Урок внеклассного чтения по литературе по рассказу ФАбрамова Несмышлёныши

Урок внеклассного чтения в 5 классе

по рассказу Ф.Абрамова «Несмышлёныши»

Задачи урока:

— расширить и углубить знания учащихся о писателе-земляке- Ф.Абрамове, его творчестве; поддерживать и развивать интерес к чтению его произведений;

- развивать умение анализировать произведение (помочь учащимся разобраться в прочитанном, выявить основную мысль рассказа);

- воспитывать гуманное отношение у учащихся к природе, «братьям нашим меньшим».

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас урок внеклассного чтения.

2. Постановка целей урока.

Вы уже обратили внимание на то, как оформлена доска? Как вы думаете, случайны ли у нас на уроке иллюстрации с изображением птиц и животных? О чём мы будем размышлять, рассуждать?

( Сегодня на уроке мы будем размышлять об отношении человека к «братьям нашим меньшим». А рассказ нашего писателя-земляка Ф.Абрамова углубит наши знания по этой теме.)

3. Проверка домашнего задания. Работа в парах.

-О птицах и животных написано немало прекрасных произведений. Мы с удовольствием читаем рассказы К.Г.Паустовского, М.М.Пришвина, А.Ч.Чехова, В.Бианки, Г.Скребицкого, Э.Сетона-Томпсона. В этот ряд великолепно вписываются и произведения А.И.Куприна, В.А.Белова, В.Л.Дурова, Д.Н.Мамина-Сибиряка, В.П.Астафьева, чьи рассказы я попросила вас перечитать к уроку.

-Давайте вспомним, какие произведения они написали и кто является их главными героями. В течение нескольких минут выполните, пожалуйста, задание, лежащее перед вами.

М

А

Л

Ь

К

А

Д

У

Р

О

В

«П

Р

И

Ё

М

Ы

Ш»

Ж

У

Л

Ь

К

А

«К

о

П

А

Л

У

Х

А»

Героиня рассказа В.Белова, удивившая всех материнской верностью.

(ответ: Малька – собака, которая каждый день бегала за 2 километра в чужую деревню кормить своего сына, несмотря ни на какую опасность.)

Имя дрессировщика, написавшего рассказ «Наша Жучка».

(ответ: Дуров, история с Жучкой помогла Владимиру Леонидовичу Дурову выбрать свой жизненный путь: он стал дрессировщиком зверей. Только учил их не палкой, а лаской. И они любили и слушались его.)

Рассказ Д.Н.Мамина-Сибиряка о лебеде, которому в трудную минуту помог человек.

(ответ: «Приёмыш»)

Героиня рассказа А.И.Куприна, спасшая людей от бешеной собаки.

(ответ: Жулька)

Рассказ В.П.Астафьева о птице, которая «каждую каплю своего тепла отдавала зарождающимся птицам».

(ответ: «Копалуха»)

Оцените свою работу в парах (за верно сделанные задания):

5 заданий – «5»

4 задания – «4»

3 задания – «3»

-Скажите, о чём мы задумываемся, читая произведения о «братьях наших меньших»?

Многие бранятся зверем, хуже нет, когда скажут: «Вот настоящий зверь». А между тем у птиц и животных хранится бездонный запас нежности, любви, верности и преданности.

4. Новая тема. Рассказ Ф.Абрамова «Несмышлёныши».

-Проблема взаимоотношения человека и «братьев наших меньших» волновала и нашего писателя-земляка Ф.Абрамова.



Какие мысли и чувства возникли у вас при чтении рассказа «Несмышлёныши»? О чём хотелось бы на уроке поразмышлять?

- Обратите внимание на слова, написанные на доске. Один из героев сказки французского писателя Антуана де Сента-Экзюпери «Маленький принц» сказал: «… ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».

- Что значит «приручить»?

(приручить – значит привязать к себе, сделать ручным, стать нужным друг другу, волноваться, тревожиться, отдать всю душу, сердце; сделать счастливым)

- А почему мы в ответе за всех, кого приручили?

( Расставание приносит боль, расставание подобно смерти, это значит обречь на несчастье.)

- Чем созвучны слова Антуана де Сента-Экзюпери и произведение Ф.Абрамова?

(Иногда человек приносит страдания тем, кого любит.)



-Пословица гласит: «Самого главного глазами не увидишь». Обратимся к рассказу Ф.Абрамова «Несмышлёныши» и проследим, о чём важном и сокровенном хотел поведать читателям автор.

- Свой рассказ писатель назвал «Несмышлёныши». Кого называют «несмышлёным»?

(Так называют глупого, не имеющего жизненного опыта человека.)

- Почему бельчата названы в рассказе «несмышлёнышами»?

(Бельчата осиротели, не умели добывать пищу, перепрыгивать с ветки на ветку, не знали об опасности, которая им грозит.)

-Словесное рисование. Как ухаживали Олёна Даниловна, её внук Вовка и даже кот Василий Иванович за осиротевшими бельчатами? Что бы вы нарисовали к этой части рассказа, если бы вы были художниками?

(-Кот Василий Иванович в ночном дозоре, чтобы кошка чужая на усадьбу не забежала; вдоль забора похаживает.

-Олёна Даниловна с внуком Володей сухие грибы на ель навешивают;

-В грозу Олёна Даниловна и Вовка уговаривают отца Вовки лестницу поставить, чтобы во время грозы снять с ёлки бельчат.)

- Какая душа у Олёны Даниловны и её внука?

(Героиня не таит свое доброты, нежности, своего сердца; любит животных, и они отвечают ей тем же.)

- Что случилось с бельчатами? Почему добрый поступок Олёны Даниловны обернулся злом для бельчат?



(Олёна Даниловна приручила бельчат, они доверились человеку, не ожидали, что человек может их погубить.)

- А как об этом говорит сама Олёна Даниловна?

(«Я виновата», «не то воспитанье дала. Ведь они звери, им в лесу жить, а я их к человеку приучала». «Нет, не всякое, видно, добро впрок…Добро-то, оказывается, тоже надо делать умеючи».)

-Права ли Олёна Даниловна, обвиняя себя в гибели зверьков?

- Какие чувства вызывает у вас Васька Шиш?

- А как бы вы поступили на месте Олёны Даниловны?

5. В заключении урока обратимся вновь к словам Антуана де Сента-Экзюпери, вспомним, о чём мы сегодня рассуждали, и ответим на вопрос: «О чём важном, сокровенном хотел поведать читателям Ф.Абрамов?»

( Животных и птиц надо любить, беречь их , нести за них ответственность.)

Сегодня на уроке мы с вами думали, слушали, рассуждали и пришли к выводу, что всё живое имеет душу, всё живое страдает. Самое ценное, дорогое – это жизнь. Поэтому любую жизнь мы должны беречь и ценить.

Домашнее задание. ( на выбор)

Проиллюстрировать эпизод, который вам понравился, и подобрать к своему рисунку слова из текста.

Финал рассказа трагический. Если бы вы были писателем, каким бы был конец вашего рассказа?

Написать отзыв о рассказе.