Урок Вашингтонская конференция

Тема: Вашингтонская конференция1921 -1922 гг . Завершение формирования

             Версальско — Вашингтонской системы .

Цель : выяснить суть межгосударственных противоречий на Дальнем Востоке и Тихоокеан -

            ском регионе , проанализировать решения Вашингтонской конференции ,

            раскрыть сильные и слабые стороны Версальско — Вашингтонской системы ;

            способствовать развитию конкретно -исторического , аналитического мышления ,

            совершенствовать речевые и коммуникативные навыки ; формировать

            информационную , коммуникативную , социальную компетенции ;

            воспитывать учащихся в духе патриотизма , национального сознания и достоинства.

Ожидаемые результаты :

После этого урока ученики смогут:

- Объяснить суть межгосударственных противоречий на Дальнем Востоке и

  Тихоокеанском регионе ;

- Проанализировать решение Вашингтонской конференции ;

- Раскрыть сильные и слабые стороны Версальско — Вашингтонской системы ;

- Сравнивать , оценивать исторические события ;

- Использовать историческую карту для раскрытия последствий Вашингтонских

  договоров ;

- Развивать навыки работы в группе при обсуждении исторических проблем.

Понятия и термины : договоры « Четырех государств» , «Пяти государств» , « Девяти государств» , « Версальско — Вашингтонская система » , принципы » открытых дверей » и » равных возможностей» .

Основные даты и события:

- Ноябрь 1921г . — Февраль 1922 г. — работа Вашингтонской конференции ,

1919-1935 гг — период существования Версальско — Вашингтонской системы .

 Оборудовани, программное обеспечение: мультимедийный проектор ,интерактивная доска,  компьютер , презентация « Вашингтонская конференция» , учебник  П.Полянский

« Всемирная история. 10 класс » , карта « Западная Европа после Первой мировой войн » и контурная карта Европы на ИД , хронологическая таблица .

Тип урока: комбинированный.

 Ход урока

I. Организационный момент

II . Проверка выполнения учащимися домашнего задания и уровня усвоения материала

 Работа на контурной карте , размещенной на ИД ( интерактивной доске ) :

- Закрасьте различными цветами и надпишите названия новых государств, возникших после Первой мировой войны .

- Отметьте столицы этих государств.

    (задание распечатано на отдельной карточке)

Фронтальная беседа

1 . Когда и с какой целью было созвано Парижскую мирную конференцию ?

2 . Какие страны не были приглашены к участию в ней? Почему именно эти страны?

3.Какие страны играли ключевую роль на конференции ? Почему именно они?

4 . С какой целью была создана Лига Наций ? Кто был инициатором создания такой

   организации?

5 . Какие договоры были заключены во время Парижской мирной конференции ?

  (Учитель выборочно проверяет выполнение домашнего задания по составлению таблицы)

6.Какие военные ограничения были наложены на побежденные страны?

 7 . Какие территориальные изменения произошли в Европе в результате заключения мирных договоров ?

   Метод « Все против одного »

Ученики по очереди задают вопросы на знание исторической карты однокласснику , что соответствует и демонстрирует на настенной карте ( 2-3 ученика сменяют друг друга). Если тестируемому не может дать ответ , или ошибся , исправляет его тот, что задал этот вопрос.

Примеры вопросов :

• Какие территории потеряла Германия в результате реализации идеи Клемансо , о том что » в Европе 20 млн. лишних немцев » ?

• В состав какой страны вошел Бургенланд ?

• Какие новые государства возникли в результате распада Австро — Венгрии ?

• Какие территориальные приобретения осуществила Италия в результате заключения мирных договоров ?

• Какая страна удвоила свои размеры в результате территориальных приобретений ?

• Какие государства получили мандаты на управление бывшими арабскими владениями Османской империи?

• В каком городе размещались органы Лиги Наций ?

• Где была расположена демилитаризованная зона ?

• Какие территории потеряла Болгария в результате Нейиский мирного договора ?

• Какой статус имел город Данциг?

• Как были распределены Африканские владения Германии ?

• Назовите территориальные приобретения Бельгии .

 Проверка задачи, выполнялось на контурной карте.

ИИИ . Мотивация учебной деятельности

Вашингтонская конференция стала логическим продолжением Версальской системы мирных договоров и призвана развязать проблемы ограничения морских сил ведущих государств Тихоокеанского региона , установить взаимные гарантии территориального статус- кво в зоне Тихого океана между странами — победителями.

IV . Сообщение темы, цели и задач урока

  Слайд № 1 ( тема урока ) — ученики записывают в тетрадь .

Задачи и цели урока ученики определяют самостоятельно

  Слайд № 3 ( ожидаемые результаты )

V. Восприятие и первичное осознание нового материала

Постановка проблемного вопроса :

 В чем заключались слабые и сильные стороны Версальско — Вашингтонской

    системы? Какие противоречия возникли во время существования Версальской системы ?

План .

1 . Вашингтонская конференция .

2 . Положительное значение и недостатки Версальско — Вашингтонской системы .

Рассказ учителя сопровождается слайдами презентации

  Слайд № 4

Азиатско — тихоокеанский регион был центром серьезных межгосударственных противоречий . Основными соперниками в этом регионе выступали США , Великобритания и Япония .

Основными вопросами, которые вызвали противоречия между указанными государствами , были :

• контроль над Китаем ;

• неприкосновенность колониальных владений ;

• баланс морских вооружений.

  Ученики записывают основной материал в тетради в виде опорного конспекта .

      Во время Первой мировой войны Япония , которая не принимала активного участия в войне , воспользовавшись тем , что европейские государства и США были заняты на Европейском театре военных действий , усилила свои позиции на Дальнем Востоке , Тихом океане и в Китае. Увеличилось и морское могущество Японии, опиралась на англо — японское соглашение 1902

Основным противником Японии были США . Они выступили про ¬ ты разделения Китая на зоны влияния и требовали проведения политики в отношении Китая под лозунгами » открытых дверей» и » равных возможностей » .

 Работа над формированием понятий и терминов: принципы » открытых дверей » и » равных возможностей» .

Также Соединенные Штаты беспокоило рост морской мощи Японии. В Вашингтоне и Токио не исключали возможности военного столкновения , Великобритания , в свою очередь , настаивала на сохранении принципа разделения Китая на сферы влияния . Такая позиция Великобритании , а также требование США оплатить все долги обострили и англо — американские отношения.

  Слайд № 5 ( Время, цель конференции, участники )

Для решения этих вопросов была созвано Вашингтонская конференция .

Мирные договоры с Германией и ее союзниками были дополнены серией соглашений , подписанных на Вашингтонской конференции ( 12 ноября 1921 — 6 февраля 1922 ) , посвященной вопросам ограничении морских вооружений и отношениям в Азиатско — Тихоокеанском регионе .

В работе конференции приняли участие США , Великобритания ( также были представлены ее доминионы и Индия ) , Япония , Франция , Италия , Бельгия , Голландия , Португалия , Китай .

 Ученики в группах по учебнику обрабатывают, а затем представляют:

 - «Договор четырех» ;

 - «Договор пяти »

 - «Договор девяти

  Слайд № 6 ( Условия договоров )

  Работа с историческим документом

Трактат между Соединенными Штатами Америки , Британской империей , Францией , Италией и Японией об ограничении морских вооружений. Вашингтон , 6 февраля 1922 (Извлечение )

Вопросы к документу:

1 . Почему устанавливалось именно такое соотношение флотов ведущих морских держав мира ?

2 . На что именно было направлено соглашение » пяти государств» ?

  Работа с историческим документом

      Вашингтонская соглашение по Китаю . 6 февраля 1922 (Извлечение )

Вопросы к документу:

  1 . С какой целью было заключено соглашение по Китаю ?

  2 . Какое значение имела эта сделка для Китая ?

  Слайд № 7 ( Карта мира )

Задача : Покажите разграничении сфер влияния в Тихом океане и на Дальнем Востоке по результатам подписанных в Вашингтоне договоров .

Второй вопрос

  Самостоятельная работа по тексту учебника , стр.117 -118

      Ученики, проявляющие особые способности и заинтересованность при изучении истории прорабатывают дополнительный материал, подаваемый в распечатанном виде. ( Приложение № 1 )

Обсуждение :

1 . В чем заключалось положительное значение Версальско — Вашингтонской системы?

2 . Выясните недостатки Версальско — Вашингтонской системы .

3 . Какая великая держава осталась без Версальско — Вашингтонской системой и почему ?

  Слайды № 8-9 ( Пороки Версальско — Вашингтонской системы, карикатуры на В- В систему)

V. Обобщение и систематизация знаний

1 . С какой целью было созвано Вашингтонская конференция ?

2 . Как был урегулирован международные отношения в Азиатско — Тихоокеанском регионе?

3 . Раскройте содержание договора , который впервые ограничивал гонку вооружений.

4 . Как было решено на конференции проблему Китая ?

Технология « Аквариум »

Группа учащихся определяет противоречие Версальской системы договоров:

1 . Между странами Антанты и Германией.

2 . Между США , с одной стороны, и Великобританией и Францией — с другой.

3 . Советская Россия оказалась вне системы международных отношений , « русский вопрос » остался не решенным .

4 . Свободное определение границ новообразованных государств ; воз ¬ ния регионов постоянной политической нестабильности .

5 . Отсутствие четкого механизма разрешения Лигой Наций между ¬ народных проблем.

6 . Обострение колониального вопроса , рост национально — освободительного движения в странах Азии и Африки .

Класс соглашается или дополняет выступление группы.

VII . Итоги урока. Комментарий выставления оценок

Вашингтонская конференция завершила формирование системы международных отношений, которая вошла в историю под названием Версальско — Вашингтонская система. Данная система международных отношений просуществовала относительно недолго.

      Еще не успели высохнуть чернила подписей в мирных договорах и других соглашениях , как начался процесс ее пересмотра и усовершенствования . Это было обусловлено тем , что данная система международных отношений не учла главный принцип — справедливость . Несмотря на множество негативных проявлений системы , она имела и ряд позитивных моментов , которые свидетельствовали о понимании необходимости коренных изменений в международных отношениях , которые бы устранили возможность глобальных и локальных вооруженных конфликтов.

 VIII . Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Обязательное задание:

1 . Проработать параграф 9 , п. 1-2 учебника , устно вопрос 1,3 стр.125

  2 . Усвоить даты, сроки.

Дополнительное задание:

- Составьте хронологическую цепь основных этапов создания В-В системы .

Опережающее задание (двум ученикам):

-1 . Сделать презентацию «План Дауэса » ;

- 2 . Подготовить краткое сообщение «Пакт Бриана — Келлога » .

Приложение № 1

Положительное значение Версальско — Вашингтонской системы

Решение Парижской и Вашингтонской конференций заложили основу Версальско — Вашингтонской системы послевоенных международных отношений . ее создания обеспечило выход из войны , далее возможность разрядить послевоенную напряженность и заложило основ для относительной стабильности в международных отношениях в 20- е гг. Эти решения содержали ряд положений , которые свидетельствовали понимание государствами необходимости изменений в системе международных отношений , а именно : признание права на самоопределения народов , отказ от войны как средства разрешения конфликтов и т.д. Важным прецедентом стало создание Лиги Наций. Было признано независимость ряда европейских государств , за что долго боролись их народы .

Несмотря на эти достижения, сама система оказалась непрочной, и ее распад привел , в конце концов, к новой мировой войне .

Пороки Версальско — Вашингтонской системы

Слабость системы была обусловлена ​​тем , что ее создатели поставили слишком много государств и народов в положение , при котором они не могли не бороться против такой системы. Страны Антанты не проявились милосердными победителями. Вся тяжесть послевоенных изменений было возложено на побежденные народы, хотя они уже сбросили режимы , которые принимали участие в развязывании войны . Условия мира казались еще более несправедливыми для этих народов , потому что их страны не капитулировали перед державами Антанты . Война закончилась , когда ни один солдат Антанты так и не ступил на территорию Германии .

Установлены репарации отнюдь не соответствовали реальным возможностям побежденных стран . В силу этих обстоятельств волна шовинизма и национализма , поднятая первой мировой войной , не утихла , теперь ее силу поддерживало чувство национального унижения . Не способствовали ослаблению национализма и решения относительно границ. Провозгласив принцип самоопределения народов как основу для национально — государственного размежевания , победители неоднократно нарушали его сами и закрывали глаза , когда нарушали другие . При таком передела границ во многих государствах возникли районы с компактным проживанием национальных меньшинств , попавших туда в большинстве случаев не по своей воле . Немцы — в Чехословакии , Франции , Бельгии и Польше ; венгры — в Чехословакии , Югославии и Румынии ; украинского — в Польше , Румынии , Чехословакии и др. . Рассчитывать на поддержку Версальско-Вашингтонской системы этим народам вряд ли приходилось.

Вне Версальской системе осталась Россия , что стало значительным дестабилизирующим фактором . Для Антанты Россия была прежде предательницей, заключившей сепаратный мир с врагом ( Брестский мир 3 марта 1918 ) . К тому же, большевизм вызвал в странах Антанты враждебность, что привело к интервенции в Россию (1918-1922 гг. ) , а после ее провала — к изоляции России на международной арене.

Еще одним серьезным недостатком Версальско-Вашингтонской системы были ее гарантии сохранения . Новые политические лидеры, пришедшие к власти в США , Англии , впоследствии и Франции , стремились отмежеваться от заложенных их предшественниками несправедливостей.

Первым сигналом , что система уязвима , стало решение конгресса США не ратифицировать Версальский договор (в 1921 г. США заключили отдельный договор с Германией , который включал все положения Версальского ) . Одновременно Конгресс США аннулировал франко — американский договор о взаимопомощи. Англия , по примеру США , тоже аннулировала англо — французский договор . В таких условиях Франция , чтобы сохранить свое доминирование над Германией , пошла на создание союза восточноевропейских государств , которые были заинтересованы в сохранении Версальской системы . К тому же , эти государства должны были стать и » санитарным кордоном » против СССР. Так , в 1921 г. Франция заключила политический пакт и военную конвенцию с Польшей. В 1920-1921 гг. при поддержке Франции Чехословакия , Румыния , Югославия образовали Малую Антанту . Таким образом , Франция , Польша и Малая Антанта образовали союз , который на некоторое время стал гарантом сохранения Версальской системы .

Немаловажным фактором слабости Версальско — Вашингтонской системы было то , что оставалась не разработанной программа восстановления разрушенной войной Европы. Впоследствии именно экономический кризис стал толчком к окончательной ликвидации послевоенной системы договоров.