Урок внеклассного чтения Эхо войны

Тема: «Эхо войны

( По рассказу Б.П. Екимова «Ночь исцеления.»)

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда об этом не забудем!

А.Т.Твардовский.

Оборудование: 1. Выставка рисунков к рассказу, приготовленных детьми;

2.Портрет писателя;

3. Запись песен военных лет;

4. Словарь устарелых слов, встречающихся в рассказе.

Задачи урока: 1.Продолжить обсуждение проблемы гуманного отношения к людям; начать обсуждение проблемы последствий вооруженного конфликта для тех, кто не принимал в нём участия.

2. Углубить навык работы над характером героя.

3. Развивать навык решения проблемы (жизненной).

4. Познакомить с некоторыми приемами анализа мотивов в художественном произведении.

Ход занятия.

Звучит мелодия песни «Огонёк».

Беседа.

- В преддверии какого праздника живёт вся страна?

- Что вы знаете об этом празднике?

- Часто ли в вашей семье вспоминают о войне? Если да, то в связи с чем?

Поэт А.Т.Твардовский напутствовал послевоенные поколения словами (Читаю эпиграф)

Слово учителя.

Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной Войны. Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления, связанные с войной мужские. Это понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но с годами мы всё больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, её величайшую жертву, принесённую на алтарь Победы.

Низкий поклон женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек. Перед нами предстанет судьба, жизнь, искореженная войной, утратой здоровья, женским одиночеством, невыносимой памятью военных лет.

Объявление темы, цели.

Сегодня мы поработаем с рассказом Б.П. Екимова (род. 1938 г.) «Ночь исцеления.» Тему обозначим так: эхо войны. Мы продолжим работу над характером героя , поработаем над нравственными понятиями яяяяяяяяяяяяяя2гуманное отношение», «сострадание», попробуем сформировать первоначальное понятие «мотив в литературе».

Работа с текстом.

- Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

- Какие эпизоды показались вам наиболее яркими?

То, что затронуло вас , вы отразили на своих рисунках. (Работа с выставкой рисунков)

- Какова тема? (как внук помог бабушке)

- Какие проблемы затронуты? (Гуманное отношение к страдающим, последствия войны для мирных людей, выбор линии поведения по отношению к другим людям, нравственное взросление)

а) Прочтите начало рассказа ( до слов «вторая причина была поважнее»)

б) Об этой причине расскажет нам сама героиня – баба Дуня. Рассказ бабы Дуни ( результат индивидуальной работы)



— Я родилась в Куртулях. Оттуда меня и замуж взяли, скоро появились детки: Петяня, Шурик, Таечка. А тут война началась. Мужа на фронт взяли, и я осталась одна с детьми. Ох, и трудно было. Вспомнить тошно. Голодно. Немного продуктов по карточкам давали. Это такие талоны отрывные. Однажды я потеряла эти карточки или кто украл. Они у меня в кармане лежали в синем платочке. Когда обнаружила, что их нет, обезумела. Кричала: «Люди, отдайте! Помогите! У меня детки малые. Приду домой – они «исть» просят: Хлеба дай!» не нашлись. По новому талоны не выписывали. Чуть с голоду не померли. Жёлуди выручали. Однажды я набрала два мешка и несла домой. На переправе лесники отобрали, даже пустые мешки не вернули. Нельзя! Не положено!

А мы эти жёлуди потолкем, мучки добавим и печём чуреки (это лепёшки такие). Тем и питались.

А тут мужа ранили, в госпиталь попал. Поехала к нему. Трудно добиралась. Ночевать было негде. Никто не пускал. Бродила по улицам, просилась хоть на полу переночевать, документы показывала, уверяла, что они у меня настоящие, в порядке.

Много лиха хлебнула.

Война давно кончилась, а я забыть не могу. Каждую ночь, как наяву, всё вижу… и кричу. Кричу , плачу. Поэтому и к детям не езжу. Что мешать спать? В родной хате кричи, сколько хочешь. Кто услышит!?

- А пробовали забыть?

- Лечились?

- Что чувствуете. Когда кричите?

Мы пригласили невестку б. Дуни, жену Пети. Давайте спросим, пытались ли они помочь старой женщине.

Индивидуальное задание 2.

Рассказ невестки.

— Конечно, мы же понимаем, что виновата старость и несладкая жизнь: голод, война.

Понимать понимаем, но от этого не легче. Приедет, кричит во сне, — всю ночь напролёт не спим. Хорошего мало. Поговорим, поуспокаиваем, валерьянки дадим, разойдёмся. А через час снова квартира дыбом. Водили к врачам, те прописывали лекарства. Ничего не помогает. Не знаем, что делать. Она стесняется, поэтому ездить перестала к нам с ночевкой.

Работа в группах.



А) Как помочь б. Дуне, чем лечить её болезнь, если не помогают лекарства?



«Молчать!» — так советовала Гришина мать. Хорош ли этот способ?

- Почему Гриша не воспользовался?

Б) Проследите как Гриша приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке и как? (Сначала это не слишком занимало Гришу, потом он поражён, что сны могут вызывать настоящие слёзы, потом воспринимает как собственную боль)

В) Дайте характеристику героя:

- бабушки (1 группа)

- Гриши (2 группа)

- Через что показывает автор характеры героев? (3группа)

5. Формирование понятия «мотив в худ. произведении».

Так появляется мотив сна. В роли мотива может выступать любой предмет, событие, черты характера, слово, краска – единственное, что определяет мотив – это его репродукция (воспроизведение) в тексте.

Это понятие мы будем расширять на следующих уроках.

Итог.

- Как связана тема урока и название рассказа?

— Еще раз обозначьте проблему. Сверьте с записью на доске, поменялось ли ваше мнение?

- Прочтите конец рассказа. Поему Гриша решил ничего бабушке не говорить?

Радость и невзгоды

Жизнь выдает с полна,

Но тянет меня в те годы,

Хотя всё дальше война.

До великого праздника Победы осталось несколько ночей. Какие сны будут сниться тем, кто знает о войне не только по наслышке. Хочется верить. Что время исцелило, помогло им забыть ужасы войны.

Нам, живущим сегодня, такого права не дано. Мы должны помнить, чтобы не повторить.

(Звучит мелодия «Хотят ли русские войны»)