Урок в форме Круглого стола на тему Нужен ли идеал человеку и обществу_24074

Татьяна Салтанова, учитель русского языка и литературы высшей категории

Урок в форме «Круглого стола» на тему

«Нужен ли идеал человеку и обществу»

Эпиграфы к уроку: «Свет отвлекает от мрака внутреннего мира. Хорошо, когда свет берет верх над человеком», Ф.Кафка.         «Я подумал, что чутьё художника стоит иногда мозгов ученого, что то и другое имеют одни цели одну природу и что ,может быть , со временем при совершенстве методов  им суждено слиться вместе в гигантскую , чудовищную силу, которую трудно и представить себе,»   А.П.Чехов.

Вступительное слово учителя:

Что мы ждем от участников «круглого стола»?

       1) Знание художественных текстов и исследований ученых-литературоведов.        2) Аргументация и ее словесное оформление.       3) Владение терминологией.       4)Лаконичность.       5)Понимание взаимодействия художественного и научного мировосприятия

2.Работа по теме.       1) Определение уч-ся понятий «утопия» и «антиутопия».       2)Наблюдение над инсценировкой фрагментов из пьесы А.П.Чехова  «Чайка»

3.Вывод:  антиутопия в художественной литературе:         Художественная зарисовка  1)того, чего пока нет,  но                                                         2)уже в сознании человека присутствует как желанное, благословенное общество.           СИНТЕЗИРУЮТСЯ                                                идеалы: то, чего пока нет                                               +то, что уже есть в сознании                                               +то, что хотелось бы совершенствовать.4. В каком роде художественной литературы более всего выражается утопия?          Учащиеся рассказывают:О сказках, о «Калевале», о «Сказке об Иване-дураке и трех его братьях» Л.Н.Толстого.Например, в сказке Толстого выделяется главный критерий ценности человека:      Иван думает о других, «свое отдает», лишен чувства зависти, ненависти, злобы, но главное -  он трудится, хотя и царь. А обычай у него в царстве таков :   «У кого мозоли на руках— полезай за стол, а у кого нет — получай объедки»





Учитель: В произведениях, созданных в разное время, звучат одни и те же принципы: труд — естественная потребность и обязанность человека, взаимоотношения людей основаны на любви и понимании друг друга,  человек бережно относится к родной природе.Эти принципы звучат в созданных в разное время произведениях. Во всех утопиях идет наблюдение над умственным, физическим развитием человека, ощущением счастья, над проявлением индивидуальности личности.  Это звучит  у Чернышевского в романе «Что делать?», у Лескова в «Левше», «Очарованном страннике»Примечательно, что Н. Бердяев  дал высокую оценку личности Н. Чернышевского, сказав о его «уникальной образованности»

5.Параллельно с утопией возникает недоверие ,критическое , сатирическое  изображение того, что передает утопия.Это нашло отражение в романах  Ф.Достоевского  «Бесы», Преступление и наказание».

Особенно ярко антиутопия обозначилась в 20 веке. Почему?Обратимся к творчеству известного австро-венгерского писателя  начала 20 в. — Ф.Кафка.Известно его высказывание: «Искусство — зеркало, иной раз оно «уходит вперед ,как часы»Произведения Кафки подводят к рассмотрению проблемы :ЧЕЛОВЕК И ВЛАСТЬ,

                      ОБЩЕСТВО,                      ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДР. ЛЮДЬМИ,                       его самосознание,

     ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ ВОКРУГ.Кафка умел рассказывать неправдоподобно о правдоподобном.

— Обратимся к др. писателю ,Е.Замятину, его роману «МЫ».—Какое еще произведение, написанное более ,чем 10 лет , очень напоминает по проблематике ,элементам сюжета, деталям роман «МЫ»?

 Этот роман автор назвал своей «самой шуточной и самой серьезной вещью»?

—Как в романе отражена  действительность (реальное в нереальном)?— В чем видел автор залог духовного совершенствования человека?

В 60-ые годы более остро отмечено отчуждение человека от своей сущности. Эта проблема звучит в повести Л.Леонова «Бегство Мистера Мак-Кинли». В произведении нет нападения на сам идеал, речь идет об ответственности за то, что происходит в мире.В 80-ые и 90-ые годы об этом размышляют герои Зиновьева, Домбровского, Маканина.— Что показалось важным в повести Маканина «Лаз»?Здесь находим критическое изображение идеалов, проблему нереализации элементарных норм человеческой жизни. В итоге размышлений приходим к выводу , что антиутопия — путь движения к истине. И вновь звучит Кафка: «Свет отвлекает от мрака внутреннего  мира.» «Грусть безысходна. А речь идет о надежде, об исходе, о будущем», «Жизнь без истины невозможна», «Ненависть возникает из невозможности любить».Урок заканчивается чтением фрагментов из  олимпиадных работ.Стоит отметить , что до урока учащимся был роздан перечень  предлагаемых для прочтения произведений по теме урока (сами учащиеся этот список дополнили)Томас Мор «Остров сокровищ»Компанелла Г.»Город Солнца»Чернышевский Н.Г. «Что делать?»Толстой Л.Н.. «сказка об Иване- дураке»Достоевский  Ф.М. «Бесы», «Дневники писателя»Замятин Е. «Мы»Хаксли О.»О дивный новый мир» Кестлер А. «Слепящая тьма»Стругацкие  «Улитка на склоне»Маканин В. «Лаз»Зиновьев А.»Зияющие высоты»