Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу РБрэдбери Улыбка

Урок литературы в 8 в классе « Перекрёстки миров … или воспоминание о будущем (по рассказу

Р. Брэдбери «Улыбка»).

Цели и задачи урока: 1) умение анализировать самостоятельно прочитанное

произведение;

2)умение отвечать на проблемные вопросы;

3)воспитывать любовь к Родине.

Эпиграфы к уроку на экране. (Презентация)

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Вокруг тебя- Мир… Мир, в котором ты живёшь сейчас и в котором тебе предстоит жить, когда ты станешь взрослым. Вокруг тебя мир, полный серьёзных проблем, мир, которому нужны твоё внимание, твоё сострадание, твоя защита.

Сегодня мы поговорим о фантастическом рассказе Р. Брэдбери « Улыбка», в котором отражаются пересечения реальности и вымысла.

Беседа по вопросам.

– Какой мотив, созидания или разрушения, звучит в начале рассказа? Почему? Рассказ начинается с описания праздника. Что значит для вас праздник? ( Чтение сочинений учащихся)

– Что означал праздник для Тома? ( Цитата, страница 41).

Обсуждение.

Из рассказа мы очень мало узнаём о людях предыдущей эпохи.

Известно, что их цивилизация пришла в упадок вследствие «одной сплошной катавасии». Во что превратился мир? Как это описывается в рассказе?

( Цитата, страница 40)

-Что именно разрушали люди из очереди? Как описаны прошлые праздники? Найдите эпизод уничтожения картины.

( Чтение эпизода об уничтожении картины, стр. 42- 43)

- Как передаётся разрушительный характер действий людей нового общества?

На слайде картина Леонардо да Винчи « Мона Лиза»

- Что поразило Тома в картине?

-Как вы думаете, какие хорошие стороны прежней цивилизации вспоминает один человек из очереди?

-Как вы понимаете слово катавасия?

- Что такое цивилизация?

Словарная работа.

Катавасия — суматоха, суета, беспорядок.

Цивилизация — это ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно- политической формации.

_ Что отличает Тома от других персонажей рассказа? Как это подтверждается текстом?

- Вследствие чего погибла цивилизация?

( Цитата о военных конфликтах, стр. 41)





Не бывает совсем не пострадавших от войны. Каждый день в мире происходят военные конфликты. Каждый день гибнут люди, разрушаются дома, уничтожаются культурные и материальные ценности. Россия пережила много войн, и каждая из них — это горе, страдания, смерть.

- Вспомните, что вы знаете о войнах и вооружённых конфликтах, которые происходили у нас в стране?

( Ответы учащихся.)

Слайд о военных конфликтах.

Все мы помним события, которые произошли совсем недавно, в августе 2008 года. Вооружённый конфликт в Южной Осетии. Уж не о такой ли катавасии говорит Р. Брэдбери? Давайте молча посмотрим этот клип и вспомним тех молодых ребят, которые погибли, не успев даже отметить своё двадцатилетие.

( Просмотр видеоклипа. С. Глызин «Девятнадцать лет».)

Международное гуманитарное право предоставляет защиту культурным ценностям в условиях вооружённого конфликта.

-Чтение положения о защите культурных ценностей ( стр. 45)

- Положение о защите детей и стариков, самой незащищённой массе населения. ( Света Терлецкая, сообщение.)

Как видим, международное гуманитарное право предоставляет защиту в первую очередь детям и старикам, а также материальным и культурным ценностям воюющих сторон. Но где орут барабаны, там молчат законы.

Рассказ об архитектурном ансамбле Кижи.

Презентация.

Есть на Онежском озере в Карелии замечательный архитектурный ансамбль, комплекс деревянных сооружений 18-19 веков , музей- заповедник народного деревянного зодчества. Давайте послушаем рассказ об этом памятнике искусства. ( Лера Нагорная)

Об одном историческом факте, имевшем место во время второй Мировой войны , говорилось в газете « Северный курьер « за 2003 год.

Рассказ ученика о событиях, произошедших во время Великой Отечественной войны ( Алексей Зайцев).

- Как вы думаете, почему финский лётчик не смог уничтожить Кижи?

Выводы и обобщения к уроку. Заключительная беседа.

- Давайте обратимся ещё раз к теме нашего урока.

- Можно ли вспоминать будущее? Как вы понимаете смысл данного высказывания?

- О чём вспоминает герой рассказа?

- Верит ли автор в то, что всё изменится?

- Каков финал рассказа?

- Можно ли назвать этот рассказ рассказом – предостережением?

- Какова его основная мысль?

Заключительное слово учителя.

Автор рассказа призывает всех людей мира: «Берегите свою землю, берегите всё, что создано руками человека. И от нас с вами зависит, какой будет наша страна в будущем.. Я надеюсь, что прочитанный рассказ натолкнёт вас на размышления не только о литературных достоинствах произведения, но и позволит с гуманистической точки зрения оценивать то, что происходит в окружающем мире.