Урок внеклассного чтения в 8 классе Делай что-нибудь чтобы быть счастливым

Муниципальное образовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» города Кирова.

Савиных Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Урок внеклассного чтения в 8 классе.

«Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым!»

(Мастерская по рассказу А.Гавальды «35 кило надежды».)

Данное произведение было предложено учащимся 8 класса для внеклассного чтения. Во время работы над ним большое внимание уделяется развитию устной речи и творческих способностей учащихся, умение за деталями видеть целостный образ персонажей. Данная мастерская позволяет развить и углубить эти способности и навыки.

Цели. 1. Научить каждого ученика самостоятельно добывать знания.

2.Развивать речь: обогащение и усложнение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи. Развивать мышление: умение анализировать и выделять главное, строить аналогии, обобщать и систематизировать.

3.Воспитывать требовательность к себе, чувство собственного достоинства, ответственность, трудолюбие, доброту.

Ход урока.

1.Знакомство с биографией и творчеством французской писательницы А.Гавальда.

2.Работа над ассоциативным рядом.

Мастерская начинается с объявления ее названия и составления ассоциативного ряда к слову счастье.

3.Составление опорного конспекта урока.

Учитель предлагает учащимся изобразить процесс становления Грегуара Дюбоска счастливым. Затем учащиеся выбирают то изображение, которое больше всего подходит к изменениям, происходящим с мальчиком( линейка, стрела, пирамида…).

Ребята предлагают выбрать те рисунки, которые отражают изменения внутреннего мира Грегуара (пирамида). Так как у пирамиды прочное основание, она устремлена вверх и состоит из отдельных кирпичиков, олицетворяющих какое-то душевное качество Грегуара. Таким образом, главный герой сам становится «строителем своего внутреннего мира».

4.«Построение» знаний о главном герое. Погружение в текст.

Каждая группа представляет домашнее задание. Определяются качества героя в общении с разными людьми.

1 группа. «Я ненавижу школу».

Выписывают цитаты, таким образом, составляя план к данной теме, и определяют, какие качества героя проявляются в данных эпизодах.

До трех лет жил счастливо.

Вот тебе и школа. Так начался кошмар.

Два раз оставался на второй год.

Раздражительность.

Воспитательница Мари. Ее подарок.

Интересны мои руки, то, что они способны мастерить.

Увлеченность. Голова, как решето, золотые руки и большущее сердце.

2 группа. Отношения с родителями.

Долдонят одно: работай, работай, работай. Вечные скандалы.

Стремление уйти в свой мир.

Затыкаю себе уши и стараюсь думать о том, что в данный момент мастерю, например, космический корабль для звездных войн.





Обман.

Записывал в дневник только половину заданий, чтобы меньше было скандалов слез по вечерам.

Самокритика.

Татами и я – вещи несовместимые. Я натуральный хлюпик.

Родители не поверили.

Можешь лечь на кровать и реветь. А можешь встать и что-нибудь смастерить. Смастерил «Чучело-Берлючело».

Родители рвали волосы друг на друге.

3 группа. «Только один человек меня тогда утешал – мой дедушка».

Закуток деда Леона – это вся моя жизнь, где мне лучше всего на свете.

Почему?

Запах счастья. Желание выделить этот запах в чистом виде и создать духи «Закуток».

Сказка про зайца и черепаху.

Разговор с дедом после 6 класса.

Делай же что-нибудь, чтобы стать счастливым!

4 группа. Исключение из школы. Колледж Жан-Мулен.

Занятия Грегуара и его отдых с родителями.

Мечтательность.

Изобретения Грегуара: усовершенствование гладильной доски, почистил мотор газонокосилки, специальные ботинки, чтобы ходить по горам, помощь в ремонте соседу. Заработок.

Трудолюбие.

Самый старший в классе и не самый тупой.

Погружался в спячку.

Равнодушие.

5 группа . Технический лицей Граншан.

Я вот здесь хочу учиться.

«Перегорел» — принимают по успеваемости.

Письмо в лицей: мне хочется учиться у вас, я первый раз прошусь в школу… Во мне 35 кило надежды…

Решительность.

Целеустремленность.

Экзамен в лицее.

Никогда в жизни мне не было так плохо.

Помощь деда — сон наяву.

Болезнь деда.

Поступление в лицей.

Я бездарен, но хотя бы стараюсь с этим бороться.

Жилось неплохо, но счастлив я не был ( не мог помочь деду).

Канат с узлами.

Преодоление трудностей.

Вера в свои силы и возможности.

Любовь к деду.

Жизнь ради деда: «Дыши. Я — твои легкие, твое дыхание, твое сердце».

Встреча с дедом.

5.Работа над проблемными вопросами.

1 группа. Почему Грегуар ненавидел школу?

2 группа. Почему не складывались отношения с родителями?

3 группа. «Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым!» — говорит дед. Как вы понимаете эту фразу?

4 группа. Почему рассказ называется «35 кило надежды»?

группа. Какие качества проявляет герой на пути к счастью?

6.Рефлексивный этап. Творческая работа.

Какие черты характера и поступки Грегуара Дюбоска вам нравятся и почему? Чему нас учит это произведение?

Пирамида.

Вера в свои силы

Решительность. Преодоление трудностей.

Запах счастья: мечтательность, трудолюбие.

Раздражительность. Стремление уйти в свой мир. Самокритика.

У в л е ч е н н о с т ь.

.