Урок внеклассного чтения 9 класс на тему Образ Алеко в поэме А С Пушкина Цыганы

Урок внеклассного чтения в 9 классе на тему «Образ Алеко в поэме А. С. Пушкина «Цыганы».

Цели:

познакомить с поэмой А.С. Пушкина «Цыганы»,

приобщить учащихся к великим творениям поэта,

вызвать искреннее желание читать и перечитывать произведения А.С. Пушкина.

Оборудование:

портрет Пушкина,

книжная выставка,

иллюстрации к поэме.

Ход урока.

Орг. момент.

Сегодня у нас урок внеклассного чтения по творчеству Пушкина. Этот урок будет последним, обобщающим. На этом мы завершаем изучение творчества Пушкина. В этом году мы с вами познакомились с лирикой Пушкина, с реалистическим романом «Евгений Онегин». Для того чтобы расширить знания по творчеству Пушкина сегодня рассмотрим поэму «Цыганы».

Начинаем урок Пушкина! И все мы волнуемся, ощущаем торжественность, приподнятость, радость. Это потому, что урок Пушкина-один из самых ответственных уроков. Ведь его имя святое для всех нас имя, это наша гордость, солнце русской поэзии. И я хочу, чтобы в этот день каждому захотелось раскрыть книгу, на которой начертано имя «Пушкин». Вот это и является целью нашего урока.

Эпиграфом к уроку я взяла слова Белинского … и строки из стихотворения Г. Тукая «Моя душа сходна с твоей, о Пушкин вдохновенный, неподражаемый поэт, единый во всей вселенной».

Урок решила провести по такому плану:

Время создания поэмы.

Алеко- романтический герой.

Алеко и старик.

Композиция поэмы.

Поэма «Цыганы» в русской критике.

2. Выступление подготовленного ученика на тему: «Романтические поэмы Пушкина».

- Какое место занимают поэмы в творчестве поэта?

- Когда создавалась поэма «Цыганы»?

Я хочу вам прочитать отрывок из письма Пушкина к брату Льву. Это письмо было написано 24 сентября 1820 года.

Итак, природа Кавказа и Крыма, ощущение себя изгнанником усиливают романтический настрой в поэзии Пушкина. Пушкин начал писать «Цыганы» на юге, в конце 1823 года, закончена она была в 1824 году в Михайловском. Пребывание поэта в Бессарабии, знакомство с бытом цыган, кочевавших там, дало ему материал для поэмы. По уверению поэта, какое- то время он бродил вместе с цыган. В «Эпилоге» к поэме он пишет:

Чтение отрывка.

3. - Как развивается сюжет поэмы?

- Как Алеко оказался в цыганском таборе?

Чтение по ролям отрывка «О чем жалеть?»

- Алеко- главный герой поэмы. Пушкин стремился создать обобщенный характер молодого человека начала 19 века, к которому Пушкин причислял и себя самого. Этот герой все законы цивилизованного мира воспринимает как насилие над человеком.

Алеко бросает городов, надоевший шум веселой столицы. Он удален в «дикую» свободу. Превыше всего герой ценит свободу и надеется обрести ее в естественной вольной жизни цыганского табора. Алеко изучает быт и нравы чужих племен.

Но не мог он долго здесь жить. Героя преследует закон. Он восстал против власти. Алеко- протестант, вольнодумец. Он гневно рассказывает о жизни города.

- Что за страсти кипели в душе молодого человека?

Чтение отрывка «Подобно птичке беззаботной …»

В это время в России кипели политические страсти. Декабристы призывали молодое поколение на борьбу за свободу человека.

Алеко нет дела до судьбы отчизны. Они заняты собой, хлопочут о личной свободе. Эгоистические побуждения- вот источник их страстей. Пушкин тревожно нас предупреждает: «Погоди!» Его сердцем играет роковая страсть и эта страсть- эгоизм. Такие натуры в центре всего ставят свое «я».

-Почему старик рассказывает Алеко о своей жизни?

Чтение в лицах отрывка «Однажды близ кагульских вод….»

Жизненное кредо Алеко проясняет в повести старый отец Земфиры. Если Алеко защищает права отдельного лица, то старик цыган, покорно принимающий естественный порядок бытия, выступает от имени родовой жизни. Он понял закон жизни как закон свободы. В непредсказуемом поведении женщины-цыганки, в стихийности ее любви он видит только выплеск природных сил, не подлежащих человеческому суду. Старик, когда-то в молодости тоже испытавший муки любви, теперь хочет предостеречь Алеко, передать ему свой опыт. Рассказ о бегстве Мариулы с возлюбленным- это внушение старого цыгана Алеко: «Хочешь быть свободным и счастливым, подавляй в себе эгоизм, уважай и цени свободу других». Образованный Алеко понял смысл притчи цыгана и тут же отверг его гуманистическую проповедь:

Я не таков. Нет,

Зависть, злоба, ревность- вот те страсти, которые дремали в «измученной груди» Алеко. Они проснулись, когда Земфира полюбила цыгана. Поборник свободы Алеко становится убийцей. Он не подкрепляет делом свои слова, его поступки противоречат тем принципам, которые он сам провозглашает.

-Что привлекает и что отталкивает в личности Алеко?

- Каково значение образа цыгана в раскрытии идеи поэмы?

Герою противопоставлены герои из народной среды: Земфира, старик.

Земфира- легкомысленная, изменчивая, но искренняя, храбрая.

Чтение отрывка «Умру любя».

Старик темный, невежественный. Его чувства глубоко человечны. В нем есть приветливость, гостеприимство, доброжелательность. Старик цыган понял причину злодеяния «Для себя лишь хочешь воли». Это идея произведения.

— Каково отношение автора к Алеко?

Чтение отрывка «Оставь нас, гордый человек».

Устами старого цыгана Пушкин выносит герою приговор: «Оставь нас…» Автор осуждает героя- индивидуалиста. Это было новое слово в художественной литературе тех лет.

Но позиция Пушкина гораздо сложнее, чем разоблачение героя. Присутствие в нем автобиографических черт (А.— цыганская форма имени Александр) указывает на лирическую трактовку не только некоторых воззрений героя, но и на общую тональность авторского сострадания к его судьбе. В выразительном портрете героя времени, обреченного идти путями зла и оплачивающего жизнью свои заблуждения, Пушкин показал несовершенство самой природы человека, объективный трагизм путей развития человеческой культуры

4.Выступление подготовленного ученика на тему «Композиция поэмы».

5. В чем проявились элементы реализма?

Отбор четких и глубоких эпитетов. Они варят «нежатое пшено», украдкой взятое с чужого поля. Эпитеты к слову след «чуть приметный след», потом этот след становится «зловещим». В пору создания поэмы «Цыган» поэт пишет и первые главы своего реалистического романа в стихах «Евгения Онегина». Завершая романтический период творчества Пушкина, поэма «Цыганы» стояла в преддверии нового, реалистического.

6. Декабристы восторженно приняли поэму «Цыганы» и считали Пушкина таким поэтом, который близок им по образу мыслей. Рылеев отметил прежде всего вольнолюбивый характер поэмы и огромный творческий рост поэта: «Ты идешь шагами великанов». По мнению Вяземского, «Цыганы» были «лучшим произведением Пушкина».

Образ пушкинского Алеко был воплощен в одноименной опере С. В. Рахманинова на либретто Вл. И. Немировича-Данченко (1892). Название оперы свидетельствует о переносе конфликта в интимное пространство лирико-психологической «маленькой трагедии». Человек всесокрушающих страстей, Алеко с первой ноты мрачен, терзаем ревнивыми подозрениями. Композитор с сочувствием раскрывает трагедию одиночества отвергнутого героя. Музыка «от первого лица» рассказывает о все оправдывающем чувстве любви, которое возвышает Алеко над возлюбленной и соперником.

Другие южные поэмы тоже положены на музыку. Балеты Астафьева «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». Язык Пушкина музыкальный.

А. Керн вспоминает о том, как Пушкин читал им поэму «Цыганы».

-Чему учит нас эта поэма?

(Белинский назвал его воспитателем юношества, юного чувства. Произведения Пушкина воспитывают нас.)

7. Словарная работа.

Эгоизм- үз- үзен генә яратучы,үз файдасын гына күздә тоту.

Индивидуализм- шәхси интересларны җәмгыять интересларына каршы куючы буржуаз караш.

Поэма- шигырь белән язылган зур әдәби әсәр.

8. Задание на дом.

М. Ю. Лермонтов “Невский проспект”.

Сочинение на тему “Каким я представляю себе Алеко?”

9.Подведение итогов. Оценки.

-Сколько же для нас сделал Пушкин?

( Он был и остается поэтом, политическим писателем, подарил нам высокую прозу. («Дубровский», «Капитанская дочка»). Он драматург, критик, историк, детский писатель, он был другом декабристов, их учеником и учителем, он был просто здоровым и веселым, смелым и сильным человеком; умел создавать прекрасное, радоваться от души, умел любить, был храбр, он незаменимый собеседник, бескорыстный друг. Пушкин- самое дорогое, самое близкое и родное для каждого из нас. Он всегда с нами.)

В конце урока учащиеся выразительно читают наизусть стихи великого поэта, а также лирические произведения, посвященные А. С. Пушкину.