Урок-дебаты по рассказу ВГРаспутина Уроки французского

Урок-дебаты по рассказу В.Распутина «Уроки французского»

Тема дебатов : Лидия Михайловна, играя с учеником на деньги, совершила непедагогический поступок

Учитель, демонстрируя Слайд №1

Портрет Распутина .Художник И. Глазунов

Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? Учитель – это обычная профессия или призвание? Легко ли быть учителем? На все эти вопросы ищет ответ Валентин Григорьевич Распутин в своём рассказе «Уроки французского». На прошлых занятиях мы рассмотрели, как нелегко жилось главному герою, подростку, в голодное послевоенное время, вдали от родных, и увидели, как в этом ребёнке уже так рано проявились такие важные качества личности, как самостоятельность, умение постоять за себя, желание учиться, неординарность. Но кто знает, сохранились бы в его характере такие черты, как доброта и порядочность, если бы рядом не оказалось вовремя надёжного друга и наставника в лице его учительницы французского языка и классного руководителя Лидии Михайловны.

Цели урока:

Будем

-отрабатывать умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения

-учиться анализировать художественное произведение, анализируя прочитанное с разных точек зрения

Форма урока – дебаты.

-Вспомните, в чем суть дебатов?

Слайд №2

Суть дебатов

Убедить нейтральную сторону (судей) в том, что ваши аргументы доказательнее, чем аргументы оппонента.

Слайд №3

Тема дебатов сформулирована как утверждение, которое необходимо подтвердить или опровергнуть:

Лидия Михайловна, играя с учеником на деньги, совершила непедагогический поступок.

Слайд №4

Участники дебатов

Спикеры.

Команда утверждающих спикеров Цель: доказать истинность тезиса.

Команда отрицающих спикеров Цель: доказать ложность тезиса

Судьи Цель: - определить команду спикеров, которая была наиболее убедительна

( Выступление оценивается по определенным критериям)

-Назвать лучшего спикера в 2-х командах

Таймкипер Цель: следить за соблюдением регламента дебатов

Регламент

1.Спикеры обеих команд выступают по очереди

2. Спикер выступает 1 раз

3.Первый и последний спикер выступают не более 3х минут, другие – 2 минуты.



4.Судьи , спикеры, зрители имеют право задавать выступающим вопросы.

Зрители Цель: определить, чья позиция наиболее убедительна и выразить свое

мнение в конце дебатов.

Тьютор и председатель – учитель.

Тьютор готовит команды, председатель ведет дебаты.

Слайд №5

Правила дебатов

Проявление уважения к другим участникам;

Честность в аргументах, в использовании свидетельств и в ответах на вопросы;

Проигравших нет.

Начало дебатов положит фрагмент из фильма Евг. Ташкова «Уроки французского»

Слайд №3 – тема.

-В. Распутин писал: « читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература…это прежде всего воспитание чувств.» Воспитание чувств писатель проводит через образ учительницы Лидии Михайловны, хотя ее игра с учеником на деньги воспринимается весьма неоднозначно. Опровергнем или подтвердим тезис сегодняшних дебатов : Лидия Михайловна, играя с учеником на деньги, совершила непедагогический поступок

Выступление спикеров(10 мин.)

У1 О1 Вопросы

У2 О2

У3 О3

У4 О4

После выступления спикеров.

Слайд №6

? зрителям

-Позицию какой группы спикеров вы приняли.

Я ( не)разделяю мнение команды утверждающих спикеров, что поступок учителя носит непедагогический характер.

Помните : оценивается не тезис, а аргументы, представленные командами.

?судьям.

- Какая команду спикеров, которая была наиболее убедительна?

-назовите лучшего спикера в командах.



Обсуждение:

Слайд №7

-чье выступление понравилось? Почему?

-как справились со своей ролью судьи, таймкипер?

-Почему некоторые уч-ся были не активны?

-Оцените сове участие в дебатах( умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции)

-достигнута ли главная цель дебатов

Слайд №8

Молодцы

Игра на деньги с учеником – поступок непедагогический с точки зрения официальной педагогики. Но что стоит за этим поступком?

Видя, что мальчик голодает, но отказывается принять помощь. ,Л.М. решается на отчаянный поступок. В.П. Астафьев писал:»Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтобы осталось слово «учитель».

Да, настоящий учитель – это тот, кто помогает своим ученикам стать людьми, тот, кого помнят всю жизнь. И, на мой взгляд, Л.М. – именно такой учитель.