Урок внеклассного чтения в 6-м классе

Урок внеклассного чтения в 6-м классе

по рассказу В. Солоухина «Мститель»

Цели урока.

Образовательные цели:

определить тему и идею произведения,

понять проблемы, поднятые в рассказе;

проследить зарождение и динамику мстительного чувства в душе героя

раскрыть смысл названия,

характеризовать героев художественного произведения,

раскрыть лексическое значение непонятных слов

повторить термины: эпитет, ирония, кульминация

Развивающие цели:

Формирование умений: анализировать, сравнивать, обобщать.

Развитие речи учащихся.

Воспитательные цели:

Формирование гуманистической позиции (человеколюбие)

Убедиться в необходимости остановить «эстафету мести»

Понять, что дружба – великая сила

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. (Знакомство, цели, задачи урока) слайд 2

Экспозиция Око за око, зуб за зуб. Как в ы понимаете эту фразу? Если тебя ударили, твое действие, а если оскорбили? Унизили? Обидели? Нужно ли ответить тем же? Тема нашего урока: Око за око, или как разорвать порочный круг. Задачи на экране.

Эпиграфом к нашему уроку пусть станут слова Омара Хайяма: слайд 3

«Добро добром отплатишь -молодец

На зло добром ответишь – ты мудрец»

Запишем домадание: как вы понимаете эти слова? Какой урок преподнес В.Солоухин?

Сегодня мы войдём в мир своеобразного и яркого художника, писателя доброго и светлого. Он автор прекрасных очерков о русской природе и русском искусстве, романов, новелл и стихотворений. В ряде его произведений хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека. Имя этого писателя Владимир Алексеевич Солоухин. А предметом нашей работы станет его рассказ «Мститель» (Слайд 4)

Месть…Какое жесткое, страшное слово! Хотя все согласные звуки мягкие, но что слышится в этом слове??? (Слайд 5)

Знаете ли вы лексическое значение этого слова?. (на слайде 6 несколько определений, выбор правильного ответа). Месть. Действие в отплату за причиненное зло,

Месть…Как много стоит подчас за этими пятью буквами! Месть пьянит, лишает рассудка, толкает на необдуманные поступки, заставляя потом мучиться и раскаиваться. Не зря говорят, что впереди мести идут ненависть и гнев, разливая свой яд, а позади – раскаяние, не смея поднять глаз, наполненных слезами.

Как поступит человек: подчинится ли жажде мщенья и встанет на тропу войны или сможет побороть это разрушительное желание? Побороть это чувство мести непросто. Только по-настоящему сильный и мужественный человек может удержаться и отказаться от мести.

Познакомимся с героем рассказа В.Солоухина «Мститель», вашим ровесником, который оказывается в сложной ситуации выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания. Какие чувства овладевают обиженным человеком? От чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести? Именно эти вопросы в центре внимания в рассказе В.Солоухина «Мститель».

Работа с текстом. Чтение отрывка с.67-68 до слов «…чтобы в другой раз было неповадно»

1.Как описывает сентябрьский денек автор в начале рассказа и после «маленького происшествия»? Какие эпитеты использует? Тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым, серебряные ниточки паутинок, летающие взолотисто-голубом ————наверное, небо было голубое, а солнышко красноено я уже не видел ни солнца, ни неба, ни картошки

2.Почему в глазах героя-рассказчика «заструились многочисленные лучистые солнышки»?(не от физической боли, а от обиды и несправедливости)

3.Что творится на душе у нашего героя? (черно от обиды и злости)

Чтение отрывка с.68- до слов «Ну ладно, тогда пойдем.»- «Вот я тебе покажу «пойдём»!»

1.Как можно озаглавить этот отрывок? ПЛАН МЕСТИ

2. Что испытывает герой, осуществляя план мести? (Приглашая Витьку в лес, герой волнуется. «Даже в горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего задрожали»).

3. Что герою трудно скрыть за своим волнением? («Затаенное коварство»).

зло

зло

Коварство,

Подлость, ложь

Коварство,

Подлость, ложь

месть

месть

Обида

Обида

4. КОВАРСТВО (намерение совершить зло, прикрытое добром), ЗАТАЕННОЕ- тайное, попробуем разобраться в анатомии МЕСТИ (работа на доске)

На что месть похожа? стр.71 Какое из этих сравнений, по-вашему, дает наиболее точное представление о МЕСТИ?

ДОМЫСЛИВАНИЕ Чем закончится эта история?

Чтение отрывка с.68-70 до слов «надо идти домой»

Что повлияло на изменение первоначального плана мести?( доверчивость, искренность Витьки, он поверил, что обиженный им приятель не держит на него зла, не стремится ему отомстить, а также увлекательная прогулка)

ДОЧИТАЙТЕ ПРО СЕБЯ И НАЙДИТЕ момент во внутреннем монологе, который является кульминационным?( очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя)

Почему герой не отомстил Витьке Агафонову? (Витька – добрый мальчишка с открытой душой, да и сам герой - тоже добрый человек, В.Солоухину важно было показать сопротивление его доброй натуры им же самим придуманному «злодейскому замыслу». Кроме того, искусственное разжигание обиды, решимость отомстить мигом гасится искренностью, доброжелательностью, любопытством глероя, которому было интересно с «врагом» Витькой).

Как бы вы изобразили Витьку Агафонова? («улыбка от уха до уха», «глазища по чайному блюдечку», «оттопыренные уши», «соломенные волосенки»).

Почему герою становится легко от принятого решения не бить Витьку?

Поработаем над смыслом названия произведения.

Почему рассказ называется «Мститель»? (Потому что герой хотел отомстить, но мститель он несостоявшийся, т.к. его добрая натура все время сопротивляется им же придуманному «злодейскому замыслу». В названии содержится мягкая авторская ирония, т.е. насмешка).

В настоящее время многие конфликты, возникающие между взрослыми людьми, имеют трагический финал. Взрослого человека, мечтающего отомстить, вряд ли что может остановить. Он пойдет на все.

Мстить может каждый, но простить — только духовно сильный и благородный человек.

– О чем рассказ В. Солоухина «Мститель»? (Об обиде, злости, о желании отомстить, о любви, человеколюбии, умении прощать и о ДРУЖБЕ («Мы заходим в село как лучшие дружки-приятели»).

А что такое дружба? Кого мы можем назвать настоящим другом? Давайте споем.

ГРУППА «БАРБАРИКИ» – «ДРУЗЬЯ» («ДРУЖБА»)

1.Если друг не смеётся, ты включи ему солнце, Ты включи ему звёзды, это просто.

Ты исправь ошибку, превращая в улыбку, Все грустинки и слёзы, это просто.

Припев:

Воскресенье, суббота, дружба – это не работа,

Дружба – это не работа!

Есть друзья, а для них у друзей нет выходных!

2.Если свалится счастье, подели его на части И раздай всем друзьям, это просто.

А когда будет надо, все друзья будут рядом, Чтоб включить тебе солнце или звёзды.

Припев:

3.Если каждый друг по кругу другу протянет руку,

То будет видно в иллюминатор: дружба – это экватор.

Если каждый друг планеты другу ромашкой помашет,

То станет ясно: дружба – это планета ромашек.

Припев:

Притча ПЕСОК И КАМЕНЬ

В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому.Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но его друг спас его. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил eго:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.

Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

Подведение итогов урока: КАМЕНЬ МУДРОСТИ (что хотел сказать нам В.А.Солоухин, понравился ли рассказ, ваше мнение об уроке).