Урок Включи фантазию

Михайлова Л. В.

Учитель театра

МОУ «Гимназия №2»

Г. Тихвина

Конспект открытого урока

по театру

Тема:

«Разбуди фантазию!»

Понятие

о фантазировании

6 класс

Проблемный вопрос: Легко ли выдумывать?

Форма урока: Решение проблемного вопроса «Легко ли выдумывать?» при помощи собственного воображения и интерактивного метода.

Цель:

- Развивать творческие способности.

-Актуализировать личностный смысл учащихся к умению фантазировать, создавать новое.

Задачи:

- Формирование умения активно включаться в творческий процесс и абстрагироваться от внешних раздражителей,

- Умение преодолевать стеснительность и внутренний зажим.

- Развитие навыка общения, работа в группе.

Основная мысль: фантазированию можно научиться.

Процессы: мышление, фантазия, воображение, внимание, подражание, эмоциональная отзывчивость, интуиция.

Ход урока.

1часть. Организационный момент

Заранее в кабинете стулья разделены на три группы по пять человек. В центре каждой группы стоит куб – стол, на столе лист цветной бумаги, маркер, толковый словарь. Каждой группе присваивается свой цвет – например красный, синий, желтый.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята. Обратите внимание, какая прекрасная погода стоит за окнами и вы такие красивые в этот день, глаза горят, внутренний настрой положительный…я тоже не обычно выгляжу… длинное платье расшито золотом, на голове пышный парик…Сцена… Свет софитов… я в главной роли…вы актеры ведущего театра…Внимание… Третий звонок! Музыка! Занавес!……ой… что я делаю что происходит?

Ответы детей – Вы все выдумали! Вы фантазируете!

Учитель: А вы часто включаете свое воображение?… Скажите какая тема нашего занятия?

Ответы детей: Мы будем фантазировать.

Учитель: Сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Вам предстоит путешествие в мир воображения. Работать мы будем в творческих группах. Напомните мне правила работы в группах:

Ответы детей:

внимательно слушать,

уважительно относиться к остальным ученикам,

не шуметь, обсуждая задания.

Учитель: Помните — Театральная система держится на трех китах — Внимание! Воображение! Вера! (слайд)

2 часть. Сообщение цели, задач урока.

Учитель: Скажите: Любите ли вы мечтать?

Дети: Ответы детей.

Учитель: Человеку во все времена было свойственно — мечтать, придумывать, выдумывать, воображать. Если бы не это свойство, то мир не увидел бы прекрасных произведений искусства, не делались бы открытия в науке. Скажите, а кого мы в первую очередь можем назвать главными выдумщиками, сочинителями с очень богатым воображением?

Ответы детей: Художники, писатели, скульпторы, режиссеры, хореографы и т.д.

Учитель: А зачем всем тем, кого вы перечислили богатое воображение? Что помогает человеку выдумывать?

Ф А Н Т А З И Я!

Учитель: Фантазирую все и всегда. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. А что такое фантазия?

Тема: Давайте разберёмся! Что такое фантазия! (Формулируют ученики. Учитель обобщает ответы детей)

Учитель: Перед вами толковые словари. Найдите однокоренные слова к слову ФАНТАЗИЯ.

Слайд – ФАНТАЗИЯ — ФАНТАЗЕР – ФАНТАЗИРОВАТЬ

Способность к творческому воображению, к измышлениям, а также само такое воображение;

Человек, который любит фантазировать, мечтатель;

Выдумывать, рассказывать небылицы.

Фантазия — это творчество. Фантазия- это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти.

А можно ли научиться фантазировать?

3 часть. Инсценировка рассказа Н. Носова «Фантазеры».

Учитель: Фантазировать, значит создавать, что-то новое и интересное. Мы сегодня с вами попробуем ответить на вопрос легко ли фантазировать? Поможет нам детский писатель Н. Носов.

Отрывок из рассказа Н. Носова «Фантазеры». Дети, готовятся 2 -3 минуты, разыгрывают сценки по ролям.

= 1 =

1 — Сколько тебе лет?

2 – Девяносто пять. А тебе?

1 – А мне сто сорок…. Знаешь, раньше я был большой – большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

2 – А я, сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

1 – А я, когда был большой, мог реку переплыть.

2 – А я море мог переплыть!

1 – Подумаешь, море! Я океан переплывал!

2 – А я раньше летать умел!

1 – А ну, полети!

2 — Сейчас не могу – разучился.

= 2=

4 – А я один раз купался в море, и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила

3 – Врешь!

4 – Нет, правда!

3 – Почему же ты не умер?

4 – А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

3 – Без головы?

4 – Конечно без головы. Зачем мне голова?

3 – Как же ты шел без головы?

4 – Так и шел. Будто без головы ходить нельзя!

3 – Почему же ты теперь с головой?

4 – Другая выросла…

= 3 =

5 – Ну, это что! – Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел!

6 – Вот так соврал!

5 – Вовсе нет.

6 – Почему же ты теперь живой?

5 – Так он же меня потом выплюнул.

= 4 =

7 – Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…

8 – Знаю, знаю! Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

7 – Ничего подобного. Я не про это.

8 – Ну ладно. Ври дальше.

7 – Вот иду я, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой — рраз! – и раздавил в лепешку.

8 – Ха- ха-ха! Вот это враки!

7 – А вот и не враки!

8 – Как же ты мог раздавить автобус!

7 – Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.

= 5 =

9 — Ну, это не удивительно… А я раз на луну летал.

10 –Эва, куда махнул!

9 – Не веришь? Честное слово!

10 – На чем же ты летал?

9 –На ракете. На чем же еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!

10 – Что же ты там на луне видел?





9 – Ну, что….Что я там видел? Ничего не видел.

10 –Ха-ха-ха! А говорит, на луну летал!

9 – Конечно летал.

10 – Почему же ничего не видел?

9 – А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Летал, летал, а потом бряк о землю…. Ну и проснулся…

10 – А-а, так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты во сне.

= 6 =

11 – Вот врут – то! И вам не стыдно?

5 – А чего стыдно? Мы же никого не обманываем. Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

11 – Сказки! Нашли занятие!

6 – А ты думаешь, легко выдумывать?

11 – Чего проще!

6 – Ну выдумай что-нибудь…

4часть. Основная. Работа в творческих группах.

Задание №1

Учитель: Мы с вами можем ответить на вопрос: Чем занимались мальчишки из рассказа Н. Носова? Конечно фантазировали!

От героев поступило предложение: «Выдумайте что- ни будь!». Вам предлагается выполнить следующее задание: Каждая группа получает простой геометрический объект:

(Объект высвечивается на доске, и по группам раздается лист с фигурами)

Ваша задача – дорисовать и придумать кто это, где находится и чем занимается? Одушевите простую геометрическую фигурку, вдохните в нее настоящую жизнь со своей историей.

Работа по подгруппам — 7 минут.

Эвристическая задача – лучший способ мгновенно вызвать интерес и внимание к заданию. Работа в группах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего суждения, если аргументы оппонента оказываются более убедительными.

Оцениваем по схеме расположенной на интерактивной доске.

Учитель вносит результаты в таблицу.

Схема оценивания работ

Объект -

Герой

Действия -

Цель

Место действия

Результат

1 группа

2 группа

3 группа

Эта схема необходима для создания внешней и внутренней характерности образа, а так же для формирования навыка постановки цели и стремления к ней.

Задание готово. Группа выбирает одного, кто покажет и озвучит коллективную работу. Другие команды оценивают по схеме. Схему можно составлять и с помощью табличек и стрелочек на магнитной доске.

Учитель: Оценим работу малых творческих групп. Поле заполнено? История Состоялась? Значит группы справились с заданием.

Задание №2

Учитель:

Внимание! Следующее задание очень интересное и необычное. Проявите свою фантазию, включите внимание и воображение!

Внимание на экран (интерактивная доска).

Вам предлагается прослушать звуковой фрагмент — это голос животного или птицы. Ваша задача представить, как выглядит это животное, и описать его. Возможны фантастические варианты.

Дети прослушивают звуковой фрагмент, работают в группах 1 минуту, отвечают. За тем на экране появляется реальная картинка. Например:

Голос Реальная картинка

Как включить фантазию включить? — Сокол хохотун -

Как включить фантазию включить? — Шимпанзе фантазии детей

— Фламинго -

Задание №3

Учитель:

В предыдущем задании вы слушали и создавали образ. Сейчас перед вами появится зрительный образ, а вам необходимо придумать какие звуки издает данный объект.

Работа в группах 3 минуты.

Объекты:

Как включить фантазию включить?Как включить фантазию включить?

Как включить фантазию включить?

Отвечаем по командам. Очень важна роль учителя при выполнении данного задания, мастерство которого помогает преодолеть стеснительность и внутренний зажим.

Задание №4

Учитель:

Ребята мы сейчас только прикоснулись к миру фантазии, а люди, которые создают и сочиняют, например, фильмы, мультфильмы находятся в состоянии постоянного творческого поиска. Вы любите мультфильмы? Нужна фантазия для их создания?

Внимание на экран. Задание прозвучит в необычной форме.

Учитель сам озвучивает фрагмент известного мультфильма

«Каникулы в Простоквашино». Как включить фантазию включить?

Основная мысль «озвучки»: Я так долго добиралась к вам по сугробам. Хотела вместе с вами посмотреть мультфильм, а звук пропал, сможете ли вы, ребята, озвучить по ролям фрагмент мультфильма?

Детям предлагается озвучить фрагмент, например из мультфильма — «Алеша Попович».

Задание достаточно сложное. Необходимо, чтобы в каждой творческой группе сложилось взаимопонимание.

Как включить фантазию включить?

5 часть. Подведение итогов.

Учитель:

Как вы ответите на заданный вопрос – легко ли фантазировать?

Ответы детей:

- Фантазировать не легко, но очень интересно.

- Иногда фантазия «спит».

- Фантазию можно тренировать.

- «Ум хорошо, а два лучше».

- Чтобы научиться фантазировать «не как все», нужно развивать воображение

И др.

6 часть. Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…



Страницы: 1 | 2 | Весь текст