Урок в 6 классе по программе ЕД Критской Тема Баллада Лесной царь ФШуберта

6 класс. Музыка. По программе Е.Д. Критской

Тема урока: Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь»

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок-беседа)

Тип урока: расширение и углубление знаний

Цель урока: углубить знания о творчестве Ф. Шуберта; познакомить с одной из жемчужин вокальной лирики в мире баллад – балладой «Лесной царь»; формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа.

Задачи урока:

Дополнить знания о жизненном пути композитора романтика Франца Шуберта.

Повторить песни Ф. Шуберта, выученные в 5 классе.

Познакомить с вокальным жанром балладой.

Прочитать и пропеть по ролям балладу «Лесной царь»

Сделать анализ баллады Ф. Шуберта «Лесной царь».

Закрепить пройденный материал.

Прогулка по картинной галерее. Сравнение живописных полотен с образом «Лесного царя»

Провести творческое задание «Мой финал баллады»

Провести рефлексию, сделать вывод урока.

Информационно-методическое обеспечение: диск СД, учебник по музыке 6 класс Е.Д. Критской, учебник по музыке 7 класса Т.И.Науменко, (вспомогательный материал), «Музыкальная литература» М. Шорникова (вспомогательный материал), рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, иллюстрации по произведению «Лесной царь» и по творчеству Ф. Шуберта.

ХОД УРОКА

«Поистине у Шуберта есть искра божья!»

(Людвиг ванн Бетховен)

1. Музыкальное приветствие.

2. Вступительное слово учителя. Введение в тему урока.

(На доске висит портрет Франца Шуберта)

УЧИТЕЛЬ:

Ребята, знаком ли вам образ человека, изображённого на этом портрете?

ДЕТИ:

Да. Это австрийский композитор Франц Шуберт.

УЧИТЕЛЬ:

Вы правы, в 5 классе мы немного знакомились с творчеством Шуберта. А сегодня я хочу, чтобы ваши знания стали более углублёнными и расширенными. Как вы поняли из моего предисловия, мы сегодняшний наш урок посвятим творчеству Франца Шуберта и проанализируем одно из его лучших вокальных произведений балладу «Лесной царь».

3. Рассказ учителя о Ф. Шуберте. Пение ранее выученных песен.

Шуберт прожил очень короткую жизнь, всего 31 год. Как яркая комета пронёсся он на романтическом небосклоне, оставив после себя огромное количество произведений: только песен им было написано более 600. Это был один из первых композиторов-романтиков.

Он родился в предместье Вены в Лихтентале в семье школьного учителя. Музыка в жизни этого семейства занимала очень важное место. Дома постоянно устраивались музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, старшие братья на разных музыкальных инструментах. Вскоре к их музицированию подключился сам Франц, которому первые шаги в музыке помог сделать отец и его брат Игнац. Кроме того, у мальчика был хороший голос. Он пел в церковном хоре, но когда произошла ломка голоса, ему пришлось оставить это занятие. Отец предложил ему стать школьным учителем. Эта работа утомляла юного Шуберта, ведь в нём звучало столько мелодий. Только за один 1815 год он сочинил 150 песен, причём каждая из них яркая, новая, не похожая ни на что другое.

А какие песни Шуберта знаете вы?

ДЕТИ: «Аве Мария», «Форель».

УЧИТЕЛЬ: Давайте пропоём несколько фраз из этих песен и насладимся их тонкостью, лиризмом, светом.

(учащиеся исполняют песню «Форель», «Аве Мария»)

Для того, чтобы заниматься любимым делом Шуберт был вынужден порвать со своим отцом. Очень тяжело жилось Францу, у него не было знатных покровителей. Публичных концертов Шуберт не давал, при императорском дворце его не знали, издатели платили ему гроши. Но никакие невзгоды не могли сломить Шуберта, ведь у него была МУЗЫКА. И эта музыка рождалась в нём постоянно. Он заканчивал одно произведение и сразу же начинал другое. Бывали дни, когда он записывал до 10 песен. Из-под его пера выходили песни и фортепианные миниатюры, сонаты и пьесы для фортепиано, камерные ансамбли. Не имея возможности услышать свои произведения в исполнении симфонического оркестра, Шуберт написал 9 симфоний, в том числе знаменитую «Неоконченную симфонию».

Кроме музыки у Шуберта были друзья, которые не бросали его в трудную минуту. В течение 4-х лет он жил поочерёдно то у одного, то у другого друга. Он был всеобщим любимцем. И скоро образовался кружок, в который входили поэты, художники, учёные, музыканты. Молодые люди, читали, беседовали, музицировали, исполняли произведения Шуберта. В связи с этим эти вечера получили названия «шубертиад». (Учитель вывешивает иллюстрацию с музыкальной шубертианой).

Благодаря этим друзьям, музыка Шуберта постепенно завоевала Вену. Именно они распространяли его произведения, собирали и хранили ноты, переписывали рукописи, организовывали концерты в богатых дамах Вены. Из-за недостатка денег композитор всегда страдал от недостатка нотной бумаги. Заботливые друзья снабжали его ею.

(Задание на опережение было дано ученице класса Цыганко Татьяне)

УЧЕНИЦА:

Я хочу вам рассказать одну историю из жизни Ф.Шуберта, которую я узнала из книги Шорникова «Музыкальная литература».

Однажды Шуберта посетил его друг художник Морид Швинд. В этот день у композитора кончилась нотная бумага, а с деньгами, как всегда, было затруднение. Тогда художник сел к столу и стал наносить на бумагу параллельные линии — нотный стан. Когда спустя годы у художника спрашивали, какой из своих рисунков он считает лучшим, он отвечал:

Нотные линейки для Шуберта!

Во время очередного безденежья Шуберт зашел в ресторанчик пообедать, но хозяин в долг кормить его больше не захотел. Тогда композитор сел к столу и стал читать журнал. В нем попалось стихотворение, которое очень понравилось Шуберту. Он подошел к окну и тут же написал к нему музыку. Ноты композитор отдал хозяину, и тот взамен принес телятину с картошкой.

Через тридцать лет ноты, написанные тогда в ресторанчике, были проданы на аукционе в Париже за сорок тысяч франков.

Это была знаменитая «Колыбельная песня» Шуберта.

УЧИТЕЛЬ:

Спасибо за интересную информацию.



У каждого человека есть свой любимый поэт, писатель, который близок ему по духу. Такой любимый поэт был и у Шуберта. Он пленил его, волновал ум и душу композитора. На его тексты было написано 70 песен. Это выдающийся немецкий поэт Гёте.

С одним из таких произведений написанных Шубертом в 18-летнем возрасте на стихи Гёте мы сегодня с вами познакомимся. Это баллада «Лесной царь».



Знаком ли вам такой жанр?

ДЕТИ:

Мы знакомились с ним на уроках литературы.

УЧИТЕЛЬ:

Тогда охарактеризуйте мне его.

ДЕТИ:

Баллада – это один из жанров народного творчества. Баллада – это повествование. Но в нём обязательно должны присутствовать элементы фантастики

УЧИТЕЛЬ:

А в музыке вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматичный в нём переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика. (Дети записывают в тетрадь о жанре баллады).

Как видите, определение музыкального жанра мало чем отличается от определения литературного.

4. Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта. Проведение анализа произведения.

Опережающее задание. Определить количество действующих лиц в балладе

ДЕТИ:

В балладе 4 действующих лица.

УЧИТЕЛЬ:

Молодцы. А теперь давайте прочитаем балладу по ролям, а затем ещё раз прослушав, определим какие интонации, эмоциональные краски каждому персонажу дал Шуберт.

А знаете, кто перевёл это произведение на русский язык? В. Жуковский, современник Александра Сергеевича Пушкина.

(Учитель на доске вывешивает иллюстрации, нарисованные к балладе. Дети читают балладу по ролям Ещё раз прослушивают ).

УЧИТЕЛЬ:

Охарактеризуйте темы, интонации героев. У кого они меняются, а у кого остаются неизменными?

ДЕТИ:

Рассказчик – взволнованный; отец – встревоженный; сын – безумно испуганный, задыхающийся, напряжение усиливается к концу произведения; лесной царь – мягкая интонация,сладостно-завлекательная, плавная, закруглённая.

УЧИТЕЛЬ:

Какой инструмент аккомпанировал, и что вы услышали в аккомпанементе?

ДЕТИ:

Мы услышали изобразительную интонацию несущегося галопом коня, а может быть даже стук сердца, прослеживается стремительность, драматическое напряжение.

УЧИТЕЛЬ:

Давайте ещё раз прослушаем эту интонацию (Учитель играет на фортепиано фрагмент вступления). Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.

А теперь попрошу класс разделиться на две половины. Попробуем этот аккомпанемент выстучать ритмически в ладоши. А кто хочет попробовать сыграть? (Дети выстукивают аккомпанемент, играют).

Давайте попробуем напеть по нотной записи учебника интонации ребёнка, отца, лесного царя.

Настало время провести музыкальный анализ произведения. (На доске вывешивается схема, по которой дети выстраивают свой ответ).

Жанр – вокальная баллада.

Композитор – Франц Шуберт.

Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.

Темп – быстрый, стремительный.



Динамика — от РР до FFF

Регистр – низкий и средний(аккомпанемент), средний и высокий (солист)

Размер – 4/4

Музыкальный лад – минорный (соль минор)

Образ – драматический.

Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается контраст интонаций.

Характер музыки – стремительная, взволнованная, несущаяся, быстрая, будоражащая, сладкая, завораживающая, безумная, испуганная.

УЧИТЕЛЬ:

Сейчас мы с вами отправляемся в картинную галерею. Попробуем найти в картинах образы, которые по своей сути созвучны произведению Шуберта «Лесной царь». (Учащиеся высказывают своё мнение по увиденным полотнам М. Воробьёва «Дуб, раздробленный молнией», К. Богаевского «Классический пейзаж», К. Коро «Порыв ветра», Коха «Горный пейзаж»).

Сравните язык трёх художественных произведений – литературного, музыкального и живописного. Какие средства выразительности каждого вида искусства создают единый драматический напряжённый образ?

ДЕТИ:

Литература использует слово, музыка — звуки, живопись – колорит. Каждый из трёх видов искусства смогли создать драматический образ.

ВЫВОДЫ: Как видим, в стихах, в живописи, в музыке нарисована большая драматическая картина, сливающая в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня; но и движением (развитием) чувств главных действующих лиц.

УЧИТЕЛЬ:

Если бы вам представилось право дописать финал баллады, каким бы вы его сделали? (Дети рассказывают свою версию финала баллады и аргументируют её).

УЧИТЕЛЬ:

Теперь мне интересно узнать у вас понравился ли вам сегодняшний урок? Тогда, я попрошу вас ответить мне на эти вопросы. (Каждый ребёнок (или по желанию) берёт по одной карточке из рук учителя, зачитывает её, отвечает на поставленный вопрос).

Примерные вопросы на карточках (рефлексия):

1.Что ты узнал нового на сегодняшнем уроке?

2. Понадобятся ли тебе знания, полученные на сегодняшнем уроке в жизни?

3. Как и где ты можешь применить знания, полученные на уроке музыки?

4. Какой вид деятельности больше всего тебе понравился на уроке?

5. Расскажешь ли ты о полученной информации своим родителям, друзьям, знакомым?

Я хочу вам рассказать одну историю из жизни Ф.Шуберта, которую я узнала из книги Шорникова «Музыкальная литература».

Однажды Шуберта посетил его друг художник Морид Швинд. В этот день у композитора кончилась нотная бумага, а с деньгами, как всегда, было затруднение. Тогда художник сел к столу и стал наносить на бумагу параллельные линии — нотный стан. Когда спустя годы у художника спрашивали, какой из своих рисунков он считает лучшим, он отвечал:

Нотные линейки для Шуберта!

Во время очередного безденежья Шуберт зашел в ресторанчик пообедать, но хозяин в долг кормить его больше не захотел. Тогда композитор сел к столу и стал читать журнал. В нем попалось стихотворение, которое очень понравилось Шуберту. Он подошел к окну и тут же написал к нему музыку. Ноты композитор отдал хозяину, и тот взамен принес телятину с картошкой.

Через тридцать лет ноты, написанные тогда в ресторанчике, были проданы на аукционе в Париже за сорок тясяч франков.

Это была знаменитая «Колыбельная песня» Шуберта.