Урок в старших классах на тему Прогресс или регресс

Тема урока: Прогресс или регресс? Учитель Сасина Е.Н.

Цель: Увидеть ,что движение общества поливариантное; на примерах показать проблемы, которые ставятся перед человечеством. Понять, куда же движется общество?

Как трудно общество создать!

Оно устроилось веками:

Гораздо легче разрушать

Безумцу с дерзкими руками.

Не вымышляйте новых бед

В сём мире совершенства нет….

Общество- часть материального мира, неразрывно связанная с природой, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.

Куда движется человечество, варианты его развития?

Поступательное развитии общества -развитие человечества от низших ступеней к высшим привело к общественному прогрессу.

Философ Демократ «Люди произошли из звериного состояния, благодаря необходимости создать орудия труда, строить жильё».

Георг Гегель «Идея прогрессивного развития общества в развитии мирового духа».

Классики марксизма видели движение общества в смене общественно-экономических формаций:

Коммунистическая фаза

Капиталистическая

Феодальная

Рабовладельческая

Первобытно — общинная

В XX веке общественный прогресс связывают с внедрением передовых технологий.

Наступил научно-технический прогресс.

Палка-копалка

компьютер

Политический прогресс.

Признаки демократии:

- правовое государство, основанное на законе;

- разделение властей;

-гражданское общество;

-выборность основных органов;

-политические свободы;



Семён Франк «Прогресса больше не существует, а цивилизация погибает».

Регресс- обратное движение, деградация общества.

Угроза перенаселения.

Динамика увеличения числа жителей на Земле.

год

Млн. человек

1000

300

1500

450



1800

880

1990

1600

2050

9700

2180

10400

Угроза экологического кризиса.

В начале 21 в. может быть уничтожено 16% озонового слоя Земли.

Интенсивность жизни в Мировом океане упала на 30%.

Выстройте логическую цепочку:

1.Увеличение вредных промышленных выбросов;

2.производство экологически «грязных» продуктов питания;

3.накапление вредных веществ в культурных растениях;

4. нарастание масштабов хозяйственной деятельности человека;

5.загрязнение воздушного бассейна, рек, почв;

6. исчезновение отдельных видов животных и рыб;

7.возникновение у людей болезней, вызванных состоянием окружающей среды.



Экологический кризис или катастрофа?

1.Разлив нефти у берегов Японии в результате аварии на танкере «Находка».

2.Авария на Чернобыльской АЭС.

3. Загрязнение вредными сбросами Москвы-реки.

4. Пересыхание Арала.

Проблемы войны и мира.

Повышен радиационный фон до опасных для человеческого организма значений вследствии:

-испытаний ядерного оружия атомными державами;

- аварий на атомных электростанциях;

-затонули атомные подводные лодки.

Куда же движется общество?

Прогресс: за или против.

Домашнее задание. Приведите примеры экологических катастроф.

Укажите проблемы, которые, на ваш взгляд, могли бы привести к регрессу в обществе. Предложите пути решения этих проблем.