Урок в 5 кл Береза — символ России и красоты

Тема: «Белая береза – символ России и красоты».

(иллюстрирование стихотворения С. А. Есенина «Берёза»)

Вид урока: нетрадиционно-интегрированный по памяти и

представлению;

Тип урока: урок получения новых знаний и применение на

практике;

Цели урока:

Образовательная: Познакомить учащихся с произведением С. А. Есенина «Береза» и научить учащихся выполнять иллюстрации к произведениям литературы, применяя ахроматические цвета, обогащать мир чувств и эмоций;

Развивающая: Развивать читательские умения, представления учащихся о средствах создания образа поэтом и художником, мышление, воображение, графические навыки;

Воспитательная: Воспитать культуру восприятия художественной литературы, патриотические чувства, аккуратность в выполнении графических приемов рисования кистью;

Оборудование: Альбомные листы с декоративно – оформленной рамкой (домашнее задание); кисти №1, №2, №3; палитра, баночки с водой, салфетки, клей ПВА, мультимедийный проектор, презентация к уроку;

План урока:

Орг.момент;

Введение в тему урока;

Выразительное чтение стихотворений уч-ся;

Анализ текста стихотворения с элементами художественных средств изображения графическими приемами.

Психологический тренинг.

Завершение рисунка;

Закрепление (кроссворд);

Итоги урока;

Ход урока:

I.Организационный момент:

Учащиеся должны до начала урока подготовить свои рабочие места и правильно расставить необходимые принадлежности, замачивание красок;

Эмоциональная подготовка к восприятию тексту (презентация: слайд №1 с изображением зимней березы под сопровождением песни на стихотворение «Береза» С.А. Есенина);

II.Введение в тему урока:

(Слайд №2: портрет поэта + текст стихотворения + фото зимней березы );

Учитель:

Это замечательное произведение написал русский поэт – Сергей Александрович Есенин в 1913 году, когда ему было всего 18 лет. Чуть повзрослев, он напишет такое изречение: (слайд №3)

«…Было время, когда из предместья

Я мечтал по- мальчишески — в дым,

Что я буду богат и известен

И что всеми буду я любим».

Учитель:

— В этом году исполняется 100-летний юбилей всемирно известного и любимого стихотворения С. А. Есенина «Береза». Видимо, поэт не предвидел, что его трогательное и затрагивающее произведение до глубины чувств многих людей станет известен и богатым, волновать многие поколения. Благодаря такому тонкому описанию поэтом к стихотворению слагают музыку композиторы, конечно же, и художники не остались в стороне, пишут картину, с каждым разом все своеобразнее, неповторимее…

На прошлом уроке было задано домашнее задание: Найти из разных источников понравившееся стихотворения про березу. Прочитайте, пожалуйста по желанию.

III. Выразительное чтение стихотворений:

(Выступают ученики)

Учитель:

Сегодня, на уроке мы научимся иллюстрировать стихотворение. Для этого нужно знать смысл и содержание текста произведения, а также иметь знания по цветоведению, применять приемы изображения. (Слайд №4: Определение «Ахроматические цвета», палитра цветов серых тонов)

А для этого выполним психологический тренинг.

Упражнение называется «Изображаем березу».

iV.Анализ текста стихотворения с элементами художественного изображения графическими приемами:

(слайд №5: )

«Белая береза



Под моим окном…»

Слово «белый» является ключевым. Белый цвет олицетворяет: Белая Русь, с его белоснежными просторными полями и белокаменными церквями; Белый цвет с древних времен сравнивали как божественный. Это цвет чистоты сияющего света и поэтому имеется на флаге РФ. Теперь изобразим ствол высокой березы приемом «всей кистью» (идет видеофрагмент этого процесса);

(слайд №6:)

«Принакрылась снегом

Точно серебром».

— «Принакрылось» означает как «оделась». И «оделась» как бы слегка.

—С чем принакрылась береза? (снегом). Словно невеста в белом платье.

—Скажите, пожалуйста, с чем сравнивает поэт снег? ( серебром). Серебряный цвет придает березе звонкость.

Давайте найдем палитру цвета серебра. Берем больше белой краски и поменьше черной. И «оденем» снег на ветвях серебром.( На слайде видеофрагмент).

(Слайд №7):

«На пушистых ветках

Снежною каймой… »



«Кайма» — это полоска по краю чего- либо, обвод озера, рама к фотографиям. В качестве примера, посмотрите тесьму, которую продают в магазинах. Она пришивается к одежде и является отделкой и выполняет декоративное предназначение.

Давайте изобразим пушистость веток «штрихами» в виде полоски приемом «концом кистью». (видеофрагмент)

(слайд №8):

«…Распустились кисти

Белой бахромой ».

«Бахрома» — это кружево или тесьма с висячими нитями или мягкими волокнами. Она напоминает невесту в подвенечном наряде.

Как вы думаете, каким приемом можно изобразить «бахрому» на кистях березы? (тонкими штрихами)

(слайд №9):

«И стоит береза

В сонной тишине

И горят снежинки

В золотом огне.»

v. Психологический тренинг «Изображаем березу»

— Давайте, на этот момент ощутим тишину и почувствуем, что мы одни с самой березой.

Упражнение называется «Изображаем березу».

(Дети совместно с учителем изображают березу)

1.Встали, закрыли глаза, представим себя красивой березой. Мы такие тоненькие и стройные.

2.Подняли руки вверх и потянулись к солнцу к теплу и свету.

3.Медленно опустили руки – это ветки березы.

4.Опустили кисти рук – это тоже кисти березы.

5.Открыли глаза. Позвеним кистями рук – это мы не замерзли, нам — тепло и уютно.

6.Тихо сели.

vi. Завершение рисунка:

—А теперь, перейдем к анализу следующего текста:

(Слайд №10):

«А заря лениво

Обходя кругом.

Обсыпает ветки

Новым серебром».

Заря появляется как мать, оберегая свою дочь – невесту теплом и нежностью в зимнее время. Она особенная и не принадлежит к ахроматическим цветам. Она единственная и поэтому является теплым цветом (хроматический цвет).

Осталось завершить рисунок техникой «разбрызгивания». Вокруг березы концом кисти чуть-чуть намачиваем золотистым цветом (этот цвет можно получить путем смешивания красного и желтого цветов). Слайд №11 ( видеофрагмент)

VII.Закрепление знаний и умений, полученных на уроке: (отгадывание кроссворда)

(Фронтальный опрос)

По горизонтали:

Кто автор стихотворения?

4. Какой цвет является ключевым в стихотворении? (белый)

5. С чем сравнивает поэт снег? (снег)

7. Какому жанру изобразительного искусства

Относится наш рисунок ? (пейзаж)

8.Какая деталь одежды служит декоративной отделкой? (кайма)



По вертикали:

2.Как называется весь спектр цветов от черного до белого? (ахроматические)

6. Какой цвет получится при смешивании белого и черного цветов? (серый)

9. Название нашей республики? (тыва)

VIII.Итог:

Оценить ответы учащихся;

Выставка рисунков;

Домашнее задание: Выполнить иллюстрации по произведениям тувинской литературы;

Уборка мест;