Урок-диспут Перестройка — выход из тупика или катастрофа

План-конспект урока-диспута

1. Ф.И.О. Калашникова Наталья Олеговна

2. Место работы ГБОУ ЦО №1080 «Экополис»

3. Должность Учитель истории и обществознания

4. Предмет История

5. Класс — 11 класс

6. Тема урока:

«Перестройка – выход из тупика или катастрофа?

Цели урока

Обобщить и систематизировать знания учащихся по проблемам перестройки.

Задачи урока-диспута

Образовательные: 

Разобраться в различных точках зрения на проблемы процесса перестройки в СССР по следующему алгоритму:

причины начала процесса перестройки

цели и задачи перестройки

основные понятия процесса и хронология событий

долгосрочные экономические, социальные, политические последствия перестройки

Воспитательные:

способствовать воспитанию у учащихся объективного подхода к историческим событиям,

воспитывать уважительное отношение к противоположному мнению,

формировать умение отстаивать свою точку зрения

Развивающие

расширить познавательный интерес учащихся к истории своей Родины

получить навыки участия в диспуте

Тип урока: Урок-диспут

Методы преподавания:  частично-поисковый, исследовательский метод проблемного изложения.

Форма работы групповая

Применяемые педагогические технологии

Технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, применены исследовательские и проектные методы в обучении.

Правила ведение диспута

Представитель группы, начинающей диспут, кратко формулирует исходные данные проблемы, высказывает свою позицию по предложенному вопросу, объясняет свое видение проблемы.

Выступающий должен четко аргументировать свою позицию фактами, документами, в конце выступления обобщить сказанное и сделать вывод

Следующая группа начинает выступление со слов: «Мы не согласны с предыдущими ораторами…» (выступающий четко формулирует тезисы в чем конкретно не согласна его группа);

Группа предлагает собственную точку зрения по данному вопросу.

Приводит факты, документы доказывающие правильность данной позиции.

Участники дискуссии внимательно выслушивают доводы сторон, анализируют сильные и слабые стороны выступлений, формулирует общий вывод по теме диспута.

Задание группам

Группа №1 Защищает позицию положительных аспектов «Перестройки»

Группа №2 Защищает позицию отрицательных аспектов « Перестройки»

Задание: На основе теоретических материалов и документов в ходе диспута отстоять и доказать свою позицию.

Группа №3 Эксперты.

Задание: Внимательно выслушать доводы сторон, проанализировать их выводы, точки зрения и сформулировать общий вывод по теме диспута. Дать оценку деятельности групп. Эксперты могут задавать вопросы выступающим.

План проведение диспута

Вступительное слово учителя: постановка целей и задач диспута;

Выступления группы №1. Выступающий высказывает мнение группы по основным вопросам политики «Перестройки». Участники группы дополняют выступление документально. Выступающий отвечает на вопросы экспертов.

Выступления группы №2. Выступающий с помощью участников группы аргументирует свою точку зрения, отвечает на вопросы экспертов.

Выступление группы №3 Эксперты подводят итоги диспута

Заключительное слово учителя.

Рефлексия. Учащиеся обмениваются мнениями по следующим вопросам:

Вопросы для обсуждения

Исчерпал ли социализм свои возможности? (Причины начала перестройки);

Оправдывали ли цели перестройки методы ее проведения?

Развал СССР – самая большая геополитическая катастрофа ХХ века???

Политические перемены в СССР: плюсы и минусы

Исчерпал ли социализм свои возможности?

(Причины начала перестройки);

Выступление группы №1 Основной тезис: Социализм исчерпал свои возможности:

Экономический кризис – кризис государственной плановой экономики, неэффективность производства, всеобщий дефицит

Политический кризис – кризис авторитарной политической системы

Кризис сверхдержавы — отставание в гонке вооружений

Социальный кризис – недовольство условиями жизни, возмущение номенклатурными привилегиями, неэффективность работы бюрократического аппарата, коррупция

Кризис идеологии — разочарование в идеологии социализма. Идеология навязывалась карательными методами – карательная психиатрия, суд над диссидентами

Горбачев освободил страну от страха и политическая система рухнула

Вывод: СССР в 80-х годах находился в экономическом, политическом, идеологическом и социальном кризисе; кризис носил системный характер

Выступление группы №2 Основной тезисне было необходимости полностью менять всю систему:

Социалистическая экономика могла быть реформирована

Объективно требовался отказ от жесткой модели “государственного социализма”, однако направление реформ, их результаты и судьба СССР как единого государства зависели от расстановки сил в правящей элите и обществе и внешнеполитического положения.

Мы не утверждаем, что ничего менять было не надо, но менять надо было не так, как Горбачев.

Предложения М.С.Горбачева не были адекватны экономическим, политическим, социальным проблемам, стоявшим перед государством и обществом.

М.С. Горбачев не был последователен в своих действиях и реформах.

Вывод: социализм мог быть реформирован

Оправдывали ли цели перестройки методы ее проведения?

Выступление группы №1 Основный тезис: цели перестройки объективно отвечали потребностям страны

Курс на стратегию ускорения:

Усиление эффективности централизованного руководства экономикой;

Ослабление вмешательство центральных органов в экономический процесс

Установление прямой зависимости материального вознаграждения от эффективности  работы;

Осуществление демократизации управления, усиление роли коллективов

Курс на демократизацию:

Политика гласности, подлинная свобода слова

Прекращение политических преследований,

Интерес к печатным изданиям, радио, телевидению

Вывод: перестройка освободила страну от нежизнеспособной экономики, тоталитарной политики и изжившей себя идеологии

Выступление группы №2

Основной тезис. Цели перестройки не были определены и не оправдывали методы проведения

Обоснованной, целостной модели развития общества к 1985 г. не сложилось

Все реформы проводились спонтанно.

Россия пошла по наихудшему пути перестройки

Вначале целью перестройки было – « восстановление ленинской концепции социализма с человеческим лицом», а закончились перемены «капитализмом со звериным оскалом»

Пример:

Антиалкогольная компания:

вырубка ценнейших виноградников

отказ от гос. монополии привел к многомиллиардным убыткам, и к уходу денег в теневой сектор;

рост самогоноварения и наркомании;

Переход к рыночной экономике

Чудовищная инфляция

Катастрофическое падение жизненного уровня СССР (в 1991 г. занимало 82 место в мире)

Грабительская приватизация

Дефицит гос. бюджета 20-30%

Вывод: С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа.

Развал СССР – самая большая геополитическая катастрофа ХХ века ?

Выступление группы №1 Основной тезисраспад СССР имел объективные причины:

авторитарный характер советского общества, в частности, гонения на церковь, преследование КГБ диссидентов,

принудительный коллективизм,

господство одной идеологиизапрет на общение с заграницейжёсткая цензура;

моноцентризм принятия решений (только в Москве, т.н. «союзный центр»),

растущее недовольство населения, связанные с периодическими перебоями с продовольствием (особенно в эпоху застоя и Перестройку)

Выступление группы №2 Основной тезис - распад СССР- самая большая геополитическая катастрофа ХХ века.

Распад уникальной многонациональной страны произошел не по естественным причинам, а, главным образом, по воле политиков, преследующих свои цели, вопреки воле большинства народов, проживающих в те годы в СССР.

СНГ – аморфное не известное мировой практике, государственное образование.

Исчезновение с геополитической арены ССССР повлекло деформацию биполярной системы мира. США становится безусловным глобальным лидером по всем силовым параметрам.

В результате развала СССР Россия потеряла огромные, стратегически важные территории и лишилась десятка миллионов своих соотечественников , утратила самые важные порты, и выходы к морю на Балтике, на Черном море и на Каспии.

5 . За пределами России оказалось свыше 20 млн. русских.

4. Политические перемены в СССР: плюсы и минусы

Выступление группы №1 Тезис — «Перемен, мы ждем перемен!!!»

Ликвидация политической системы

2. Ликвидация монополии КПСС на власть

3. Внешняя политика: вывод Советских войск из Афганистана 4.Прекращение холодной войны, прекращение гонки вооружения

5. Включение страны в мировую экономику.

Выступление группы №2 Тезис – Обвал политической системы имел грандиозные отрицательные последствия

Политические реформы проводились без твердой экономической структуры

Сепаратизм национальных элит — национализм – межнациональные конфликты;

Потеря авторитета на международной арене;

Важнейшие уступки по вопросу о контроле за вооружением

5. Подведение итогов

Группа 3 подготовка завершающей схемы

Цели

Совершенствование социализма, возврат к ленинским истокам

Осуществление

Обострение межнациональных противоречий.

Подготовка нового союзного договора

Реформа политической системы и КПСС

Ускорение социально-экономического развития

Августовские события 1991 г

Распад СССР и образование СНГ

Ликвидация тоталитарной системы и монополии КПСС на власть

Начало перехода к рыночной экономике

6. Рефлексия

Учащиеся обмениваются мнениями по следующим вопросам:

получил ли я удовлетворение после дискуссии;

смог ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль

интересен ли мне живой обмен мнениями.

какие я приобрел новые знания;

7. Домашнее задание

1. Составить таблицу

Сравните характер экономических реформ в промышленности, проведенных Н.С.Хрущевым и М.С. Горбачевым

Общее

—————————————————-

—————————————————-

—————————————————-

Различия

Н.С. Хрущев

М.С.Горбачев

————————

———————-

————————

————————

————————

————————

—————————

————————

2. С помощью расширенной таблицы «Хронология событий» составить свою собственную таблицу для запоминания основных событий перестройки

Основные понятия

Перестройка, ускорение, кооператив, хозрасчет, гос.заказ, либерализация цен, деноминация, приватизация, ускорение социально-экономического развития

Гласность демократизация, деидеологизация, плюрализм, референдум, импичмент, парад суверенитетов.

Новое политическое мышление, реабилитация, биполярная система международных отношений

Персоналии Перестройки

М.С.Горбачев, А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов, А. Сахаров. Н.А. Андреева

Список литературы

А.А.Данилов, А.И.Уткин, А.В.Филлипов\ История России 1945-2007 11 класс.- М. «Просвещение»,2008

История Отечества: Справочник школьника.- М., 1996

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. – М.,1999

М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира».

А. Шевякин. Как убили СССР. Величайшая геополитическая катастрофа. 2011

А.В. Островский. Глупость или измена? Расследование гибели СССР. 2011 год

В.Кувалдин Прорыв к свободе О перестройке двадцать лет спустя, 2005 г.

В. Толстых Перестройка: двадцать лет спустя, 2007 г.

Дополнительные материалы

Хронология событий

 

1985.03.11

10 марта — умер К. У. Черненко. 11 марта Пленум ЦК КПСС избрал Горбачёва Генеральным секретарем.

1985.03.12

Первый секретарь Свердловского обкома КПСС Б.Н.Ельцин утвержден заведующим Отделом строительства ЦК КПСС

1985.04.23



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст