Урок в 6 классе Первое семилетие_младенчество м детство

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9

городского округа город Буй Костромской области

 

 

 

Урок предмета «Истоки»

Тема: «Первое семилетие: младенчество и детство».

6 класс

Урок с использованием технологии

Проектной деятельности, ИКТ.

2010 год

Тема урока: «Первое семилетие: младенчество и детство».

 

Цель урока: Увидеть особенности образа младенчества и детства.

 

Задачи:

·                 узнать особенности обрядов имянаречения и крещения;

·                 познакомиться с условиями выбора и обязанностями крестных родителей (восприемников);

·                 понять когда кончается младенчество и начинается детство;

·                 увидеть что изменилось, а что сохранилось в образе детства в наше время.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

 

Форма: беседа, работа в четверках

 

Оборудование: мультимедийная установка

Ход урока

1.             Организационное начало урока.

Включение в деловой ритм. Организация внимания учащихся.

2.             Фронтальный опрос.

1)  Всегда ли век равен столетию?

2)  Как вы понимаете выражение: «Во веки веков»?

3)  Что значит выражение «земной век человека»?

3.             Сообщение темы урока. Постановка целей. Мотивация.

Погружение в тему.

Видео сюжет «Баю, баюшки, баю». Во время просмотра сюжета учащимся предлагается, опираясь на личный социокультурный опыт увидеть, услышать, почувствовать образ своих младенческих воспоминаний.

Учащиеся и учитель делятся своими воспоминаниями.

4.             Основной этап урока. Беседа.

·                 Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами попытаемся увидеть особенности образа первой вехи в жизни каждого человека: младенчества и детства.

Начало семилетия – младенчество. Действительно, от первых лет жизни в памяти остаются лишь отрывочные и неясные воспоминания. С давних времен повелось на Руси удивительное: некоторые события младенчества, о которых сам человек помнить не в состоянии, все же ему становятся хорошо известны и даже с подробностями. Это события первых дней жизни: имянаречение, крещение и крестины.

Работа с учебником.

Учащиеся читают текст пункта об имянаречении, крещении и крестинах, комментируя прочитанное.

Рассказ учителя о крестных родителях (восприемниках).

Церковный устав требует непременного присутствия крестных родителей ребенка при совершении Таинства Крещения. Правильное название крестных – восприемники; это означает, что они принимают крещенного младенца из купели. В этом обрядовом действии заключается глубокий духовный смысл.

По законам Православной Церкви восприемниками (крестными) не могут быть:

1) дети ( по указам Святого Синода 1836-1837 гг. восприемник должен быть не моложе 15 лет, а восприемница не моложе 13 лет), потому что они еще не способны ручаться за веру крещаемого, да и сами недостаточно знают православную веру;

2) люди безнравственные и безумные: первые потому, что они самим образом жизни не заслуживают быть крестными, а вторые – потому, что по болезни не способны ни ручаться за веру крещаемого, ни учить его вере;

3) неправославные – восприемниками православных;

4) родители – восприемниками своих детей.

Восприемники свидетельствуют перед лицом Церкви о своем поручительстве за судьбу нового христианина, принимают на себя обязанность воспитывать его в правилах христианского благочестия, укреплять его веру, оберегать от возможных соблазнов и искушений. В случае необходимости восприемники обязаны заменить своему крестнику физических родителей. Крестные становятся для своего крестника самыми близкими людьми. Легкомысленное отношение к обязанностям крестного является самым серьезным грехом, поскольку от правильного или неправильного воспитания ребенка зависит его судьба, и не только в земной жизни, но и в Вечности. Устав предусматривает наличие одного восприемника: крестного отца для мальчика и крестной матери для девочки. Однако обязанности крестных настолько серьезны, что установился прочный обычай приглашать на Крещение двух восприемников. В самом крайнем случае один из них может отсутствовать, но присутствие хотя бы одного из них обязательно.

По традиции крестные родители покупают нательный крестик, крестильную рубашку, подарок для своего нового духовного родственника.

В православии, восприемники обязаны:

·      научить крестников обращаться к таинствам церкви (исповедь и причащение)

·      дать им знание о смысле богослужения и особенностях церковного календаря

·      приучать посещать церковные службы и поститься

В обязанности восприемников также входит помощь крестникам в повседневной жизни: защита крестников от соблазнов и искушений, совет в выборе образования и профессии, супруга или супруги. Особая роль отводилась крестным на свадьбе крестников. С ними советовались перед вступлением в брак. Они благословляли жениха и невесту вслед за родителями и выполняли роль посаженных отца и матери. В случае отсутствия родителей крестные их заменяли. Когда невеста-сирота ехала на кладбище просить благословения у умерших родителей, ее сопровождал крестный. Нередко они выполняли в свадебном обряде почетные функции свахи, тысяцкого. Крестные, как и родители, благословляли при отправлении на военную службу или в дальние поездки.

Работа с учебником.

Учащиеся читают текст пункта об особенностях детства, комментируя материал.

Просмотр видеосюжета «Колыбельные. Этот вечно живой жанр».

Смотря фильм учащиеся отвечают на следующие вопросы:

1)  Что больше всего удивило в фильме?

2)  Что общее и что различное вы увидели в образе детства в прошлом и в наше время?

5.             Активное занятие в четверках «Главные события детства» (Рабочая тетрадь. Часть II. Страница 27).

Задание 1. Самостоятельно.

Учащимся предлагается соотнести и соединить линиями слова и понятия, встретившиеся на уроке, с объяснением их значения.

Задание 2. Работа в четверке.

Учащимся предлагается обсудить свое решение в группе и придти к согласию. Соединить линиями графы второго и третьего столбца так, как вы решили вместе.

Экспертная оценка.

6.                                                                                                    Вывод:

Первое семилетие делиться на две части, граница между которыми неясна – это младенчество и детство. Некоторые события младенчества, о которых сам человек помнить не в состоянии, все же ему становятся хорошо известны и даже с подробностями. Это события первых дней жизни: имянаречение, крещение и крестины. Началом детства лучше всего считать время, когда человек начинает помнить самого себя. В детстве шло познание родного очага. И в наши дни, и раньше, в этом заключался для ребенка весь мир, а главными людьми в нем были любящая мама и терпеливая бабушка, сторогие отец с дедом, озорные братья и сестры.

Рефлексия.

·                                                                           Что больше всего запомнилось на уроке?

·                                                                           Что нового вы узнали о первом семилетии в жизни наших предков: младенчестве и детстве?

·                                                                           Чем отличается детство современного человека от детства наших предков?

7.                                                                                                    Итог.

Я надеюсь, что сегодняшний урок не прошел для вас даром, что вы прикоснулись к истокам образа младенчества и детства и поняли его истинный смысл. А каждый из вас попытается взять что-то ценное из опыта наших предков лично для себя.

8.                                                                                                    Домашнее задание.

Узнайте у родителей о том, почему вам выбрали именно это имя;

Узнайте значение своего имени;

Узнайте своего небесный покровитель и его житие.

 

©Кабанова Татьяна Сергеевна учитель музыки, предмета «Истоки»