Урок внеклассного чтения по творчеству НС Лескова в 10классе после изучения Очарованног

Урок внеклассного чтения по творчеству Н.С. Лескова в 10классе после изучения «Очарованного странника». «Легенда о совестном Даниле».

Пояснение учителя к плану – конспекту урока.

В сегодняшнем мире с его разгулом насилия, вражды, непонимания друг друга произведения Лескова особенно актуальны, потому что его герои несут свет добра, справедливости, чистоты и их жизнь соотносится с одной из заповедей Христа: «Возлюби ближнего своего как самого себя».

Произведения Лескова в абсолюте соответствуют концепции духовно – нравственного развития личности и гражданина России, поскольку осмысление их способствует воспитанию и развитию Человека в человеке, принятию национальных ценностей и нравственных идеалов, на основании которых строится отношение к себе, другим людям обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Тема урока: «Нужна ли человеку совесть? Для чего?» (Н.Лесков. Легенда о совестном Даниле).

Тип урока: урок – проект

Цель урока: на основе анализа текста, сопоставления содержания повести, поступков героя с жизнью святых, отраженных в церковной литературе, подвести ребят к мысли о духовно – нравственных идеалах человека, о совести и милосердии.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с произведением Лескова и материалами о жизни святых.

Развивающие: развитие образного, критического мышления, внимания к слову, развитие навыка анализа, синтеза и личностной рефлексии.

Воспитательные: воспитание духовно – нравственных качеств личности на основе осознания общечеловеческих ценностей.

Оборудование: слайды (изображение Христа, святых, картина «Христос в пустыне», эпиграф, словарные слова, высказывания о добре, милосердии, словари. Произведения церковной, религиозной литературы.

Формы, приемы работы учащихся на уроке: словарная работа, элементы диспута, групповая работа, устное словесное рисование, выразительное чтение, ассоциативное представление, творческая работа.

Перед уроком учащимся было предложено домашнее задание – прочитать (по группам):

Евангелие, исход, гл. 19-20

«Второе послание святого апостола Павла к корифнянам», гл. 12, ст7

Иов, гл4.ст28

Евангелие от Луки, гл17.

Евангелие от Марка, гл3.

Житие Сергия Радонежского.

Ход урока:

На фоне звучания церковной музыки (орган, церковный хор).

Учитель задает вопросы (элементы диспута):

- какие ассоциации вызывает музыка?

- что чувствуете вы?

- что есть понятие совести?

- и почему слово «совесть» возникло у вас?

Примерные ответы учеников: мысль, представление о душе, о церкви, о Христе, чувствую мысль о своей вине, о спасении. Грех – нарушение нравственных, духовных, человеческих представлений… искупить – страдать. В страдании спасение. Совесть – мучение от совершенного.

Учитель: А вот Н.С. Лесков в «Легенде о совестном Даниле» прямо говорит человеческом грехе, о совести, о страдании за грех, о человеколюбии.

Цель урока: на основе анализа текста, сопоставления содержания повести, поступков героя с жизнью святых, отраженных в церковной литературе, подвести ребят к мысли о духовно – нравственных идеалах человека, о совести и милосердии.

Словарная работа (толковый словарь Даля).

Грех

Праведник

Святой

Православие

Совесть – весть +со, согласии? Весть о человеческом в себе?)

Сообщения учащихся о Лескове, его творчестве (индивидуальные домашние задания; 2-3ученика).

1 ученик:

Достоевскому равный он –

Прозеванный гений,

Очарованный странник

Катакомб языка…

И северянин.

Лесков – певец русской удали («Очарованный странник»), русского мастерства («Левша»), русской духовности («Соборяне», «Запечатленный ангел», «Легенда о совестном Даниле»).

2 ученик: У Лескова (подробнее):

- тайны человека, его души;

- мечта об объединении людей;

- русский человек самобытен;

- христианские предания – основа смысла жизни;

- художественный мир – отражение христианской истины.

3 ученик рассказывает кратко сюжет «Легенды о совестном Даниле».

Осмысление эпиграфа Пелускога (христианский писатель 4века) (логическая интерпретация).

«Пристрастие не дальновидно, а ненависть вовсе ничего не видит».

- как вы понимаете эти слова?

- что значит «пристрастие»?

- как связан эпиграф Лескова с современной жизнью?

Групповая работа по осмыслению и анализу легенды (4группы, задания на карточках).

1группа. Жизнь Данилы до совершения греха.

Задание:

Прочитайте о жизни Данилы до греха. Где и как жил он?

О чем говорит вам название горы «синайская»?

Назовите 10 заповедей Христа, которые изрек Моисей?

Сделайте вывод о жизни Данилы до совершения греха. В чем был ее смысл?

Что значит праведник? Есть ли в наше время праведники? Кто?

2 группа. Страдания Данилы у варваров.

Задание:

Прочитайте эпизод пленения героя и его страданий.

С каким эпизодом духовной, религиозной литературы можно это сопоставить? (страдания Христа).

Используя прием устного словесного рисования, расскажите о страданиях Данилы.

Выступите в роли экскурсовода и проведите анализ иллюстраций религиозной тематики (слайды).

3 группа. Грех Данилы. Страдания.

Задание:

Прочитайте эпизод «греха Данилы».

Что чувствует он при этом?

Как вы понимаете слова из псалтыря Патриарха 2:

Буде тебе по грехам твоим

Записано в псалтыре…

В чем причина страданий героя после совершения греха?

4 группа. Кто этот черный эфиоп? Воскрешение героя.

Задание:

Что предпринимает герой для искупления греха? Что терзает его душу?

В чем «крестный» путь Данилы? (сопоставьте с Евангелием, гл. 1,5,17).

В чем смысл эпизода о прокаженном?

Презентация информации и выводы по теме урока.

Примерные ответы учащихся (группы):

- герой проповедует заповеди Христа, несущего Добро, и многие соглашаются с ним, он жалеет, что после его ухода (выкупа) люди опять будут жить по злобе (ср: апостол Павел);

- смысл жизни Данилы – в помощи другим людям, в сострадании, в обращении людей к Богу;

- страдания Данилы можно сравнить со страданиями Христа на голгофе;

- герой чувствует, что совершил страшный грех, и «истязатель — черный эфиоп» — теперь в нем и не дает покоя. Данилу мучит совесть – весть о человеческом в нем;

- Данила понимает, что надо искупить грех, ибо «нет сил больше мучиться»;

— для спасения герой идет к патриарху, потом в Рим к папе, в Эфес, Иерусалим, т.е. идет по святым местам. Сравним с современным паломничеством людей в Иерусалим;

— алчущий дух героя приводит его к мысли о том, что муки, страдания – это искупление, что пострадать за веру – блаженство;

- «крестный» путь Данилы – это путь любви ко всем живущим на земле «тварям», Человеколюбие.

Вывод по работе групп (учитель).

Мы говорим сегодня о героях, которые живут по законам Совести. Это праведники. Они есть и сейчас. Они ведут нас к Добру, Красоте, Милосердию. Но не все так просто. Человек грешен на этой земле, а грехи бывают ой какие страшные. Но и последнему грешнику, по мнению удивительного писателя Лескова, открыта дорога к спасению, если в тебе есть человеческое, твоё духовное «Я», твоя Совесть.

Чтение и осмысление мыслей «мудрых» по теме урока. Как вы понимаете смысл этих слов?

Высшее правосудие – это совесть. В.Гюго.

Совесть и трусость, в сущности, одно и то же… О.Уайльд.

Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством. Конфуций.

Совесть – это правильный суд доброго человека. Аристотель.

Вся сила нравственной совести заключается в осознании собственного зла. Д.Дидро.

Творческое задание по теме урока – мини – сочинение.

Какие мысли пришли мне в голову?

Чтение сочинений (выборочно).

Итог. Слово учителя.

Удивительный писатель Н.С. Лесков ценен тем, что показал в своих произведениях душу русского человека, его ментальность. Герой Лескова, по сути, праведник, несущий людям Красоту, Добро, Истину. Он живет по законам совести и страдает, если поступает не по – Человечески. Чтобы в нашей душе не поселился «черный эфиоп», живите по заповедям Моисея и читайте Лескова, ибо он, я уверенна, — визитная карточка нашей «русскости».

Из сочинений учеников.

Я никогда особенно не понимал Лескова, думал, что это – скучный писатель, теперь – другое: он гений. (Петр И.).

Люди должны быть милосердны. Убить — страшный грех. Как с этим жить? (Максим Т.).

Грех. Грехи разные бывают. Кто – то – наркоман, кто – предатель, а кто- то убийца. И это страшнее всего. Я бы не смог (Иван О.).

Страшнее для человека даже не убийство само, а мучения. Вспомним Раскольникова, Данила – праведник. Всю жизнь делал Добро, как святые. Оступился, но ведь он защищал свою жизнь, мстил насильнику. Это его оправдывает (Алена К.).

Убийство нельзя оправдать. Да и «черный эфиоп» не даёт ему жить? Это совесть. Нельзя убивать никогда (Олеся Е.).

Я думаю, что главное у Лескова – мысль о совести. Именно совесть – весть о том, что ты Человек, — спасает его. Он не зверь, он чувствует вину. И потом делает добро (Лена К).

Говорим о «русскости», а что, у англичан, например, нет совести? (Валерий О).

Лесков, я считаю – писатель духовности, скорее, христианский какой – то. Не зря же такие совпадения с церковной литературой (Наташа К).

Он – Человек. А в человеке от природы уже заложено божественное (он от Бога).

Человек грешен всегда был. Нет безгрешных. И ведь живут – не тужат.

Жить. С совестью или без… Как? Выбирать нам.

Домашнее задание: проанализировать язык легенды.