха Мартирия одним благочестивым иеродьяконом монастырю были переданы частицы Животворящего Креста Господня и частицы мощей святых угодников Божиих — св. первомученика архидьякона Стефана, св. равноапостольной Марии — Магдалины, св. великомученика Георгия Победоносца, св. великомученика Пантелеимона Целителя, преподобной Ефросинии Полоцкой, преподобного Герасима Иорданского, св. мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских, преподобного Германа Соловецкого, Иринарха Соловецкого, частицы гроба Святейшего Патриарха Тихона и преподобного Далмата. Уже сегодня паломники могут поклониться частицам мощей святых угодников Божиих и частице Животворящего Креста, которые хранятся в монастырском храме в специальных ковчегах. Особое внимание монахи уделяют расчистке подземного храма-часовни, который был приведен в состояние полной разрухи за годы советской власти. Многое уже сделано: разобраны завалы в переходах, освобождены от мусора кельи, где в уединении молились прежние обитатели монастыря. Конечно, работы еще — непочатый край, но отец Мартирий твердо уверен — подземный храм-часовню монахи восстановят, там будут непрестанно гореть лампадки, и свершаться неусыпаемая псалтирь.

Идя по стопам своих предшественников, нынешний настоятель планирует вновь обустроить на территории монастыря больницу, для начала на 10 коек. Врачевать физические раны будет монах Пантелеимон, в прошлом дипломированный специалист, кандидат медицинских наук. Намеревается отец Мартирий открыть и церковноприходскую школу для детей из близлежащего поселка. И еще есть задумка — создать музей, который бы рассказывал об истории Михайло — Афонской пустыни, о годах ее расцвета и трагическом периоде запустения. Первые экспонаты для музея уже собраны.

На горе, которая носит монастырское название Фавор, находиться святой источник в честь великомученика и Целителя Пантелеимона (сл.№24). Трудами монахов на средства благочестивых людей здесь уже возведена купель для омовения паломников, планируется сооружение подколодезной часовни.

«Свеча за мир!» — так величественно называли обитель наши предки. И сегодня во вновь возрождающейся обители день и ночь возносятся к Богу молитвы о мире и процветании нашей земли.

5. Учитель

-Далее мы отправляемся в столицу Кубани — Краснодар, где посетим храм св. великомученика Георгия…

6. Сообщение ученика-«экскурсовода»

История храма св. великомученика Георгия (г. Краснодар) (сл.№28-34)

891 год. Страшная буря разыгралась на море рядом с юго-западным побережьем Крыма, бывшего в ту пору малонаселённой греческой колонией. Шторм был настолько силён, что неминуемая гибель грозила мореплавателям, судно которых находилось уже в семидесяти саженях (как писал позже безымянный монастырский летописец) от острых прибрежных скал.

«И возопили тогда греки об избавлении от страстей ко Святому Великомученику и Победоносцу Георгию, и он, услышав сердечный их вопль, мгновенно явился на большом камне, и буря в тот же час утихла.»

Спасённые от видимой гибели греки в благодарность Чудотворцу основали близ того места, где погибали и были чудесным образом спасены, монастырь во имя Святаго Георгия, переживший под охраной Великомученика в течение долгих веков многие исторические события Крымского полуострова и Великой Русской Империи.

Монастырь перенёс землетрясения, набеги кочевников, монголо-татарское иго, многих политических и исторических деятелей, русско-турецкие войны, осаду в кампанию 1854 г., Великую Отечественную войну.

В пяти верстах от монастыря было расположено селение Балаклава, поэтому монастырь впоследствии стал именоваться Таврическим Балаклавским Первоклассным монастырём во имя Святаго Великомученика и Победоносца Георгия.

Во время Крымской кампании 1854 г., в день храмового праздника Георгиевский монастырь был взят союзными войсками и в продолжение 11 месяцев содержался в плену. Однако при этом французы строго охраняли монастырь от вторжения турок и осквернения святыни, и, когда Омер-паша со своей свитою хотел войти в храм для обозрения, они не впустили их до тех пор, пока он и его офицеры не сняли оружия и головные уборы.

Благодаря своему расположению в живописном месте монастырь охотно посещался путешественниками, которые считали своею непременною обязанностью полюбоваться на море и великолепные прибрежные скалы. Здесь бывали Государи всея Руси — в 1818-1825 гг. Александр I Благословенный, а в 1835 г. — Николай I с супругою Александрой Федоровной.

При праздновании тысячелетия существования обители на том камне, где явился св. Георгий, был водружен крест с надписью о времени чудесного явления, а для восхождения на камень высечены ступеньки.

В Георгиевском монастыре три храма с тремя приделами. Из них древнейший по постройке — пещерный, относящийся к IV веку и возобновлённый в прежнем стиле. Второй храм — Кресто-воздвиженский и, наконец, третий — Георгиевский, расположенный у подножия древней пещерной церкви и сооруженный в 1814 г.

В 1891 году монастырь отметил своё тысячелетие, ознаменованное честью посещения его Императорским Высочеством Государем Николаем Александровичем.

Из Киевской и Московской Руси в течение этой тысячи лет выросло большое и могучее Православное государство — Российская Империя, южные границы которого достигли Северного Кавказа.

В 1793 году переселенцами из Малороссии, казаками был основан город Екатеринодар. Вскоре на северной окраине города между улицами Котляревской (ныне Седина), Пластуновской (Янковского), Ярмарочной (Головатого) и Северной путешествующими и паломничающими во Святую землю монахами были устроены скит и молельня, как подворье или, выражаясь современным языком — филиал Балаклавского монастыря.

К середине девятнадцатого века в подворье были построены молитвенный дом, временная часовня, два кирпичных дома для братии (сохранившиеся и поныне они находятся во дворе нынешнего техникума с восточной и южной сторон), настоятельский дом и несколько хозяйственных построек.

Подворье занимало целый квартал, именовавшийся по городскому градостроительному плану конца девятнадцатого века как №315. На территории подворья послушниками был разбит большой фруктовый сад, устроены огороды и велось образцовое монастырское хозяйство.

К концу девятнадцатого века руководство Георгиевского Балаклавского монастыря Таврической епархии в лице игумена Никандра обратилось в Городскую думу Екатеринодара с просьбой о помощи в строительстве на территории подворья каменной церкви во имя Святыя и Живоначальныя Троицы с часовней во имя Святаго Великомученика Георгия Победоносца.

Надо сказать, что к тому времени благословение руководства Таврической епархии на постройку этой церкви уже имелось, однако монастырь не был достаточно богат, а большое расстояние от Балаклавы до Екатеринодара вносило многие трудности в дело строительства.

Закладка Храма, по сообщению воскресного выпуска «Кубанских Ведомостей» от 4 июня 1895 года, была намечена на следующее воскресение, 11 июня, но из-за непогоды была отложена и произошла ещё через одну неделю, в воскресение 18 июня после всенощного бдения с вечера субботы и Литургии, начавшейся в 9 часов утра.

На закладке присутствовали представители городских властей, Городской Думы и настоятель Георгиевского Балаклавского монастыря Таврической епархии игумен Никандр, который в торжественном слове, сказанном по этому поводу, упомянул также, что на подворье будет устроена школа грамотности для детей бедных родителей, необходимость в которой давно назрела.

Подворье в ту пору находилось на окраине города и население, жившее поблизости и за чертой города, на хуторах, получало возможность обучать детей грамоте и помолиться в храме без необходимости добираться в центральную часть города.

Начало строительства храма(сл. №29)

Постройка храма началась. История не сохранила имени архитектора и автора проекта храма. Достоверно известно лишь то, что строительство велось не без участия знаменитого архитектора Мальгерба — создателя кафедрального Собора во имя Святой Великомученицы Екатерины в центре Екатеринодара.



За 10 лет до этого события, в 1885 году, Кавказская епархия была разделена на Ставропольскую, Владикавказскую и Сухумскую. Екатеринодар вошёл в Ставропольскую епархию.

Епископом Ставропольским стал Преосвященный Владимир (Петров) (1886-1889 гг.). Владыка Владимир оставил значительный след своего пребывания во главе Ставропольской и Екатеринодарской епархии. Он предпринимал экспедиции по изучению христианских памятников на Кавказе, заложил правильную основу миссионерского дела, основав Владимирское Братство, позже преобразованное в Андреево-Владимирское, ставшее авторитетнейшим миссионерским обществом.

Его преемником, заступившим на Ставропольско-Екатеринодарскую кафедру, стал Преосвященный Евгений (Шерешилов) (1889-1893), заботами которого были организованы первые воскресные народные чтения и открыты читальни с христианской литературой.

Самое продолжительное служение на Кавказской кафедре выпало на долю Преосвященнейшего Агафадора (Преображенского) (1893-1919 гг.). На своём посту он пробыл 26 лет. Период его правления был ознаменован бурным расцветом церковного строительства на Кубани и Ставрополье. Большинство сохранившихся до наших дней храмов, как и наш Свято-Георгиевский, были построены именно в это время.

11 марта 1900 года «Кубанские Ведомости» писали: «…епархиальное начальство Таврической Губернии получило надлежащее разрешение передать по взаимному соглашению в ведение Ставропольского епархиального начальства, принадлежащее Балаклавскому Георгиевскому монастырю Таврической епархии в г. Екатеринодаре, подворье. По этому поводу со стороны обеих епархий была образована комиссия для производства оценки имущества подворья и выработки условий, на которых это имущество может быть принято в ведение Ставропольского епархиального начальства.

Из составленной этой комиссией оценочной описи и акта видно, что члены комиссии Таврической епархии оценили всё имущество подворья в 37 480 рублей, а члены комиссии от Ставропольской епархии — в 25 627 рублей. Такую заниженную оценку члены Ставропольской комиссии объясняют тем, что Балаклавское подворье расположено в самом конце Екатеринодара, а потому земля, находящаяся под подворьем, должна цениться ниже, чем в центре города; что здание церкви подворья начато постройкою в 1895 году и до настоящего времени стоит ничем не покрытое, отчего в середине постройки образовалась вода, доходящая даже во время лета у паперти до 1 аршина. Таврическая же епархия руководствовалась оценкой городского архитектора.

Ставропольское епархиальное начальство, перед окончательным решением вопроса о приобретении названного Балаклавского подворья в свою собственность, вошло в сношение, как выше объяснено, с Кубанским областным начальством о приобретении зданий подворья на войсковые средства для войсковых надобностей.

К тому моменту, известный ныне, Троицкий храм ещё не был построен (освящен в 1913 г.) и войсковое казачье начальство имело определённые виды на будущий Свято-Георгиевский храм.

Каким образом разрешился вопрос о передаче подворья в ведение Ставропольской епархии неизвестно, но с 1900 года постройка храма продолжалась уже с помощью как городских, так и войсковых властей Екатеринодара, а также на пожертвования прихожан и местных городских меценатов. В ту пору подобные пожертвования считались нормальным богоугодным делом и честью для любого преуспевающего промышленника и коммерсанта.

30 ноября 1903 года, в воскресение, на подворье Балаклавского Георгиевского монастыря в Екатеринодаре был освящен храм во имя Святаго Великомученика и Победоносца Георгия.

Храм выстроен в византийском стиле — центральная часть и два придела. Северный — в честь преподобного Маркелла и Марии Египетской, южный — в честь Феодоровской иконы Божьей Матери.

Над центральной частью пять классических куполов в виде луковиц, над притвором — колокольня, всего над храмом 11 куполов. Длина храмовой и алтарной части 26 метров, ширина 20 метров. Размер первого яруса колокольни 5,5 м. Фасады решены в одинаковых архитектурно-художественных приёмах и раскрепованы пилястрами с ширинками на первом ярусе, трёхчетвертными пучками колонн на втором и третьем ярусах. Оконные проёмы имеют трёхцентровые перемычки на галерее, двойные полуциркульные — на втором ярусе и прямоугольные с контрналичниками и сандриками в виде кокошников на третьем. Цветовое решение фасада выполнено из лицевого кирпича местного производства и цветных изразцов оригинальным и интересным способом.

К 1919 году образовалась самостоятельная Кубанская Епархия, выделившаяся из подчинения Ставропольской кафедры. Новая Кубанская Епархия насчитывала в своём составе 500 приходов.

После известных исторических событий октября 1917 года наступили непростые взаимоотношения между Православной Церковью и государством, от которого Церковь была отделена. Сложная жизнь началась и для всех верующих. В период с 1922 года по 1939 год большинство храмов в городах и районных станицах епархии фактически было закрыто, многие из них были разрушены до основания. Последней в Краснодаре была закрыта Всесвятская церковь на городском кладбище. Действующим остался только Свято-Георгиевский храм. А с 1937 года по 1943 год на Кубани не было архиерея и епархия управлялась непосредственно Московским Патриархатом.

Храм пережил трудные времена. В двадцатые годы, во время так называемой национализации и экспроприации, а именно 25 мая 1921 года, по распоряжению ликвидационного подотдела городского Исполкома иеромонаху Афанасию, заведовавшему в то время подворьем, было дано указание составить подробную опись имущества, принадлежавшего церкви и подворью. Храм и строения, принадлежавшие подворью, а также земля, на которой был разбит сад, занимали в ту пору целый квартал между улицами Северной и Ярмарочной, Котляревской и Пластуновской. Не считая здания самой церкви на территории подворья было восемь капитальных строений. И сейчас в юго-восточной части этого квартала, за внутренним двориком техникума, можно видеть два двухэтажных, прекрасно сохранившихся кирпичных здания с каменными крестами на фронтонах и между окнами. В них жили насельники. Сейчас территория храма составляет всего лишь десятую часть бывших владений.

Несмотря на полные противоречий бурные события XX века, церковь никогда не закрывалась, служба шла ежедневно, двери храма оставались открытыми для прихожан вплоть до нового периода истории Русской Православной Церкви, который начался с празднования 1000-летия крещения Руси.

К сожалению, история сохранила имена только некоторых настоятелей Свято-Георгиевского храма в XX веке.

В 1925-1927 гг. настоятелем был священник Александр Маков. В военные годы до апреля 1943 — протоиерей Николай Терновский, у которого, будучи отроком служил иподиаконом ныне здравствующий казначей Епархии Александр Ильич Суслик. В 1945-1946 гг. священник Павел Тройно.

С 1946 по 1949 гг. — священник Василий Серебряков, в 1949-1950 гг. настоятелем был протоиерей Георгий Скородумов. В 1950-1951 гг. священник Георгий Ляшенко, с 1951 по 1966 гг. -протоиерей Борис Давыдов. В 1966-1972гг. архимандрит Никон (Мозговой). Протоиерей Евгений Околот был настоятелем с 1972 по 1983 гг., с 1983 по 1985гг. протоиерей Петр Гудзь.

В самом конце XX века в храме служил один из почётных митрофорных протоиереев, имеющий многие воинские и церковные награды Петр Чалый. Почти полвека о. Петр отдал служению Церкви, был любим и почитаем.

С 15 августа 1985 года и поныне — настоятель храма митрофорный протоиерей Виктор Подгорный, стараниями которого сделаны многочисленные улучшения и преобразования как в храме, так и на прилегающей к нему территории.

По благословению Владыки Исидора вместо ветхого подсобного помещения, похожего на барак, построен двухэтажный дом, где разместилась воскресная школа, которой руководит протоиерей Тимофей Абрамов и несёт послушание его матушка Елена. Рядом находится музыкальный класс с детским церковным хором.

Кроме этого, новое здание вместило в себя просфорню, канцелярию, трапезную, магазин церковной утвари и церковную библиотеку, где занимаются изучением Закона Божия взрослые. Занятия с ними проводит монахиня Иоанна (Ершова) и Иоанн Некрылов, имеющий академическое духовное образование.

Проведено центральное отопление. Сделан капитальный ремонт в цокольном этаже храма, где находится крестильное помещение. Там же устрояется алтарь с Престолом, освященным в честь Праведных Богоотец Иоакима и Анны.

Во дворе храма разбиты цветники, устроены навесы над боковыми входами, отреставрированы многие иконы, появились настенные росписи в алтаре. В стиле архитектурного ансамбля храма реконструирована паперть. Благоустройство продолжается.

В 1995 году Свято-Георгиевский храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Говоря с амвона приветственное слово Патриарх подчеркнул, что храм Св. Георгия Победоносца города Екатеринодара не прекращал службу на протяжении всего XX века.

7. Подведение итогов.



1)слово учителя

-итак, ребята, на сегодня наш путь по «золотому кольцу Кубани» подходит к своему завершению, конечно, мы успели познакомиться лишь с малой частью того великого культурно-духовного наследия, которое оставили нам наши предки, но я очень надеюсь, что у вас появилось желание в будущем продолжить это путешествие, а сейчас давайте с вами побеседуем о том, что же сегодня вы увидели, о чем узнали, о чём задумались.

2) вопросы для закрепления:

Назовите известные Вам памятники Христианства на Кубани. Что такое культовое сооружение?

Какие культовые сооружения Екатеринодара – Краснодара вы знаете?

Какие действующие храмы г. Курганинска вы знаете? Опишите их.

Что Вы можете рассказать о Свято – Михайловской Закубанской пустыни

3) выставление оценок с комментариями

4)Д/з подготовить сообщение на любую из тем:

- Храмы г. Краснодара;

- Храмы края;

8. Заключение. Слово учителя

-Невозможно представить современный русский город или село без храма. Эти особенные неповторимые архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. И не удивительно. Русские люди стараются посвящать Богу всегда самое лучшее, на что они способны.

Никто никого не обязывает ходить в храм.

Бывает, ходит человек много лет мимо храма. Может не замечать его вовсе, но наступает момент (обычно в самые трудные минуты жизни), когда и ему приходится вспомнить о Боге, о смысле собственной жизни. О вечности. И направляется он в храм, и становится ему дом Божий самым главным и родным домом…

ГОУ КШИ КУРГАНИНСКИЙ КАДЕТСКИЙ КАЗАЧИЙ КОРПУС

Урок-экскурсия

«По «золотому кольцу» Кубани»

Учитель основ Правослпвной культуры

ГОК КШИ Курганинский казачий кадетский корпус

Сулкина Анна Николаевна

Тел. +79883874580

Курганинск

2011