Урок внеклассного чтения 11 класс

Урок внеклассного чтения. 11 класс.

Тема: Литературные чтения. Марина Цветаева.

Цель: приобщение обучающихся к творческому наследию великой поэтессы.

Задачи: обучение выразительному чтению,

развитие устной речи, умения отбирать необходимый материал,

воспитание бережного отношения к наследию прошлого, эстетическое воспитание.

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Проведение литературных чтений — дань памяти великой поэтессе. М.И.Цветаева прожила почти 50 лет, но каких лет! Она жила не во времени – «Время! Я тебя миную». Она жила во временах. Её стих несёт в себе напряжённую звучность, пронзительный и пронзающий лёт стрелы, пущенной воином Тамерлана через века в вечность.

Литературные чтения. (каждое выступление сопровождается фотографиями из презентации)

1) ученица читает наизусть стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…»

(фото Цветаевой)

2) рассказ о детстве, о родителях, о двух «бабках». От них Марине как бы достались две души, два обличия: романтическая барышня и бунтарка.

(фото детских лет)

Чтение наизусть «У первой бабки четыре сына…»

3) рассказ о юности поэтессы; выход в свет первого сборника стихотворений «Вечерний альбом», затем выход ещё двух книг. Разноречивые отзывы.

(фото юношеских лет)

Чтение наизусть стих-я из первого сборника «Каток растаял…»

4) рассказ о творчестве М.И.Цветаевой. «Одна из всех – за всех – противу всех!»

Эта самохарактеристика во многом объясняет сложные отношения Цветаевой не только с поэтами Серебряного века, но и с веком, и со временем. Неприятие Октябрьской революции, отъезд с дочерью за границу к мужу.

(фото Цветаевой с дочерью и мужем)

Чтение наизусть стих-я «Рассвет на рельсах»

5) рассказ о любви к Родине, о сложных взимоотношениях с властями. Россия для Цветаевой была всегда средоточием необъятного чувства всепоглощающей любви.



Чтение наизусть стих-я «Родина».

Безысходная тоска по Родине, возвращение с сыном вслед за мужем и дочерью в 1939г.

(фото с детьми). Арест Ариадны, а затем С.Эфрона. Письменное обращение к Сталину с просьбой о помощи её близким.

Чтение наизусть стих-я, посвящённого дочери «Але» («Когда-нибудь, прелестное созданье…»)

6) рассказ о трагическом исходе жизни поэтессы.

(фото последних лет жизни, фото с любимым сыном Георгием)

Чтение наизусть стих-я «О чёрная гора!»



На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество М.И.Цветаевой.

Чтение наизусть стих-я «Идёшь, на меня похожий…»

(фото памятника М.Цветаевой в Москве)

Несколько учеников читают свои любимые стихотворения Марины Цветаевой

(объясняют, почему выбрали данное стихотворение)

Много стихотворений было положено на музыку (слушаем «Мне нравится…», «Генералам двенадцатого года»)

Рекомендуемая литература о поэтессе (краткий обзор)

Заключительное слово учителя. Яркий и неповторимый язык М.И.Цветаевой поражал и поражает. Хотя оригинального писателя без оригинального языка не бывает вообще, суть не в самой оригинальности стиля, а в её природе. «Писать надо не талантом, а прямым чувством», — сказал А.Платонов. Его слова относимы и к Цветаевой. Её мировидение, мирочувствие и породили именно «цветаевское» мировоплощение. Её словарь и богат, и цветист, и обращается она с ним мастерски.

В поэзии Цветаевой присутствуют драгоценные свойства русской литературы: всеотзывчивость, сострадание миру и человеку, лихое веселье и беспросветная тоска. У великой поэтессы всегда была надежда на то, что будущие поколения поймут и оценят её стихи. Сегодня мы можем уверенно говорить о том, что русская литература невообразима без творчества Марины Ивановны Цветаевой.

В синее небо ширя глаза –

Как восклицаешь: — Будет гроза!



На проходимца вскинувши бровь –

Как восклицаешь: — Будет любовь!

Сквозь равнодушья серые мхи –

Так восклицаю: — Будут стихи!