Урок внеклассного чтения по повести ААлексина Мой брат играет на кларнете

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Наро-Фоминская общеобразовательная средняя школа №5

с углубленным изучением отдельных предметов

Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина

«Мой брат играет на кларнете»

Учитель высшей категории

Л.В. Карпова

г. Наро-Фоминск

2013г.

Тип урока: урок внеклассного чтения по повести А. Алексина «Мой брат играет на кларнете».

Цели: продолжение знакомства учащихся с творчеством А. Алексина и идейно-художественными особенностями его произведений;

формирование умений читать, комментировать и анализировать художественный текст;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;

развитие устной монологической речи;

развитие деятельностного отношения к жизни;

развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного;

воспитание уважительного отношения к окружающим.

Форма урока: синтетический урок ( урок художественного восприятия, изучения и обобщения, включающий сообщения учащихся, защиту проекта, свободный рассказ о прочитанном, фрагментарное чтение и анализ эпизодов, словесное рисование ) .

Технологии урока: проблемного обучения, групповая, метод проектов, игровая.

Предварительное домашнее задание: презентация «Рыцарь деятельного добра. Жизнь и творчество А. Алексина», составить характеристику-коллаж главных героев повести – Лёвы, Женьки и Алины, иллюстрации к повести.

Оборудование урока: портрет А. Алексина, рисунки учащихся, выставка книг, мультимедийная презентация.

Создание мотивации для работы.

Чтение высказывания В. Сухомлинского:

«Каждый твой поступок отражается на других людях: не забывай, что рядом с тобой человек».

- Как вы понимаете эти слова известного педагога?

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке внеклассного чтения речь пойдёт о повести известного писателя Анатолия Алексина «Мой брат играет на кларнете», в которой автор разговаривает со своими юными читателями всерьёз о серьёзной жизни. Он умеет говорить о ней увлечённо, увлекательно, воспринимая её действительность, с её драматическими и комическими сторонами. В этой повести Алексин подводит итог прежним раздумьям о призвании человека, о его личной ответственности за свою жизнь, за каждодневные поступки.

Актуализация знаний учащихся по теме.

- Что вам известно об А. Алексине? Какие произведения этого автора вам знакомы?

Сейчас ребята подробнее расскажут об А. Алексине и особенностях его творчества.

Защита проекта «Рыцарь деятельного добра. Жизнь и творчество А. Алексина».

Анатолий Георгиевич Алексин любил повторять: «Биография у меня одна». Это означает, что факты из его жизни общеизвестны.

Писатель и драматург Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия – Гоберман) родился 3 августа 1924 года в Москве. Его отец, Георгий Платонович Гоберман, партийный работник, в прошлом участник Гражданской войны, был репрессирован в 1937 году. Ещё до войны, в школьные годы, начал печататься в журнале «Пионер» и газете «Пионерская правда», где были опубликованы его ранние стихотворения. Во время Великой Отечественной войны, в эвакуации, работал на стройке, был редактором заводской малотиражной газеты. Первые прозаические произведения Алексина – очерки, рассказы и публицистика – начали появляться в печати в середине сороковых годов. После войны он поступил в Московский институт востоковедения, который окончил в 1950 году. В том же году вышел первый сборник его повестей «Тридцать один день».

Многочисленные повести Алексина, такие как «Необычные похождения Севы Котлова» (1958), «Говорит седьмой этаж» (1959), «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле (1965), «Поздний ребёнок» (1968), «Мой брат играет на кларнете» (1968), «Очень страшная история» (1969), «Звоните и приезжайте!» (1970), «В стране вечных каникул» (1970), «Обратный адрес» 91971), «Десятиклассники» (1974), «Третий в пятом ряду» (1975), «Безумная Евдокия» (1976), «Пойдём в кино» (1977), «Сердечная недостаточность» (1979), адресованные в первую очередь подросткам, принесли ему славу одного из лучших авторов литературы для юношества. Пронизанные юношеской романтикой, порой немного сентиментальные, но при этом всегда достоверные благодаря узнаваемым ситуациям и реалистичности персонажей, эти произведения снискали Алексину любовь юных читателей и признание профессиональных критиков.

Впервые появившись в журнале «Юность» в 1955 году по приглашению Валентина Катаева, Анатолий Алексин на протяжении многих лет входил в состав его редколлегии, с 1970 по 1989 год был секретарём Союза писателей РСФСР, где возглавлял секцию детской и юношеской литературы, а в 1982 году был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Был удостоен премии Ленинского комсомола, а также Государственных премий РСФСР и СССР. Помимо множества повестей, перу Алексина принадлежат немало рассказов и ряд пьес, большинство которых являются переработками его же произведений. Работал писатель и в кино, написав сценарии к фильмам «Я вам пишу, «Право быть ребёнком», «Расписание на завтра», «Накануне премьеры». Среди экранизации его повестей наиболее известной стала картина «Поздний ребёнок».

Алексин боготворит М. Ю. Лермонтова, главным литературным кумиром считает А. П. Чехова.

- Как вы думаете, почему именно Чехов стал литературным кумиром Алексина?

(Сжатость алексинской прозы, ограниченное число действующих лиц, тщательный отбор деталей, драматизм, психологическая напряжённость органично переплетены с юмором – всё это сближает произведения Алексина с чеховскими рассказами).

За почти 60 лет писательского труда творчеству Алексина посвящены более 60 статей, монографий и 2 книги известных знатоков литературы.

.Каждая книга писателя – тонкое и бережное исследование внутреннего мира человека, пронизанное лиричностью, добрым юмором и искрящимся жизнелюбием. Сокровища своей души автор щедро дарит и взрослым, и юным. Рассказы и повести Алексина просветляют нравственный мир, учат мужеству действенного воинствующего человеколюбия.

«Время – великий, а значит, и самый справедливый критик: потому книги Алексина выдержат испытание временем, это те зёрна, которые останутся натоку»,- пишет Берта Брайнина, доктор филологических наук.

В 1993 году Анатолий Алексин переехал в Израиль, где живёт и работает по сей день.

Учитель. Прежде чем начать разговор о повести «Мой брат играет на кларнете», я хотела бы проверить, как внимательно вы её читали.

Выберите из данных утверждений верные.

Лёва играет на кларнете, потому что так хотела бабушка. (Нет. Так хотел дедушка).

Родители не поддерживали решение Женьки посвятить свою жизнь брату. (Да).

«Незаметный герой оркестра»,- так говорит о кларнете Лёва. (Да).

Любимый предмет Женьки – история. (Нет. Литература).

Женька привела Лёву на Новогодний вечер задолго до его начала. (Нет. Перед самым началом).

Любимое занятие Лёвы – кого-нибудь выручать. (Да).



Женьке нравилась Алина, которая заставила вести Лёву так, будто он ничем не отличался от десятиклассников. (Нет. Женька возненавидела Алину за это).

На вечере Лёва играл свой любимый «Полёт шмеля». (Да).

Алина пришла на конкурс, и Лёва хорошо выступил. (Нет. Женька обманула Алину, и та не попала на конкурс, поэтому Лёва выступил плохо).

Лёва считал поступок Женьки подлым. (Да).

Узнай героя.

Весь в себе. Мыслит музыкальными образами. (Лёва).

Не любит терять время по пустякам, говорит в своей обычной манере, опуская глаголы. (Роберт).

Толстая, в очках и с веснушками всюду – на носу, на руках и даже на шее. (Лиля).

Яркая блондинка, с прямыми волосами, которые спадают на лицо, закрывая один глаз. (Алина).

Семиклассница, решившая посвятить свою жизнь брату. (Женька).

Проблемный вопрос.

«Посвятить всю жизнь не себе, а брату», — мечтает героиня повести А. Алексина «Мой брат играет на кларнете». Что это – самоотверженность или самолюбование? Верность и преданность близкому человеку или эгоизм и самоутверждение.

Беседа с классом с элементами пересказа, выборочного чтения и словесного рисования.

- От чьего лица ведётся повествование? Какую форму изложения событий выбрал автор и почему?

(Повествование ведётся от лица 14-летней семиклассницы Женьки. Ее устами, в форме её личного дневника писатель рассказывает обычную житейскую историю).

-Какие проблемы поднимает Алексин в повести?

(Проблемы отзывчивости, верности, преданности близкому человеку, самоценности каждой человеческой личности, любви, свободы человека, жертвенности, духовного иждивенчества, эгоизма и тиранства).

-Давайте вспомним краткое содержание повести.

(Семиклассница Женька решает посвятить старшему брату Лёве всю свою жизнь. Она верит, что брат будет великим музыкантом. Женька пытается уверить себя и окружающих, будто отказывается от собственной «личной» жизни ради блага и счастья своего старшего брата. Но она даже не замечает, что озабочена в основном собственной персоной. Женька обманывает Лёву и Алину, разрушая их отношения).

-Напишите аннотацию на прочитанную повесть.

Аннотация – краткая информация о содержании книги. Служит для предварительного ознакомления читателя с содержанием книги. Иногда содержит элементы оценки книги, сведения об истории создания произведения, об авторе.

(Повесть известного детского писателя, лауреата Государственных премий, дипломанта международной премии имени Андерсена Анатолия Алексина «Мой брат играет на кларнете» — это дневник семиклассницы Женьки, решившей посвятить свою жизнь брату, который, как она считает, скоро станет великим музыкантом. Ради брата девочка готова даже на «решительные шаги».Драматизм в повести прекрасно уживается с лиризмом и юмором.)



Работа в группах

- В повести 4 сюжетные линии:

Женька и Лёва,

Женька и Алина,

Женька и окружающие (родители, одноклассники, старшеклассники),

Лёва и Алина.

Расскажите о героях и их взаимоотношениях, используя материалы домашнего задания. Подкрепляйте свой рассказ выборочным чтением отдельных эпизодов.



-Чехов говорил, что о мастерстве писателя во многом можно судить по финалам его произведений. Каков финал этой повести? Как в последней её фразе просматривается авторская оценка всему происходящему?

( В этой повести автор не показывает решительной перестройки главной героини Женьки, тщеславной, честолюбивой девчонки. Она получает лишь первый ощутимый урок жизни, когда слышит от своего брата Лёвы слова о её подлом поступке. Женька даже прекращает вести свой дневник, но не потому, что она стала другой, а лишь из опасения, что в книге о брате-кларнетисте могут не поместить её портрет с подписью «Сестра музыканта». Характер её остаётся прежним. Чтобы перевоспитать Женьку, понадобится немало времени. Эта незавершённость эволюции героини повести принципиально важна: здесь открывается писателю более глубокая правда характера.Последняя фраза «дневника девчонки» ставит точный, завершающий акцент, выявляющий авторскую оценку всему происходящему. «Я больше не буду вести дневник, — с горечью заявляет Женька. – А то, пожалуй, в книге о брате могут не поместить мой портрет с подписью: «Сестра музыканта».)

Рефлексия.

- К каким выводам вы пришли, прочитав повесть Алексина?

Человек должен жить за счёт своего собственного труда и таланта. Алексин выступает против иждивенчества в жизни и творчестве. Никто не вправе решать за другого человека какие бы то ни было вопросы. Каждый должен сам решать за себя и сам строить свою жизнь. Нельзя превращать жизнь в самопожертвование; такая жертва никому не нужна, ибо не может быть счастлив человек, если его счастье достигнуто ценой пожертвованной ему чьей-либо жизни.Такая жертвенная любовь не свободна, она деспотична.

Домашнее задание. Письменно ответить на проблемный вопрос урока.

Использованная литература

А. Алексин. « Мой брат играет на кларнете» и другие повести. М, «Просвещение», 1983

В. Воронов. А. Алексин. Очерк творчества. М., Детская литература, 1973

Приложение.

Характеристика-коллаж Женьки.

Учусь я средне.

Я решила посвятить свою жизнь не себе, а брату. Фактически я отрекусь от собственной жизни во имя брата.

Когда-нибудь о Лёве напишут книгу, и в неё войдут отрывки из моего дневника.

Уроки по литературе я могла бы готовить круглые сутки и отвечала бы всегда на пятёрки.

Острый практический ум.

Я испытываю доверие к некрасивым женщинам: они не могут отвлечь моего брата от музыки.

Я буду приносить себя в жертву.

Я презирала этих девиц, но робела перед ними. И за эту робость ещё сильнее их презирала.

Девчонки меня вообще раздражали. Все они выглядели роскошно.

О, как я ненавидела Алину… Я ненавидела даже её имя – такое редкое, необычное. Она заставила Лёву бросить сестру, которая решила посвятить ему всю жизнь. Она заставила брата вести себя так, будто он ничем не отличался от десятиклассников, которые все влюблены в неё.

Я должна спасти его от Алины.

Я сделала смелый, решительный шаг. Ради Лёвы, ради его музыкального будущего!

Ложь во имя спасения брата.

Человек не может говорить одну только правду. Я буду врать за брата. Пусть это будет ещё одной жертвой.

Это я во всём виновата. Я!..

Характеристика-коллаж Лёвы.

Учится на втором курсе консерватории.

Мой брат играет на кларнете… Так хотел дедушка.

Лёва всегда играет: и утром и вечером… занимается любимым делом.

…вообще не любит много говорить, разъяснять: он мыслит музыкальными образами.

…весь в себе…

Фигура сутулая, словно о чём-то задумавшаяся.

…добродушно закивал…по-домашнему улыбнулся.

Любимое Лёвино занятие – кого-нибудь выручать.

Он очень цельный человек (мама о Лёве).

Он всегда говорил чистую правду, одну только правду.

Он сегодня не в форме…играет не лучшим образом.

Характеристика-коллаж Алины.

Поёт джазовые песенки на разных языках.

Девчонки со злостью поглядывали на Алину.

Яркая блондинка, с прямыми волосами, которые спадают на лицо, закрывают один глаз.

Алина пела вполголоса, и все в зале, особенно мальчишки, просто боялись дышать.

Алина всё время, не отрываясь, смотрела на Лёву в упор и как-то слишком многозначительно.