Урок Времена года в музыке

Тема урока: «Времена года в музыке».

Класс – 2 «Г»

Дата – 19.02.2013 г.

Цель урока:

— Помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку природы, созданную композиторами;

— обобщить музыкально-жизненные впечатления детей;

— научиться лучше слушать и понимать музыку;

воспитание интереса к предмету «Музыка».

Задачи урока:

1.Универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- эмоциональная отзывчивость на музыкальное произведение П. Чайковского;

- этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- нравственно-эстетических переживаний музыки;

- восприятия нравственного содержания музыки.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев песни «Почему медведь зимой спит»;

- выполнять действия в устной форме;

- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать смысл инструкции учителя и заданий (сочинить мелодию, придумать движения)

- воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Расширять свои представления о музыке;

ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в том числе карточки ритма.

Обучающийся получит возможность научиться:

- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия) на примере слушания музыки П. Чайковского.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

* использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

Исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции;

Принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;

Следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.

2.Предметные результаты

Музыка в жизни человека

Обучающийся научится:

- эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания;

-размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке.

Обучающийся получит возможность научиться:

- соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями (например, с разными состояниями природы).

Основные закономерности музыкального искусства

Обучающийся научится:

- слушать музыкальное произведение, выделять в нем его особенности;

- выражать свои эмоции в исполнении.

Обучающийся получит возможность научиться:

- исполнять попевки, ориентируясь на нотную запись;

- различать на слух звучания инструментов симфонического оркестра.

Обучающийся получит возможность овладеть:

- представлениями о творчестве Э. Грига, П. Чайковского;

- музыкальными понятиями: скрипичный ключ, нотный стан.

Тип урока: объяснение нового материала;

Музыкальный материал: Э. Григ «Весной», «Как на тоненький ледок» (русская народная песня);

П. И. Чайковский «Ноябрь. На тройке», портреты композиторов; репродукция А. Саврасова «Ранняя весна», А. Коваленков, Н. Книппер «Почему медведь зимой спит».

Оборудование: проектор, экран, фортепиано, ноутбук, музыкальный центр.

План урока:

1. Музыкальное приветствие

2. Объяснение нового материала.

3. Проверка усвоения нового материала.

4. Самостоятельная работа.

5. Итог урока

6. Задание на дом.

Ход урока.

1. Здравствуйте! (мелодия строится на ступенях мажорного трезвучия в ре мажоре)

2. Ребята, я вам загадаю загадки, вы внимательно прослушайте и дайте ответ.

Жёлтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня! сень)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт —

В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

В щедром поле колосится

Золотистая пшеница.

Ягоды в лесу поспели,

Пчёлы прячут мёд по кельям.

Много и тепла, и света,

Так бывает только. (Лето)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

А теперь подумайте и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей)

Верно, ребята, тема сегодняшнего урока «Времена года в музыке».





Мы не только любуемся природой, но и слушаем ее: щебетание птиц, стрекотание кузнечиков, журчание ручейка, тихий шелест листьев березки. Зима, весна, лето, осень сменяют друг друга. Зимой природа погружается в сон. Застывает подо льдом речка, покрываются мохнатыми снежными шапками кусты и деревья. Весной оттаивает и согревается земля, природа пробуждается от долгого зимнего сна. Лето – пора жаркого солнца, купания, прогулок в тенистом, прохладном лесу. Осень приносит людям богатый урожай: полные корзинки грибов и ягод. Но поздней осенью начинает моросить серый дождик, небо затягивается облаками. Природа готовится к зиме.

Зиму встречают как долгожданную и желанную гостью. Хороши ее крепкие морозы, ковры из снега, застывшие подо льдом реки. Весело зимой кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снежную бабу…

Многие композиторы не раз обращались к образу природы. Назовите фамилию русского композитора, написавшего «Детский альбом»? (П.И. Чайковский)

Открытий урок примыкание здравствуйте времена года

- Правильно, это Пётр Ильич Чайковский. В детстве он был добрым, чутким мальчиком. Когда ему было четыре года, он сочинил пьеску под названием «Наша мама в Петербурге», а в шесть лет неплохо подбирал по слуху, играл на фортепиано, свободно читал по-французски и по-немецки. Уже взрослым, вспоминая детство, он написал «Детский альбом». Но у него также есть цикл пьес под названием «Времена года», и мы сейчас послушаем из этого цикла одно произведение. Когда вы будете слушать музыку, подумайте, какое время года изобразил композитор? И почему вы пришли к такому выводу.

*Слушание П.И. Чайковский «Ноябрь. На тройке»

(ответы детей)

Ребята, эта музыка называется «Ноябрь. На тройке». Молодцы, кто догадался и представил зиму.

Открытий урок примыкание здравствуйте времена года

- Скажите, ребята, кто из животных спит зимой? (медведь) Мы учили песню, из которой узнали, почему медведь зимой спит. Но перед этим давайте сделаем разминку, чтобы разбудить наш голос и чтобы он красиво звучал.

* Разминка для голосовых связок.

* Исполнение песни «Почему медведь зимой спит».

* Импровизация песни (учитель выбирает ученика для роли медведя, лисы и дятла).

После зимы идёт весна. Чем отличается она от зимы? (ответы детей)

Послушайте отрывок из рассказа Эрнеста Сетона-Томпсона «ОТЧЕГО СИНИЦЫ РАЗ В ГОДУ ТЕРЯЮТ РАССУДОК»

«…Однажды осенью мать-природа предупредила всех пернатых певуний, что они должны поскорее улететь на юг, так как сюда надвигаются могущественные враги — снег, холод и голод, — бороться с которыми для многих будет очень трудно. Кедровики и другие родственницы синиц принялись обсуждать, куда лететь. И только синица, предводительница всей стаи, хохотала, кувыркаясь на сучке, как на трапеции.

— Отправляться в такую даль? — пищала она. — Вот еще! Нам и здесь хорошо. Враки, не будет ни снега, ни холода, ни голода!

И беспечные синицы, перелетая друг через друга и кувыркаясь в воздухе, шумно помчались к опустевшему лесу.

— Нам будет гораздо лучше без этих чудаков! — щебетали они. — Просторнее, да и весь корм достанется нам.

И они веселее прежнего стали играть и баловаться. Между тем после сильной бури действительно пошел снег и наступили холода. Непривычные синицы совсем растерялись. Им стало страшно, холодно, голодно.

Как-то раз с юга пахнул теплый ветерок и поведал легкомысленным певуньям, что их родственники отлично устроились на теплом, благодатном юге, но что мать-природа, разгневанная непослушными синицами, приказывает им оставить всякую надежду на переселение в теплые страны и приспособляться, как сами знают, к изменившемуся климату на их родине. Не хотели слушаться вовремя — теперь пусть пеняют на себя.

Мало было утешительного в этой вести, но она подействовала на синиц: заставила их призадуматься и примириться с новыми условиями жизни.

Синицы приободрились и развеселились. Решив, что можно жить и среди снега, они снова стали весело чирикать, гоняться друг за дружкой. Ведь им же было обещано, что и зиме придёт конец. Они так горячо верили в этом, что даже в самом начале зимы, стоило разыграться бурану, как какая-нибудь синичка уже начинала весело уверять подруг, что это «верный признак весны», а другая радостно запевала: «Весна идёт!». И хор подхватывал: «Весна идёт!».

4. Следующее задание, которые вам необходимо выполнить – сочинить мелодию на слова «Весна идёт! Весна идёт!» Подумайте, какая будет ваша мелодия, в каком темпе, в каком характере. *Вокальная импровизация

А сейчас давайте послушаем как норвежский композитор Э. Григ изобразил щебетанье птиц в пьесе «Весной».

Открытий урок примыкание здравствуйте времена года

Открытий урок примыкание здравствуйте времена года

* Слушание музыки Э. Грига «Весной»

- Ребята, скажите, какой праздник отмечается в конце зимы? (23 февраля) На прошлом уроке мы с вами разучили песню «Наш папа хороший». И у вас было домашнее задание – сочинить стих про папу.

* Исполнение песни

* Выступления детей

Итог урока.

Сегодня на уроке мы слушали музыку русского композитора П.И. Чайковского и норвежского Э. Грига, импровизировали, исполняли песни.

Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию под музыку П. Чайковского