Урок в 6 классе по теме Крещение Руси

Урок по теме «Крещение Руси», 6 класс

учитель истории МОУ СОШ №11 солотое

Кадыкова Татьяна Александровна

Цели урока:

Образовательные – познакомить учащихся с причинами принятия христианства по византийскому образцу, событиями крещения Руси, методами крещения.

Развивающие — развитие творческих способностей, аналитического мышления, навыков работы с источниками и литературой, устной речи, умения аргументировать свою точку зрения

Воспитательные — воспитание патриотизма, развитие коммуникативной культуры, умения слушать.

Оборудование: карта “Русь в IX – XII вв.”; исторические картины по теме «Крещение Руси», аудиозаписи , исторические документы ; контурные карты, мультимедийный проектор, компьютер, экран

Ход урока

Учитель: Перед Вами понятия, объединенные одним смыслом, определите каким. Что объединяет эти слова: язычество, христианство, митрополит, епископы, монастыри, церковь, патриарх, ересь, церковный устав.

Учащиеся актуализируют свои знания по религии восточных славян; пытаются выделить главное отличие язычества от христианства; выясняют, что первоначально Владимир был приверженцем язычества;

Учитель просит учащихся сформулировать тему урока: «Крещение Руси» (Презентация. Слайд 1)

Учитель: Какие религии были уже известны к этому времени? (ответы учащихся).

На карте “Русь в IX – XII вв.” покажите соседей Древнерусского государства, на контурных картах отметьте эти государства.

Какую религию исповедовали эти государства. (ответы учащихся :Волжская Болгария (ислам) ; Хазарское царство (иудаизм); Византийская империя (православие); Германская империя, Польша (католичество).

Учитель: Какую веру исповедовали жители Древней Руси до правления князя Владимира? (Ответы учащихся: язычество – многобожие) .Однако попытка превратить язычество в государственную религию, объединить различные верования и божества была неудачной. Язычество разделяло людей. Нужна была вера в одного Бога, которая бы объединяла русский народ. Перед Владимиром встал вопрос, какую религию выбрать.

Ученикам предлагается в ходе урока сформулировать и записать в тетради этапы Крещения Руси.

Учитель: Как рассказывает нам Нестор-летописец в «Повести временных лет», первоначально к Владимиру пришли послы из четырёх разных государств (показывает по карте), чтобы рассказать князю о своей вере. Владимир выслушал всех и задал вопросы. Однако сделать выбор князь не смог. О том, что было дальше, мы узнаем из исторического источника – отрывка из «Повести временных лет». («Выбор веры» - Приложение 1).

После прочтения текста учащиеся отвечают на вопросы к источнику.

Куда и зачем отправил послов князь Владимир?

Почему было решено принять крещение от греков? Можно ли считать, что основную роль в выборе веры сыграла красота религиозных обрядов?

Чем руководствовался князь Владимир при выборе веры – личными или государственными соображениями?

Как Вы думаете, почему князь Владимир сделал выбор в пользу христианства?

Несколько учеников читают одноименный раздел в учебнике.

Вопрос к ученикам, работавшим с текстом учебника: «Что интересней и полней раскрывает суть события – исторический источник или учебник?»

Ответы учащихся.

Звучит музыкальный фрагмент из «Литургии Иоанна Златоуста» П.И. Чайковского . Учитель показывает картинки с элементами церковного убранства православного храма.(Слайд 3)

Учитель: Что же поразило бояр — послов в греческом храме?

Учащиеся делают выводы: Владимир решил принять православие, т. к.: православные храмы – красочны; вера не противоречила русским обычаям; на Руси были христиане – Ольга (бабка Владимира).

Учитель дополняет ответы учащихся на вопрос о причинах принятия крещения от греков: христианство проповедовало миролюбие, милосердие, гуманизм, равенство людей, свободу выбора, духовную самостоятельность личности. За свои поступки человек отвечал перед Богом. Христианство отличало благолепие. Идея «единое государство – единый князь – единый Бог».

Учитель коротко рассказывает о крещении Владимира в Корсуни в 988 году.(Слайд 4)

Работа учащихся с отрывком из «Повести временных лет» «Крещение киевлян»(Приложение 2) и картиной К.В. Лебедева «Крещение киевлян»

( Слайд 5).

Учащиеся отвечают на вопросы:

Где и как крестили киевлян? Почему крещение происходит в воде?

Объясните слова князя Владимира: «Если не придет кто завтра на реку креститься – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом»,

Охотно ли расставались киевляне со старой верой?

Ответы учащихся.

Учитель проверяет записи в тетради: «Основные события Крещения Руси».

Приход к князю Владимиру проповедников религий из разных стран

Отправление Владимиром бояр-послов для выбора веры

Крещение князя Владимира в Корсуни

Крещение Руси

Творческое задание : выскажете свое мнение, нужно ли было крестить Русь? Если да, то как, если нет – почему? (Слайд 6)

Учитель: На основе всего услышанного давайте вместе ответим на вопрос: « В чем же значение крещения Руси?»

Ответы учащихся.

Идет работа по записям на доске. Учащиеся заносят в тетрадь основные положения ( Слайд 7).

Значение крещения Руси:

Объединение восточнославянских племен

Укрепление власти князя

Создание церковной организации

Развитие просвещения и культуры

Смягчение нравов.

Подведение итогов.

Что на уроке было для вас новым? Что вы узнали? Чему научились?

Как вы оцениваете свою работу?

Домашнее задание

§ «Крещение Руси»

Используемые источники:

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. С древнейших времен до конца ХVI века. Учебник для 6 класса. М.: Просвещение, 2010

Попкова И.В. Урок «Крещение Руси» – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles

Симонова Е. В. Поурочные разработки по истории России: 6 класс. М.: Экзамен, 2006

Серов Б. Н., Гаркуша Л. М., Лескинен М. В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца ХVI века 6 класс. М.: ВАКО, 2003

www.lesson-history.narod.ru

http://ru.wikipedia.org/wiki/