Урок в 5 классе Возникновение земледелия и скотоводства

Урок 5

Тема урока: Возникновение земледелия и скотоводства.

Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие — величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей.

2. Продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учебника, описывать факты (орудия труда, условия жизни, способы охоты).

3 Формировать умение работать с тестами, с учебником.

Учебное

оборудование: карта мира, ИКТ, слайды

План урока:

1- Организационный момент.

2- Проверка домашнего задания.

3 -Вводная беседа.

4- Изучение нового материала.

5- Закрепление изученного материала.

6- Домашнее задание

7- Итог урока.

Ход урока

Организационный момент.

Опрос д/з

1. Подготовка устного ответа по карточке № 4,№5.

КАРТОЧКА №4

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Почему появилось искусство?». Для этого вспомни:

Как была найдена впервые пещерная живопись?

Что произошло в пещере Альтамира в северной Испании с археологом Саутуолой?

Что обозначает понятие «искусство»?

КАРТОЧКА №5 (письмено)

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Почему появилась религия ?». Для этого вспомни:

Почему древние люди чаще всего изображали животное, которое поразил своим оружием человек?

*Почему в могилы люди клали различные предметы?

2.Работа с классомТесты (учимся отвечать и записывать)

1.Когда на Земле появились первые люди?

а)около 2 млн. лет назад

б)около 10 млн. лет назад

в)около 100 тыс. млн. лет назад

2.Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

а)гарпун

б) лук в)рубило

3.В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отноше-ния?

а)в человеческом стаде

б)в родовой общине

в)в государстве

4.Основные занятия человека в период оледенения.

а) охота

б)земледелие

в)ремесло

5.Кто управлял родовой общиной?

а)цари

б)жрецы

в)старейшины

6.Что называется религией?

а)вера человека в сверхъестественные существа

б)наука о сотворении мира

в)наука о появлении человека

7.В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех, все заодного»?

а)в человеческом стаде

б)в родовой общине

в)в государстве

Ключ к mecmy: 1 — а; 2 — а; 3 — б; 4 — а; 5 — в; 6 — а; 7 — б.

4. Развернутый ответ учащегося по карточке № 4.№5

III.Актуализация опорных знаний учащихся по теме Возникновение искусства и религиозных верований».

IV. Изучение новой темы.

План

1) Мотыжное земледелие.

2)Скотоводство.



Обработка глины и ткачество.

Племя.

На доске записаны тема урока, новые слова: зернотерка, керамика, старейшина.

Итак, мы знаем, что миллионы лег люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Но примерно 10 тысяч лет назад человек занялся земледелием и скотоводством, т. е. перешел к производящему хозяйству.

Присваивающее Производящее (Схема на доске и в тетрадь)

Примеры ? Примеры ?

Как появилось земледелие и скотоводство? Что это дало людям?

1.Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитать ст 27-28 учебника

2.Беседа по прочитанному:

Когда появилось земледелие? (10тысяч лет назад).

Как появилось земледелие? (женщины заметили, что семена дикорастущих культур, упав на землю, на следующий год дают там всходы).

Какими орудиями труда возделывали землю первые земледельцы? (деревянной мотыгой — палкой с сучком).

Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем).



На чем растирали зерна? (на зернотерках).

Чем очищали участок для посева? (каменным топором).

Какое значение имело земледелие для людей? (Оно давало пищу, теперь люди понимали, что ее можно получить, приложив свои усилия.)

3.Работа с картой. Показать районы первого земледелия

4.Работа с учебником Сообщение наиболее подготовленного ученика по теме: «Как воз-никло скотоводство».

5.Рассказ учителя.

Мы уже знаем, что древние люди жили родовыми общинами. Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотиться в одиночку человеку было бы очень трудно. Поэтому несколько родов, во главе которых стояли старейшины, объединились в племя. Племенем управлял совет старейшин.

Учитель рисует схему на доске.



Совет старейшин

Для получения хороших урожаев и добычи на охоте первобытный человек обращался с молитвой к своим богам и приносил им жертву. Своих богов люди вырезали из дерева, лепили из глины.

IV. Закрепление изученного на уроке.

Выполни задание:

— Первобытные люди сделали много открытий, которые сохранили значение до настоящего времени.

Назовите наиболее важные из них. Как люди использовали эти открытия?

V. Итог урока.

Домашнее 1. Прочитать § 4 задание:(7 вид нарисовать глиняную посуду)

2. Составить рассказ по вопросу «Как появилось земледелие и скотоводство?».

Уметь объяснять понятия: «старейшина», «племя», «производящее хозяйство», «присваивающее хозяйство».