Урок внеклассного чтения в 5 классе По следам сказочных героев АС Пушкина

Внеклассное чтение в 5 классе. «По следам сказочных героев А.С. Пушкина»

Цели урока:

Обобщить и систематизировать материал, пройденный учащимися ранее. Выявить творческие способности школьников посредством заданий разного уровня. Способствовать отработке литературного анализа текста, выразительного чтения и образного мышления.

Тип урока: урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе

Оборудование: Портрет А. С. Пушкина (работа В.А. Тропинина), интерактивная доска (презентация, видео), выставка книг об А.С. Пушкине и его произведениях, рисунки детей, костюмы пушкинских героев.

Класс: 5 – А

Учитель: Шнайдер Ольга Арновна, учитель ГБОУ СОШ №353 им. А.С. Пушкина

Ход урока

Оргмомент урока

Постановка целей и задач работы

Запись в тетради темы занятия

Эпиграф к уроку

(Слайд №1) Перед вами портрет А.С. Пушкина работы В.А. Тропинина. Этот портрет у Тропинина заказал друг Пушкина С.А. Соболевский. Но, заказывая, выразил желание изобразить поэта не возвышенно, а просто: в домашнем халате, в непринужденной обстановке. Художник выполнил эту просьбу. Пушкин позировал в домашнем халате. Но главное, что смог отразить художник – это гордый и независимый взгляд в будущее. Недаром Н.В. Гоголь писал:

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

- Как вы понимаете смысл данного высказывания?

Обобщение знаний учащихся о творчестве поэта

-Что вам известно о жизни и творчестве А.С. Пушкина?

6. Слово учителя о поэте

(Слайд №2) Пушкин родился в Москве, в Немецкой слободе, в еще старой донаполеоновской Москве, больше похожей на большую деревню 26 мая по старому стилю, или 6 июня по новому стилю 1799 года. Принадлежал поэт к старинному дворянскому роду. Его дядя, Василий Львович был поэтом. Его отец Сергей Львович был отставным майором; мать, Надежда Осиповна, принадлежала к роду знаменитого потомка Абрама Ганнибала, выходца из Эфиопии, возвышенного волей Петра 1. Его родители были образованными людьми своего времени. Кроме того, у Пушкина были старшая сестра Ольга и младший брат Лев.

(Слайд №3, №4,№5) Но самое главное, что на месте нашей школы когда – то находился домик Пушкина, в котором он родился. Перед входом в нашу школу висит Мемориальная доска с надписью: « Здесь 26 мая (6 июня) 1799 года родился А.С. Пушкин». А напротив входа школы в садике был установлен в 1949 году, в честь 150-летия поэта памятник Пушкину – лицеисту скульптором Е.Ф. Балашовой и архитектором Ю.О. Соколовым. Сам домик не сохранился. Зато память о поэте наша школа поддерживает за счет создания музея с экспозицией «Края Москвы, края родные…». В музее хранятся «школьные сокровища», рассказывающие об учениках и учителях нашей школы, о тех пушкинистах, которые побывали у нас в гостях; представлена работа школьного театра, декорации к спектаклям, фотоальбомы – все то, что повествует о пушкинской направленности работы школы. Школа является коллективным членом Всероссийского и международного Пушкинского сообщества. Участвует в Пушкинских ассамблеях.

(Слайд №6)Но вернемся к детству поэта. Сначала Пушкин обучался дома. Он не очень проявлял желание учиться, но потом пристрастился с 9 лет к чтению. А с 1811 по 1817 годы учился в Царскосельском лицее, который был открыт 19 октября 1811 года. Надо сказать, что Лицей был открыт для дворянских детей. Император Александр 1 отвел под Лицей четырехэтажный флигель своего Царскосельского дворца. Внизу жили инспекторы и гувернеры, на втором этаже была столовая, больница, концелярия, конференцзал. На 3 этаже – учебные кабинеты и библиотека. Лицеисты жили одной семьей 6 лет. Их было 30 человек. Они не смели покидать Лицей до окончания курса обучения. Ближайшими друзьями Пушкина в Лицее были Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер.

Позднее Пушкин скажет:

…Друзья мои, прекрасен наш союз!Он как душа неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспеченСрастался он под сенью дружных муз.Куда бы нас ни бросила судьбина,И счастие куда б ни повело,Всё те же мы: нам целый мир чужбина;Отечество нам Царское Село…

Пушкин написал в Лицее 130 стихотворений.

(Слайд №7) Самым знаменательным событием в Лицее был публичный экзамен в 1815 году по русской словесности. Картина Репина «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» правдоподобно отражает этот экзамен. Когда Пушкин прочитал «Воспоминания», Державин подскочил от восторга. Он признал в молодом человеке высокий поэтический талант. Но Пушкин засмущался и убежал. До конца своих дней А.С. Пушкин помнил Царскосельский лицей и лицейское братство.

(Слайд №8) Если говорить о детстве Пушкина, то преимущественно его воспитанием с раннего детства занималась Арина Родионовна. Как никто другой повлияла она на творчество поэта. Она знала бесчисленное множество сказок, пословиц, поговорок и охотно сообщала их своему питомцу. Недаром Пушкин вспоминает:

Мастерица ведь былаИ откуда что брала?А куда разумны шутки, Приговоры, прибаутки,Небылицы и былиныПравославной старины

Просмотр видеофильма «Няня»

Пушкин нежно вспоминает о няне:





Подруга дней моих суровых,Голубка дряхлая моя!Одна в глуши лесов сосновыхДавно, давно ты ждешь меня.Ты под окном своей светлицыГорюешь, будто на часах,И медлят поминутно спицыВ твоих наморщенных руках.Глядишь в забытые воротыНа черный отдаленный путь;Тоска, предчувствия, заботыТеснят твою всечасно грудь…

Именно няня подсказывала сюжеты сказок, которые Пушкин записывал. Так совпало. Что сказки были написаны в селе Болдино Нижегородской губернии в разные периоды приезда поэта. Мы пройдем сегодня по следам героев этих сказок.

Анализ сказок

(Слайд №9, №10,№11№12) Всего 7 сказок: 1) « Жених» (1825) Чтение учителя.

2) « Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830)

Вопросы по «Сказке о попе и работнике его Балде»

За какую плату Балда работал у попа? (В год за 3 щелчка попу в лоб)

За скольких человек ел Балда? (За четверых)

Как попёнок звал Балду? (Тятя)

Какое средство придумала попадья, чтобы избавиться от Балды и спасти лоб попа? (Отправить Балду за оброком к чертям)

Чьим голосом говорил подосланный к Балде бесёнок? (Мяукал, как голодный котёнок)

Сколько зайцев поймал Балда в ближнем леске? (Двух)

Какую хитрость с кобылой придумал Балда, чтобы провести бесёнка (Балда дал задание чертёнку пронести коня, а сам, сказав, что пронесёт коня под собой, сел на него и поскакал)

Чего лишился поп после второго щелчка? («Лишился поп языка»)

Что Балда приговаривал с укоризной? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)

Какое самое главное противоречие в Балде? (Хитрый находчивый, но – Балда!)

3) «Сказка о медведихе» (1830—1831) Чтение учителя4) « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» (1831)

Вопросы по «Сказке о царе Салтане…»

Какое дерево увидели царица с сыном, когда вышли из бочки, вынесенной волной на берег? (Дуб)

Что услышал царевич Гвидон, подходя к морю, когда отправился на поиски дичи? (Стон)

В каком облике летал Гвидон к царю Салтану? (Комар, муха, шмель)

Мимо какого острова проплывали корабельщики, направляясь «в царство славного Салтана»? (Мимо острова Буяна)

Сколько братьев было у царевны Лебеди? (33 богатыря)

О каких трёх чудесах рассказывали царю Салтану повариха, ткачиха с сватьей бабой Баборихой ? (О поющей белке, о 33 богатырях, о царевне – Лебеди)

Чьими племянниками были 33 богатыря? (Черномора)

Какую песенку пела белка, грызя орешки? Во саду ли, в огороде…»)

Что произошло с ткачихой оттого, что Гвидон очень разозлился? (Она окривела на один глаз)

Что было у царевны – Лебеди во лбу? («А во лбу звезда горит…»)

5) « Сказка о рыбаке и рыбке» (1833)

Вопросы по «Сказке о рыбаке и рыбке»

1. Какую рыбку поймал старик? (Золотую)

2. Что попросил старик у рыбки в первый раз? (Корыто) Во второй? (Избу) В третий? (Стать дворянкой)

3. За что была наказана старуха? (За жадность, за то, что захотела стать владычицей морскою, чтоб сама

рыбка была у нее на посылках)

6) « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (1833)

Вопросы по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»

На какую птицу охотились семеро богатырей? (выезжают погулять, серых уток пострелять)

Какое приданое приготовил царь своей дочери? (Семь торговых городов, да сто сорок теремов)

7) « Сказка о золотом петушке» (1834)

1. Зачем царю Дадону нужен был Золотой петушок? (Охранять государство)

2. Какое вознаграждение обещал Дадон за Золотого петушка? (Исполнить первую его волю)

3. Кто убил сыновей Дадона? (Они убили друг друга из-за Шемаханской царицы)

4. Отчего умер царь Дадон? (Золотой петушок клюнул его в лоб, когда царь отказался отдать мудрецу Шемаханскую царицу.

(Слайд №13) Кроме того, поэтом написана сказочная поэма «Руслан и Людмила». Замысел которой возник еще в Лицее.

- Кто вспомнит строки «У Лукоморья дуб зеленый…»

Вопросы по поэме «Руслан и Людмила»

Что случилось с Людмилой? (Её украл Черномор прямо со свадебного пира)

Как звали отца Людмилы? (Князь Владимир-солнце)

Как звали соперников Руслана? (Рогдай, Фарлаф, Ратмир)

Кто из соперников Руслана первым задумал убить Руслана, но погиб сам? (Рогдай)

Как звали помощницу Фарлафа? (Наина)

Что предложила Наина Фарлафу вместо того, чтобы искать Людмилу? (Вернуться под Киев, там дождаться, когда Руслан будет возвращаться со спасённой Людмилой, убить его и явиться к князю вместе с Людмилой – её освободителем)

Как случилось, что Черномор оставил шапку-невидимку у Людмилы? (Увидев серого карлика, Людмила завизжала, сорвала с него колпак, Черномор хотел бежать, но упал и запутался в бороде)

Кто вступил в союз с Черномором с целью убить Руслана? (Наина)

Чьими родственником был хозяин головы, давшей Руслану волшебный меч? (Старший брат Черномора)

Почему Людмила не раскрыла князю Владимиру злодейство и обман Фарлафа? (Она спала)

Кто помогал Руслану и оживил его? (Вещий финн с помощью живой и мертвой воды)

9. (Слайд №14) «Стол находок»

Посмотрите на вещи, оставленные нашими героями. Как по вещам можно определить героя?

(учитель показывает вещи с выставки)

(Слайд №15) «Хитрые» вопросы по сказкам

Перед вами книжки с разными сказками Пушкина. Составьте «хитрые» вопросы классу, запишите их в тетради. Задайте классу.

(Слайд №16) «Читаем произведения Пушкина наизусть»

Вывод по уроку внеклассного чтения

Сказки Пушкина – это народная песнь о судьбах людей, передаваемых через волшебных героев. Посредством сказки мы узнаем человеческие пороки, положительные и отрицательные стороны характера, поступков людей. Их отношение друг к другу, и всему окружающему миру. Сказки учат нас любви, терпению, взаимовыручке и дружбе. Читайте сказки А.С. Пушкина!