Урок внеклассного чтения Легенда сурового края по роману Юрия Рытхэу Сон в начале туман

МОУ Кызыл-Дагская СОШ

Урок внеклассного чтения

«Легенда сурового края»

по роману Юрия Рытхэу

«Сон в начале тумана»

11 класс

Урок провела:

учительница

русского языка

и литературы

Кужугет Ольга

Болат-ооловна.

с.Кызыл-Даг.

Урок внеклассного чтения

на тему «Легенда сурового края»

по роману Юрия Рытхэу «Сон в начале тумана»

Цель: — ознакомление учащихся с творчеством известного чукотского писателя;

- развитие устной связной речи;

- развитие сравнительных операций мышления;

- нравственное воспитание с помощью УНТ и народной педагогики чукотского и тувинского народов.

Межпредметная связь: география.

Наглядность урока: рисунки учащихся, книги писателя, «Художники Тыва» — С-П. , 1995г. фигуры из кости и агальмотолита , карта мира.

Оргмомент. (подготовка класса к уроку)

Объяснение нового материала.

–Здравствуйте, ЕТТИ, дорогие ребята, гости нашего урока. Сегодня я не случайно поздороавалась с вами на русском и чукотском языках. На этом уроке внеклассного чтения на тему «Легенды сурового края» мы познакомимся со страной вечных льдов под названием Чукотка. И в этом заочном путешествии нам поможет литература , а точнее, творчество известного чукотского писателя Юрия Сергеевича Рытхэу.( читается высказывание М. Горького на доске).

На этом уроке мы поговорим об образе жизни , о традициях и обычаях, о фольклоре и национальной культуре , о литературе чукотского народа. И будем сравнивать все это с нашей тувинской землей.

Для этого зайдем в первую ярангу науки географии, что она сообщает нам о Чукотке.

Выступление учащегося – ассистента.

-На дальнем Востоке насчитывается около полутора десятков коренных (населений) народов Севера. Каждый из них сохраняет свой язык, обычай, особенности быта. На Севере живут чукчи, коряки эскимосы, ительмены, алеуты- народы, говорящие на языках палеоазиатской группы. (палео — означает относящийся к древнейшим эпохам, к глубокой древности).

Чукчи населяют главным образом Чукотский полуостров. Селение чукчей – зверобоев расположены на берегах Ледовитого океана, а чукчей – оленеводов – в глубине Тундры.

- Благодарим за Сообщение.



- А теперь нас приглашает 2 яранга. Здесь мы поговорим о самом писателе. Юрий Рытхэу представляет всему миру всю чукотскую литературу, весь Север. Скажите, ребята, какова творческая жизнь (и биография) писателя?

Слово 2 ученику-ассистенту.

- Юрий Рытхэу родился в 1930 году в приморском поселке Уэлен, в семье охотника. Рос он в селе, где с давних времен славилось искусствыом художественный резьбы по моржовой кости ( как наше село, которое славится искусством резьбы по камню) , (показываются фигуры)

В детстве будущий писатель услышал от своей бабушки много легенд, сказок чукотского народа, (как А.С.Пушкин)

Поступил в Анадырское педучилище и, чтобы заработать на жизнь, работал в газете «Советская Чукотка».

Литературное творчество писателя,/ в основном посвящено суровому Северу и его людям. Это автобиографическая трилогия « Время таяния снегов», романы «В долине маленьких зайчиков», «Когда киты уходят», « Сон в начале тумана» и т.д.

- Молодцы!. Ребята, сегодняшний урок основан на легенде из произведения Юрия Рытхэу «Сон в начале тумана»Вы должны были прочитать эту легенду о Белой женщине – прародительнице чукотского народа.

3. Опрос по содержанию легенды.

- Почему в легенде прародительницу чукчей называют Белой женщиной?

- Это главный цвет Чукотки, потому что там всегда есть лед и снег. Это и цвет луны.

- Что символизирует этот цвет?

- Чистоту души, доброты…

-У тувинцев в каком значении используется прилагательное белый?

- У нас белый цвет применяется в значениях «добрый», «счастливый». Тувинцы обычно говорят в йорээле (благопожелании) «желаю тебе белой дороги, как молоко»

- Ребята, почему чукчи называют себя братьями китов?

-Скажите, ребята, почему Рытхэу включил в свой роман эту легенду? Есть ли в ней воспитывающее значение? (как и у тувинского писателя С.А.Сарыг-оола)

- Она учит нас быть добрыми, уважать и любить свою историю, обычаи и традиции, окружающую природу и людей.

-Есть ли общее и отличие в образе жизни и традициях чукчей и тувинцев?

- Общее: 1. относимся к монголоидной расе;

2. язычники;

3. в их образе жизни есть сходство с нашими тоджинцами. Они живут, как чукчи, в берестяных чумах (как яранга).

-Различие: 1. живем в разных местах земного шара;



2. у нас тепло, чем у них и т.д.

-Ребята , легенда заканчивается словами Токо:

«Если ты сегодня убил брата только за то, что он не похож на тебя, то…»

- Пожалуйста, закончите фразу своими мыслями (проведется в заключении небольшая беседа о межнациональных конфликтах на земле)

Урок заканчивается исполнением учащихся национального танца- солнца чукотского народа и песней «Увезу тебя я в Тундру»



Словарная работа.

Яранга- национальное жилище чукотского народа.

Берестяной чум- тос чадыр.

Етти – здравствуйте.