Урок внеклассного чтения Дети блокадного Ленинграда

Тема: «Дети блокадного Ленинграда»

(по фрагменту повести В. Конецкого «Кто смотрит на облака».)

Задачи урока: 1. Углубить представление о внутреннем монологе, его роли в художественном произведении;

2.воспитывать чувство сострадания к детям блокадного Ленинграда, чувство ответственности за судьбу своей Родины;

3. формировать убеждение: война – это зло.

Оборудование урока:

Текст.

Магнитная запись с документальным материалами.

Музыка Мусоргский вступление к опере «Хованщина», «Рассвет над Москвой – рекой», Шостакович Д.Д. 7 симфония, песня «Бухенвальский набат» (фрагмент).

Репродукция картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта»

Фотография В.С. Семёновой.

Оформление доски:

Тема: «Дети блокадного Ленинграда»

Эпиграф: «Опять война,

Опять блокада…

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо, не надо раны бередить»

1.Оргмомент.

Здравствуйте, дети! Меня зовут Галина Алексеевна. С вами я познакомлюсь по ходу урока. Я открою вам секрет. Есть у меня любимая поговорка: « Я слеп, а вы глухи и немы». Предлагаю взяться за руки, чтобы помогать друг другу, и у нас всё получиться. Садитесь.

2.Вступительное слово.

(Звучит музыка «Рассвет над Москвой – рекой»)

8 сентября 1941 года никто не знал, что налёт на Ленинград положит начало чудовищному испытанию холодом и голодом. Горели продовольственные склады, и сахар, оплавленный и слипшийся с землёй, отдирали непослушными пальцами. Ленинград погрузился в бездну горя. До 27 января 1944 года оставалось 872 дня.

Тот январский день последнего предпобедного года был на редкость тёплым. Сама природа сжалилась над истерзанным городом.

Но людям было не до погоды. Они со слезами и смехом слушали по радио сообщение о том, что 27 января 1944 года страшное кольцо на горле Ленинграда разомкнулось. До сих пор никто не может объяснить: почему взрослые и дети, военные и гражданские, голодные, в холодных домах, обессиленные настолько, что не могли предать земле умерших родных, выстояли?

В феврале 1942 года было зарегистрировано самое большое за время блокады суточное число умерших — 4720 человек. И все – таки они, ослабевшие и озябшие, совершили невозможное – не опустились на колени.

Об этом тяжелом времени вспоминает Валентина Степановна Семёнова, которой в ту пору было 15 лет.

3. Рассказ В.С. Семёновой в магнитной записи.

Сейчас Валентине Степановне почти 80 лет, но она никогда не смотрит фильмов о войне, боится, что не выдержит сердце.

4.Работа с эпиграфом

«Опять война,

Опять блокада…



А может нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо, не надо раны бередить»

- Согласны ли вы с автором этих строк?

5.Объяснение темы.

Сегодня мы обратимся к фрагменту повести В. Конецкого «Кто смотрит на облака», в которой описан всего один день из жизни пятнадцатилетней девочки Тамары, оказавшейся в блокадном Ленинграде.

Тема урока: «Дети блокадного Ленинграда».

Мы должны убедиться, что война – самое большое зло, от которого страдают все, но прежде всего дети; остановимся на понятии «внутренний монолог» и его роль в произведении, также решим ещё ряд задач.

6.Работа с текстом.

1. Где и когда происходит действие?

2. Кто главные герои?

3. прочитайте начало (до слов…ранним утром…)

С самых первых строчек автор вводит мотив жизни и смерти.

Справка – мотив – составной элемент темы (часть темы)

4.С чем связано понятие «жизнь» для Тамары?

Звук

Движение

Тепло

Еда

Сочувствие

Надежда

Доверчивость

5.А понятие «смерть»?

Отсутствие звука

Обездвиженность

Холод

Голод

Безразличие

Безнадёжность

Враждебность

6.Что значит «внутренний монолог»?

Прочитайте внутренний монолог Тамары.

Какую роль он играет? Как в нём переплетаются линии жизни и смерти? (Помогает понять внутреннее состояние девочки)

7.Почему Тамара принимает решение уйти от Анны Николаевны?

8.Прочитайте эпизод: ремесленник вырывает хлеб у Тамары.

9. Почему мальчик так поступил?



10. Как вы оцениваете поведение очереди?

Уйдя от анны Николаевы, Тамара шагнула навстречу смерти.



Чтение учителем стр.33

7.Самостоятельная работа в парах

(Звучит 7симфония Шостаковича)

Найдите в тексте детали, раскрывающие спасение девочки от смерти.

8.Проверка Самостоятельной работы.

9.Решение проблемы.

- Почему однорукий говорит: «Если ты бросишь сумку или письма, то станешь подлецом?»

10.Работа с репродукцией Л.В. Лактионова «Письмо с фронта»

Пока люди получали с фронта письма, они знали, что их родные живы.

Несмотря на маленький возраст, Тамара понимает ту ответственность, которая на неё возложена.

11.Заключение

Пройдет время, и все, кто жил, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны… и может случиться, что новые малыши забудут и горе, и радость, и слезы войны. Не давайте им забыть.

(Звучит фрагмент песни «Бухенвальский набат»)

Берегите мир!

Мне кажется, вам стал более понятен смысл поговорки, с которой я начала урок, Важно вовремя уметь протянуть руку помощи и тогда трудности и даже смерть отступают.

Д.з.: Если вас заинтересует повесть Колецкого, почтите всю «Вечер памяти» .

До свидания.