Урок в 8 классе на тему Простые вещества — неметаллы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СУТОРМИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА

Конспект урока химии в 8 классе по теме

Урок по теме простые вещества неметаллы

Учитель: Петрова В.М.

2012-2013 учебный год

Тема: «Простые вещества — неметаллы».

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательная:

Повторить особенности строения атомов неметаллов, положение неметаллов в Периодической таблице.

Познакомить с физическими свойствами неметаллов.

Рассмотреть аллотропию кислорода, углерода, фосфора.

Развивающая:

Продолжать формирование познавательного интереса к предмету.

Развивать наблюдательность, память (при просмотре презентации, при изучении материала в учебнике).

Совершенствовать навыки изложения мыслей

Воспитательная:

Развивать коммуникативные качества.

Учить быть доброжелательным, деликатным по отношению друг к другу

установление межпредметных связей;

повышение интереса к предмету;

Здоровьесберегающие

учитывать возрастные особенности детей;

избегать перегрузок.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.

В подготовке мероприятия использовались интернет – ресурсы.

Организационный момент

Проверка д/з (индивидуальная работа по карточкам)

Упражнение 1. Заполните пропуски, используя нужные слова и выражения.

• При комнатной температуре металлы находятся в…… агрегатном состоянии, за исключением…………;

• Они ………, за исключением……… и меди;

• Они обладают характерным…………;

• Они хорошо проводят……….. и электричество.

Упражнение 2. Какой металл обладает серебристо-белым цветом и используется для изготовления кастрюль и пищевой фольги (железо, цинк, серебро, алюминий)?

Упражнение 3. Благодаря какому свойству медь можно использовать для изготовления электрических проводов?

• красно-коричневый цвет;

• металлический блеск;

• ковкость;

• электропроводность

Упражнение 4. Какие из приведенных ниже свойств позволяют нам классифицировать вещество как металл?

• хрупкость и желтый цвет;

• хорошая растворимость в воде;

• тепло и электропроводность, наличие металлического блеска;

• способность соединяться с кислородом;

Изучение нового материала

Учитель: Прежде чем мы запишем тему нашего урока, я попрошу вас отгадать загадку.

Мы с вами побываем в одной удивительной стране. Коренные жители этой страны назывались… Впрочем, догадайтесь сами по характеру жителей. Народ в этой стране был беден, но беспечен. Хотя в карманах у большинства из них не было ни одной свободной монеты (а деньги в стране назывались электронами), никто не горевал по этому поводу. Если же заводился хоть один лишний электрончик, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.

Надо сказать, что «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свою «электронную валюту» они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще…

- Скажите, кто были жители этой страны? (Металлы и неметаллы).

- Объясните, почему простые жители и знать имели такие разные черты характера.

Из 110 химических элементов 88 относится к металлам, 22 является неметаллами. Неметаллы- это химические элементы, которые образуют в свободном виде простые вещества, не обладающие физическими свойствами металлов.

Физические свойства:

Твердые: сера (S), фосфор (красный, белый), йод, углерод (алмаз, графит).

Газообразные: кислород, озон, азот, хлор, водород, фтор и благородные газы (инертные).

Жидкие: бром.

Неметаллам в большей степени свойственно явление аллотропии – способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ, которые называют аллотропными и видоизменениями или модификациями данного вещества.

Аллотропия – это явление обусловлено двумя причинами:

Различным числом атомов в молекуле (О23);

Образование различных кристаличесих форм (у С, графит, алмаз).

Кислород (О)

О3

Запах свежести после грозы, бледно-фиолетовый цвет, бактерециден, удерживает ультрафиолетовые лучи.

О3

Запах свежести после грозы, бледно-фиолетовый цвет, бактерециден, удерживает ультрафиолетовые лучи.

О2

Не имеет запаха

и цвета

О2

Не имеет запаха

и цвета

Углерод (С)

Аморфный углерод

Аморфный углерод

алмаз

алмаз

графит

графит

Фосфор (Р)

t

без воздуха

t

без воздуха

Красный фосфор

Красный фосфор

Белый фосфор

Белый фосфор

Просмотр видео урока Химические свойства простых веществ металлов и неметаллов.

http://interneturok.ru/ru/school/chemistry/8-klass/undefined/himicheskie-svojstva-prostyh-veshestv-metallov-i-nemetallov

Закрепление изученного материала

Тест по теме: «Неметаллы»

1.Самый типичный неметалл в Периодической системе:

а) кислород б) фтор

в) водород г) гелий

2. Степень окисления азота может быть равна:

а) +1 б) – 4 в) + 4 г) + 7 д) правильного ответа нет

3. Тип связи в молекуле Br2:

а) ионная б) металлическая

в) ковалентная неполярная г) ковалентная полярная

4. В ряду элементов O —- S —- Se неметаллические свойства:

а) не изменяются б) увеличиваются, а металлические уменьшаются

в) увеличиваются г) уменьшаются

5. Составьте уравнение реакции горения фосфора. Коэффициент перед формулой восстановителя равен:

а) 1 б) 2 в) 5 г) 4 д) правильного ответа нет

6. Закончите уравнение реакций:

Cu + HNO3 = …. + NO + H2O

Коэффициент перед формулой азотной кислоты равен:

а) 2 б) 4 в) 6 г) 8 д) правильного ответа нет

7. В реакции 2 PH3 + 4 O2 = P2O5 + 3 H2O водород:

а) понижает степень окисления

б) повышает степень окисления

в) не изменяет степень окисления

г) является восстановителем

8. На внешнем электронном уровне атома хлора:

а) 5 электронов б) 1 электрон

в) 7 электронов г) 3 электрона

9. Объём 2,5 моль азота при н.у. равен:

а) 5,6 л б) 11,2 л в) 44,8 л г) 56 л

10. При горении 320 г серы получилось 576г оксида серы (IV). Массовая доля выхода продукта реакции равна:

а) 90% б) 95% в) 80% г) 85%

Рассмотреть явление аллотропии олова.

Подведение итогов. Домашнее задание §14, упр. 3.

Подготовить сообщения по теме «Применение неметаллов в жизни»