Урок внеклассного чтения в 6 классе по произведениям Михаила Пришвина

Литература VI класс М.М. Пришвин.

Внеклассное чтение.

Цели: 1). Развитие навыков устной и письменной речи.

2) Выявлениеособенностей творчества М.М. Пришвина. «Великая любовь к природе родилась из его любви к человеку»

. 3)Воспитание чувства любви ко всем живому на земле, ответственности за окружающий нас мир.

4) Развитие интереса к чтению и знаниям.

Наглядность и оборудование:

.Оформление доски: портрет, эпиграф, тема.

. Творческие отчеты ребят, иллюстрации.

Ход урока:

Орг. момент. Слово учителя.

Ребята, мы с вами перешли к изучению творчества М.М. Пришвина. На предыдущем уроке прочитали статью К.Г. Паустовского об этом замечательном писателе. К.Г. в своей статье отметил, что М.М. своеобразнейший писатель, что он ни на кого не похож — ни у нас, ни в мировой литературе. В чём же особенность его рассказов, повестей, очерков? В этом мы должны с вами разобраться. В нашем учебнике есть одно программное произведение М.М. — сказка — быль «Кладовая солнца». Но чтобы понять писателя, оценить его творчество, прочтение одного произведения мало, вернее недостаточно, я думаю. Поэтому мы решили почитать и другие произведения М.М.Пришвина и провести урок внеклассного чтения.

II. Проверка домашнего задания.

1.Нa предыдущем уроке я успела прочитать вам один маленький рассказик М.М. Пришвина «Медведь» из цикла рассказов «Дедушкин валенок». Вам надо было дома написать отзыв. Дело трудное, новое, раньше мы этим не занимались. В помощь был дан вам план отзыва. Мы записали его в тетрадях по литературе. Посмотрим, как вы справились с заданием.

Несколько человек читают отзывы по рассказу «Медведь».

2.Анализ творческих групповых отчётов по произведениям М.М. Пришвина, прочитанных самостоятельно.

Ну, а теперь поделитесь впечатлениями о самостоятельно прочитанных рассказах:

Слово руководителю I группы. Анализ рассказа «Изобретатель»

из цикла «Лисичкин хлеб».

Руководитель: Петров Виталя.

Члены группы: Глякова Аня, Фатин Костя, Леоненко Дима.

Ребята показывают свой отчёт классу: оформление, рисунки.

Зачитывают эпиграф, кратко передают содержание и читают отзыв.

Учитель задаёт вопросы: Сколько у Дуси было утят, когда она сидела на кухне в корзинке? Как звали вторую курочку? (Муся) Они дикие или домашние? Как появились в доме? Кто вместо Муси высиживал яйца? (Пиковая дама – курица).

Учащиеся анализируют отчёт и вместе с учителем выставляют оценки

Отчёт второй группы. Руководитель: Хазеев Марат.

Члены группы: Стригин Миша, Зимина Таня, Кузьменко Рита.

Пересказ «Говорящего грача», отзыв:

Нам кажется, что основная мысль этого рассказа в раскрытии взаимоотношений человека и птицы. Человек, доведённый до отчаяния голодом, готов съесть своего друга – грача. Но грач оказался умным и сообразительным. Наверно, он чувствовал состояние человека и защищался как мог. Больше всего нас поразило то, что

Грач сказал то, что раньше ему говорил человек: «Хочешь кашки,

дурашка?» Мы думаем, что человеку после этих слов стало стыдно

за себя и свои намерения.

Ребята просматривают оформление и рисунки, анализируют и

выставляют оценки.

Отчёт третьей группы. Руководитель: Лисина Аня.

Члены группы: Первушина Ира, Хаустова Вика, Сметанкина

Кристина. Они рассказывают о Пришвине, пересказывают

«Дедушкин валенок», читают отзыв. Класс анализирует ответ,

выставляет оценки.

Отчет четвёртой группы. Руководитель: Мочалов Витя.

Члены группы: Пармёнов Серёжа, Шмыров Коля, Павлова Надя.

Пересказ, отзыв, стихи. Рассказ «Изобретатель» из цикла

«Лисичкин хлеб».

Анализ ответов и отчёта, выставление оценок.

III. Беседа с ребятами:

1. О чём пишет М.М. Пришвин?

Как он пишет?

В чём же особенность его творчества? Как вы поняли?

2.Анализ эпиграфов к уроку, записанных на доске:

а). «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же

только о людях и думаю».

М. М. Пришвин.

б).«Великая любовь Пришвина к природе родилась

из любви к человеку».

К. Г. Паустовский

3. Записать ответ на вопрос, записанный на доске: « В чём особенность творчества М.М. Пришвина?»

( Через взаимоотношения человека с окружающей средой: природой, животными, птицами, насекомыми и т.д. М. М. Пришвин раскрывает характер человека, его внутренний мир, показывает его душу.)

4.Прослушивание записи голоса Пришвина «обращение к читателям».

Я приготовила, ребята, вам сюрприз сегодня. У меня в руках уникальная вещь. Сейчас вы услышите голос М.М. Пришвина, он обращается к вам, своим читателям. Накануне своего восьмидесятилетия в 1953 г.

Давайте послушаем и подумаем.

5.Совет ученикам:

Чтение помогает познать мир.

Я хочу вам прочитать стихотворение В.Бокова «Книга- учитель…»

Книга-учитель,

Книга-наставник,

Книга — близкий товарищ и друг,

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук…

Заключительное слово учителя:

Ребята, сегодня на уроке мы с вами пришли к выводу, что в (творчестве) произведениях М.М. Пришвина человек и природа взаимосвязаны. Через восприятие человеком природы, животного мира раскрывается сам человек, его лучшие, спрятанные в глубине души чувства. Единение с природой даёт возможность понять самого себя. Мне понравилось, как Татьяна Тимофеевна проводит уроки биологии на природе. Обнимая деревья, гладя их, разговаривая с ними, мы соединяемся с природой, очищаемся духовно, обогащаемся. Оказывается, у каждого из нас есть дерево, которое покровительствует нам, помогает, берёт под свою защиту (например: у меня- ивушка). Я хочу рассказать случай из своей жизни. Однажды…

Может, это совпадение, а, может, действительно существует в природе какая-то тайна, загадка… Boт эту загадку и разгадывал М.М. Пришвин в своих произведениях.

Домашнее задание: написать сочинение о природе:

«Люби и охраняй природу».