Урок в 8 классе по теме Российская империя в начале XIX века

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 52»

Материалы на городской конкурс

«Учитель года-2010»

Конспект и самоанализ урока в 8 классе по теме

«Российская империя в начале XIX века»

учителя истории

МОУ «СОШ №52» г. Кемерово

Фёдоровой Оксаны Константиновны

Кемерово 2010

Цель: формирование общих представлений учащихся о социально-экономическом развитии Российской империи в первой половине XIX века.

Задачи:

выяснить особенности территориальной, национальной, сословной структуры Российской империи;

подвести учащихся к выводу о необходимости проведения реформ в России;

развивать умение использовать ранее изученный материал; сравнивать, оценивать исторические явления;

развивать картографические умения, умение работать с данными таблицы, документами;

развивать интерес и уважение к историческому прошлому родной страны; формировать отрицательное отношение к крепостничеству.

Тип урока: изучения нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, карта «Российская империя в начале XIX века», атласы, таблица, раздаточный материал.

Структура урока:

1. Организационный момент…………………………………………2 мин.

2. Актуализация опорных знаний учащихся ………………………4 мин.

3. Целеполагание урока………………………………………………2 мин.

4. Изучение нового материала……………………………………..30 мин.

Территориальная и национальная структура Российской империи.

Сословия в России

Экономическое развитие России

5. Закрепление новых знаний учащихся……………………………4 мин.

6. Итоги урока. Рефлексия деятельности……………………………2 мин.

7. Домашнее задание………………………………….. ……………2 мин

Ход урока:

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний учащихся

Данный урок первый в курсе «История России XIX века», поэтому

актуализируются знания учащихся по истории России, изученной в 7 классе. Вопросы для повторения: слайды №2 – 7 презентации.

Целеполагание урока

Целеполагание происходит после записи темы урока в тетрадь. На этом этапе используется интерактивный метод «Мозговая атака».

- Как вы думаете, какие вопросы мы должны с вами рассмотреть на уроке, чтобы тема, записанная на доске, была раскрыта, изучена как можно более полно?

Идеи учеников записываются учителем на интерактивную доску.

Изучение нового материала

I. Территориальная и национальная структура Российской империи

Слайд №8: с помощью карты вспомнить, как формировалась территория России к началу XIX века.

Слайд №9: на карте показать территории, присоединенные к России в начале XIX века.

Слайд №10: на основе цифровых данных сделать вывод о росте численности населения России. Обратить внимание учащихся на причины этого роста, можно провести сравнение с численностью населения других стран.

Слайд №11: религиозный состав населения Российской империи.

- Представители каких религий проживали на территории России?

Запись в тетрадь:

Многоконфессиональное государство – государство, население которого исповедует различные религии.

II. Сословия в России

Слайд №12: сословное деление.

Вопросы к данным таблицы:

- вспомните, на какие группы делилось население России? Как эти группы назывались?

- какое сословие было самым многочисленным?

- аграрной или индустриальной страной была Россия в начале XIX века? Почему? Провести сравнение с Англией начала XIX века.

Учащиеся, используя знания, полученные в 7 классе, отвечают на вопросы:

- назовите привилегированные сословия в России. Почему они называются привилегированными?

- на какие гильдии подразделялось купечество? На чем основано это деление?

- на какие разряды делилось крестьянство? Каких крестьян было больше?

Слайд №13: после беседы один из учеников заполняет на интерактивной доске схему «Сословия Российской империи», остальные учащиеся делают это в тетрадях.

III. Экономическое развитие России

Слайд №14: экономическое развитие России (работа с картой в атласе). Вопросы на слайде. Учащиеся должны прийти к выводу, что крепостническая система оставалась основой экономики России.

Слайд №15: Россия – аграрная страна.

Постановка проблемного вопроса: «Какие явления в экономике свидетельствовали о разложении крепостнической системы в России.

На данном этапе урока целесообразно использовать интерактивный метод «Колесо идей».

Работа с документом (Приложение ).

После прочтения документа формируются малые группы. Идет обсуждение в группах, наиболее весомые факты и аргументы дети записывают в тетради (на это отводится 4 минуты).

Затем слово предоставляется первой группе, которая называет одно из явлений (оно записывается учителем на доске), далее – вторая группа (второе явление) и т.д. Эта работа продолжается до тех пор, пока не будут названы и записаны на доске все явления, свидетельствующие о разложении крепостнической системы в России. После окончания обсуждения учитель предлагает детям сравнить свои записи в тетрадях с записями на доске. Вносятся необходимые коррективы. На все «Колесо идей» отводится 15 минут.

Слайд №16: вспоминаем, что такое интенсивный и экстенсивный пути развития хозяйства. Делаем вывод, что для России был свойственен экстенсивный путь.

Запись в тетрадь:

Экстенсивное хозяйство – хозяйство, развивающееся благодаря привлечению дополнительных материальных и людских ресурсов, а не за счет технического прогресса.

5. Закрепление новых знаний учащихся

Слайд №17: в каких изменениях нуждалась Россия в начале XIX века, чтобы сохранить роль великой державы? Отвечая на данный вопрос, делаем выводы по изученному на уроке.

6. Итоги урока. Рефлексия деятельности



На этом этапе деятельности нужно вернуться к записям, которые были сделаны в начале урока, и провести беседу с учащимися:

-Что успели рассмотреть на уроке, что не успели?

- Какие вопросы возникли в ходе работы, что нужно сделать, чтобы их разрешить?

7. Домашнее задание

Слайд №18:

- прочитать с. 4-5 учебника. (Данилов, А. А. История России, XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М: Просвещение, 2007. – 254 с.);

- сделать таблицу двойной записи, где в одной колонке зафиксировать информацию, которая хорошо усвоена, а в другой – те факты или события, которые вызвали затруднения, остались непонятыми.



Приложение

В первой половине XIX века Россия оставалась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 9/10 ее населения. Около половины аграрного сектора составляло помещичье хозяйство, другую половину занимала система государственного феодализма, в которой владельцем земли и крестьян являлось само государство.

Процессы, начавшиеся во второй половине XVIII в., интенсивно продолжали развиваться и в первой половине XIX в. Главным явлением стало разложение натурального хозяйства и проникновение товарно-денежных отношений в деревню. В помещичьем хозяйстве все больше производилось продукции на продажу. Возрастало значение хлебного экспорта, который достиг к середине 19 в. около 70 млн пудов.

Внедрение рыночных отношений стимулировало помещиков принимать меры для повышения эффективности хозяйства. В южных и северо-западных районах это достигалось за счет применения наемного труда крестьян-отходников, расширения посевов пшеницы, улучшения технического оснащения производства и совершенствования методов ведения хозяйства. Отдельные помещики перешли к многопольному севообороту, используя с/х машины (сеялки, веялки, молотилки), расширяли ассортимент земледельческих культур. Картофель, становившийся основным продуктом питания населения, превратился в полевую культуру.

Однако в основной массе помещичьих имений продолжал применяться принудительный труд крепостных крестьян. Они были вынуждены платить оброк (натуральный или денежный) и отрабатывать барщину. В течение первой половины столетия оброк вырос по разным регионам в 2-5 раз. Все больше увеличилась барщина. Крестьяне должны были работать на помещика от 3 до 5 дней в неделю. Одним из средств интенсификации барщины была так называемая «месячина», т.е. лишение крестьян земли и полный перевод их на барщину. Все эти меры не были эффективными. Происходил постепенный упадок помещичьего хозяйства. (Корнилов, А. А. Курс истории России XIX века [Текст] / А. А. Корнилов. – М., 1993. – С 34-35).



Список литературы

Борисова, Н. В. Технологические подходы и интерактивные методы [Текст] / Н. В. Борисова. – М.: Просвещение, 2005. – 68 с.

Данилов, А. А. История России, XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М: Просвещение, 2007. – 254 с.

Зуев, М. Н. История России с древности до наших дней [Текст] / М. Н. Зуев. — М.: БЕК, 2002.

Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения [Текст] / С. С. Кашлев. – М., Дрофа, 2006. – 38 с.

Корнилов, А. А. Курс истории России XIX века [Текст] / А. А. Корнилов. – М., 1993. – С 34-35.

Мироненко, С. В. Самодержавие и реформы [Текст ] / С. В. Мироненко. — М., 1989. — С 24- 31.

Мироненко, С. В. Страницы тайной истории самодержавия [Текст ] / С. В. Мироненко. — М., 1990. – С 56-58.

Эйдельман, Н. Я. Революция «сверху» в России [Текст ] / Н. Я. Эйдельман. -М., 1989. – 74с.

Самоанализ урока

Данный урок первый в курсе «История России XIX века», поэтому по типу является уроком изучения нового материала, на котором учащиеся получают общее представление о социально-экономическом развитии Российской империи в первой половине XIX века. На последующих уроках рассматриваемые вопросы будут изучаться более углублённо, то есть будет совершен переход от общего к частному, что способствует результативности изучения истории.

Все требования программы по данной теме получили отражение в плане урока: была рассмотрена территориальная, национальная и сословная структура Российской империи, показана необходимость проведения реформ в России.

При проведении урока были учтены возрастные особенности учащихся, уровень развития их познавательных процессов. Урок способствовал развитию картографических умений, умений устанавливать причинно-следственные связи, осуществлялось дальнейшее развитие навыков работы с документами и историческими картами. Использование методов интерактивного обучения способствовало развитию коммуникативных навыков, которые так актуальны на данном возрастном этапе.

Цель урока – формирование общих представлений учащихся о социально-экономическом развитии Российской империи в первой половине XIX века – реализовывалась с помощью разнообразных форм и методов работы. На этапе целеполагания и рефлексии использовался метод «Мозговая атака», который позволил активизировать познавательную деятельность учащихся, логично осуществить взаимосвязь между этапами урока. Метод «Колесо идей» в сочетании с групповой формой работы позволил учащимся самостоятельно проанализировать информацию, содержащуюся в историческом документе. Данный метод способствовал развитию коммуникативных умений. На протяжении всего урока использовался метод эвристической беседы, стимулирующий мыслительную деятельность учащихся. На всем протяжении урока использовалась электронная презентация как наглядное пособие.

Новый материал был представлен в рассказе учителя. Методика преподнесения нового материала была чётко продумана. На всем этапе изучения нового материала постоянно актуализировались знания учащихся по курсу истории 7-ого класса.

Проверка качества знаний, умений и навыков учащихся прошла в виде беседы по вопросам. Большинство учащихся приняли участие в работе.

Была представлена обширная информация для общего развития учащихся.

Воспитательные возможности урока были использованы полностью, была обеспечена связь обучения с жизнью и использована воспитательная возможность оценки. Учитель относился к учащимся с уважением и благодарностью за качественно выполненную работу.

Контакт с классом состоялся. Высокая активность отмечалась при актуализации опорных знаний, проверке и обобщении изученного.

Здоровьесберегающие аспекты были соблюдены полностью: классная комната чистая, проветренная, достаточно освещенная. На уроке проводилась смена видов деятельности.

В целом цель урока была достигнута путём решения поставленных задач.