Урок в 4 классе по математике Краткая запись условия задачи как новое средство моделиро

МОУ СОШ №2 г. Серпухова Московской области

Урок в 4 классе по математике

«Краткая запись условия задачи как новое средство моделирования»

(в рамках преемственности между начальной школой и средним звеном)

Учитель начальных классов: Смирнова Е.Г.

23 апреля 2012 г.

Тема: Краткая запись условия задачи как новое средство моделирования.

Цель: выделить и зафиксировать наиболее общее отношение в предмете для его исследования, познакомиться с новым способом моделирования задачи, анализировать свои действия, соотносить схему задачи с краткой записью.

Тип урока: моделирование и преобразование модели.

Ход урока.

I. Повторение изученного.

1) Игра «Калькулятор»

Учащиеся следят за указкой, решают набранные учителем примеры и говорят ответ.

2) На доске: сравнить именованные числа.

5 км 64 м _ 564 м 5007 м _ 5 км 7 м

65 дм _ 560 см 180 мм _ 1 дм 8 см

140 см _ 14 дм 6 м 3 дм _ 603 дм

3) Прочитать числа, записанные на доске:

7 031 005, 28 700, 1 037, 913 673.

— Какие задания можете предложить классу?

— Давайте узнаем сумму и разность самого большого и самого маленького

числа.

4) Мозговая разминка.

— Каких месяцев в году больше – где 30 или 31 день? (31 день)

— Если за 3 дня до завтра был четверг, то какой день недели будет завтра?

(Понедельник)

— Что становится легче, когда увеличивается в размерах? (Воздушный ша-

рик)

— Как можно за 1 секунду снять колесо? (Сфотографировать)

— 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Что больше – сумма этих чисел или их произведе-

ние? (Сумма, т.к. при умножении на 0 получается 0)

— Назови два числа, которые одновременно делятся на 2, 3 и 5? (60, 90)

— Часы показывают 12:50. Меняем часовую стрелку с минутной местами.

Какое время показывают часы? (10 часов)

5) Рассмотрите пример. Не вычисляя, назовите ответ:

278 326 : (4 016 : 4 016) х (813 – 813) =

— Скажите правила вычисления по порядку.

(1 – Если число разделить на это же самое число, то получится 1.

2 – Если из числа вычесть то же самое число, то получится 0.

3 – Если число разделить на 1, то получится то же самое число.

4 – Если число умножить на 0, то получится 0.)



6) — Внимательно послушайте задачи и запишите только ответы.

* Найдите площадь цветочной клумбы, если известно, что клумба имеет

форму квадрата и длина её стороны – 4 м. (16 кв.м)

В классе, площадь которого 40 кв.м, обучается 20 ребят. Какая площадь приходится на одного ученика? (2 кв.м)

1\3 пути, который прошли туристы, 5 км. Найдите длину всего туристического маршрута. (15 км)

- Запишите ответы на доске. Какое число лишнее? Почему? (Лишнее число 15 км. Потому что оно является единицей измерения длины, а остальные числа являются единицами измерения площади)

II. Преобразование условия задачи.

- Когда мы с вами решаем задачи, то пользуемся двумя базовыми схемами.

- Какими? (Схема сложения и вычитания, схема умножения и деления)

- Изобразите их на доске.

а + в = с m + n = k

с – а = в k – m = n

с – в = а k – n = m

- Сочетания этих двух типов схем дают возможность решать большинство задач.

III. Моделирование задачи.

- По схеме придумайте задачу про учеников нашей школы. (На доске схема)

Задача: В 1-А классе было а учеников, а в 1-Б на в учеников больше. Сколько учеников было в двух классах?

- Правильно придумали задачу?

- А я составила другую задачу: В 1-А классе было а учеников, их оказалось на в учеников меньше, чем в 1-Б. Сколько было учеников в двух классах?

- Отличаются эти задачи?

- Как назвать такие задачи? (Прямые и косвенные)

- Можно ли по схеме узнать текст задачи? (Нет)

Вывод: По схеме мы не можем однозначно установить, какими словами описаны отношения между величинами: в прямой форме или косвенной.



- Что помогло бы нам понять, каким был задан текст? Нужно какое-то дополнительное средство моделирования текстовой задачи. (Это составление краткой записи)

- Ставим цель перед собой: научиться составлять краткую запись к задачам.

IV. Преобразование модели.

Краткая запись к прямой и косвенной задачам:

I a I a II – b

II I + b II

V. Рефлексия.

- Открываем учебник: № 148(2,3,4)



- Что вам особенно запомнилось сегодня на уроке?

- Возникли ли какие-нибудь трудности?

- Чем мы будем заниматься на следующих уроках?