Урок в 10 классе реформы НиконаЦерковный раскол

Урок по истории России на тему:

« Реформы Никона. Церковный раскол». 10 класс

Шубина Валентина Петровна

учитель ГОУ СОШ № 849 САО г. Москвы.

Компетентностный подход сегодня является ведущим в построении гражданского воспитания. Он связывает воедино знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать умения в конкретной ситуации. При изучении данной темы возможно выбрать форму учебного занятия как семинар, в котором преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении материала, обобщение, систематизация. На семинар выносятся вопросы и проблемы, не имеющие однозначных суждений. Этот тематический семинар посвящен важной теме в истории нашей страны.

На уроках необходимо отработать методику выполнения заданий группы «С» к ЕГЭ: работа с историческими документами, сравнение позиций разных ученых, умения делать необходимые выводы и представить свою систему доказательств. В профильном классе лучше провести семинар (2 часа).

Цели урока:

Обобщить знания учащихся о реформе Никона и церковном расколе;

Дать представление о причинах, сущности и результатах церковной реформы XVII в;

Охарактеризовать разногласия между патриархом Никоном и сторонниками Аввакума;

Сделать историографический анализ церковно-обрядовой реформы Никона;

Показать, что тема церковного раскола связана с идеологией «Третьего Рима» и идеалом «Святой Руси»;

Выявить суть конфликта между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном;

Продолжить работу по формированию умения характеризовать деятельность исторической личности (патриарха Никона, протопопа Аввакума);

Сравнить хозяйственную этику протестантизма и старообрядчества;

Оборудование: учебник, карточки для работы групп, тексты с отрывками из исторических документов и работ историков, изображения Никона и Аввакума, Алексея Михайловича. Репродукции картин: В. Сурикова «Боярыня Морозова», Г.Мясоедова «Самосжигатели», В.Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере», С.Милорадовича «Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году», В.Шварца «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме»; М.Боткина «Старовер». Фото – переплет книги «Кругъ церковнаго древнего знаменнаго пения» 1884г., «В старообрядческом храме», «Митрополит Алимпий Московский и всея Руси», рисунки — старообрядческие символы, возможно использование кинофрагмента из передачи Р.Разумовского серии «Кто мы? Реформы по-русски» (серия посвящена реформе Никона).

Опережающее задание:

Ознакомится с содержанием темы по учебнику.

Обратить внимание на вопросы семинарского занятия.

По учебнику В.В.Буряковой, Е.Н.Захаровой, С.Н.Пищулина «Введение в обществознание. От мифологии к религии и философии», изд. АО «Московские учебники» М.2002 г. повторить материал о сущности идеологии «Третьего Рима», об идеале «Святой Руси», о византийской «симфонии власти».

Используя материал курса новой истории – повторить основные идеи протестантизма.

ПЛАН УРОКА

I.Организационный момент

II. Проведение семинара:

1. Реформа патриарха Никона в русской православной церкви в XVII веке.

1) Сущность теории «Москва – третий Рим» и идеала «Святой Руси».

2) Кружок ревнителей истинного благочестия и их идеи.

3) Этапы церковных споров.

4) Причины реформы церкви при патриархе Никоне.

5) Сравнение точек зрения «ревнителей истинного

благочестия» и руководителей церкви на реформу.

6)Русская православная церковь до и после реформы. Работа с текстом: В.О.Ключевский «Курс русской истории» том 3, с.268-269.

Выводы: взгляд на реформу с разных сторон жизни общества.

2. Раскол в русской православной церкви.

1) Оценка лидеров старообрядческого движения.

2) Причины раскола в церкви при патриархе Никоне.

3) Отношение к расколу:

а) простого населения;

б) служителей церкви;

в) аристократии.

4) Интерпретации обрядовой реформы Патриарха Никона различными историческими школами (историография вопроса).

5) Сравнение русских староверов и европейских протестантов.

3.Взаимоотношение церкви и государства в XVII веке. Конфликт между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем.

1) причины конфликта.

2) итоги этого конфликта.

Выводы о самодержавии 2-ой половины XVII века.

4. Соловецкое восстание 1668-1676 гг. и стрелецкий бунт в Москве 1682 года.

1) Особенности Соловецкого восстания.

2) Стрелецкий бунт в Москве. Сущность «Хованщины».

Полемика с Никитой Пустосвятом (Добрынин).

5.Выводы по теме семинара.

III. Оценка работы учащихся на семинаре.

Ход занятия

Вводное слово учителя, где подчеркивается актуальность данной темы и ставятся задачи для работы на семинаре.

Работа учащихся под руководством учителя на уроке.

1.Учащиеся вспоминают сущность теории «Москва — третий Рим», обоснованную старцем Филофеем.

Основные принципы данной теории:

падение «первого Рима» от язычества и «второго Рима» от мусульман за прегрешения против веры;

наступление эпохи «третьего Рима», после которого «четвертому» не быть;

ответственность Руси за весь православный мир;

борьба за чистоту веры, укрепление власти духовной и светской в их взаимной « симфонии» как тесного сотрудничества при разделении функций.

Делается вывод о том, что московские государи получили идейное обоснование своей власти и аргумент для борьбы с врагами России.

2) Проводится беседа о кружке «ревнителей истинного благочестия. Учащиеся делают вывод о том, что существовала крайняя модель спасения (молитвенный уход, полный разрыв с «греховным миром»). Другие – искали спасение «греховного мира» в активном его исправлении. Формируется новый тип русского подвижника, ревнителя — проповедника, который действует через распространение душеспасительной литературы.

Члены кружка, сплотившиеся вокруг царского духовника Вонифатьева, первоочередной мерой в достижении праведной жизни считали устранение «неустройств» в самой церкви.

3) Вопрос об этапах церковных споров крайне сложен для учащихся.

Необходимо, при необходимости, пояснить, что исторически расхождения с греческой церковью вызваны тем, что в русской митрополии к моменту падения Константинополя не успел утвердиться Новоиерусалимский устав, вытеснивший в византийской церкви прежний, Константинопольский, который был воспринят восточными славянами в момент крещения. Московская церковь постепенно стала воспринимать свой обряд как более правильный.

Учащиеся рассказывают о попытках исправления церковных книг и в 1-ой четверти XVI века, начале XVII века, 40-50-х годах XVII века и о прибытии в Москву восточных патриархов.

4) Возможен просмотр фрагмента из фильма Ф.Разумовского «кто мы? Реформы по-русски». В фильме поднимается вопрос о причинах реформы церкви.

Перед просмотром фрагмента ставится вопрос: Какие причины реформы церкви выделяет автор в этой части фильма?

После просмотра фрагмента фильма проводится беседа и ставится вопрос: Какие еще причины реформы вы можете назвать?

Могут быть названы причины церковных реформ:

образование единого Российского государства и более сильной власти государя.

Установление церковных связей с южнославянскими народами после воссоединения Украины с Россией.

Необходимость единообразия церковных обрядов и богослужебных книг.

Рукописный характер большинства церковных книг.

Множество разночтений, искажений в церковной литературе.

Острые споры относительно образцов, по которым следует исправлять церковные книги и церковные обряды.

В процессе работы учащиеся сравнивают позиции «ревнителей истинного благочестия» и руководителей церковной реформы.

Общее:

Выступали против многогласия в церковном обиходе.

За искоренение в народе игрищ и суеверий.

За необходимость исправления богослужебных книг.

За единообразие церковной службы.

Ревнители истинного благочестия:

* образцы для исправления — древнерусские книги, переведенные с греческого языка еще в то время, когда Византия сохраняла политическую независимость.( до 1453 года).

Патриарх Никон:

* т.к. одинаковых древнерусских текстов не существовало, то решено взять греческие оригиналы.

Различия

6) Работаем с текстом по работе историка В.О.Ключевского «Курс русской истории» в 9 томах М.1988 г. изд., том 3, с. 268-269.

Вопрос к работе над текстом.

Какие позиции в русской православной церкви мы можем выделить до реформы, а какие внесены после нее?

Какие позиции вы можете дополнить, работая с учебником?

Возможно составление таблицы.

«Русская православная церковь до и после реформы Никона».

До преобразований Никона

После преобразований Никона

1.Крестное знамение двумя перстами.

2.Двоекратное пение «аллилуйя».

3.Движение по-Солонь ( по Солнцу) во время крестного хода.

4.Написание имени Христа как Исус.

5. Разночтения в богослужебных книгах.

6.Использование в иконописи некоторых канонов католической живописи.

7.Служение литургии на семи просфорах.

8.Произнесение в церкви определенных текстов проповедей.

1.Крестное знамение тремя перстами.

2.Троекратное пение «аллилуйя».

3.Движение против часовой стрелки (до середины XVII в. В церкви ходили «посолонь»).

4.Написание имени Христа как Иисус.

5.Унификация текстов богослужебных книг по греческим образцам.

6.Написание икон по греческим образцам. Уничтожение старых икон.

7.Служение литургии на 5 просфорам.

8.Произнесение проповедей собственного сочинения.

9.Поясные поклоны вместо земных.

10. Возвращение к единогласию за счет сокращения церковной службы.

Выводы:

Церковная реформа имела множество тесно переплетенных между собой смыслов.

Реформаторы стремились все привести к образцу.

Идеологически реформа «обустраивала «внешнеполитические планы правительства: не просто освобождение единоверцев на Украине, а соединение их в едином Православном царстве, прочность которого – в единых и единообразных обрядах и уставах.

В культурологическом смысле церковная реформа создавала условия для более тесных контактов с греческой и украинско-белорусской «образованностью». Реформа становилась средством преодоления изоляции от иноверцев, однако, без утраты прежде высокого взгляда на предназначение Московского царства.

Реформа потенциально призвана была еще более возвысить положение московских государей. Это был внутриполитический и светский подтекст реформ.

Стараниями Никона реформа приобрела еще один смысл, призванный возвысить церковную, а точнее патриаршую власть.

2 вопрос занятия: Раскол в русской православной церкви.

1. Старообрядчество и характеристика их лидеров.

Вопросы к тексту В.О.Ключевского. Какие черты личности патриарха выделяет В.О.Ключевский.

Какие черты личности Аввакума вы можете выделить?

Какие общие черты вы выделили? (см. мировоззрение, поступки, человеческие качества, особенности характера и др.).

- Они – лидеры по натуре. Их биографии постоянно сталкиваются.

- Сталкиваются потому, что харизматические герои раскола и их противники не мыслили себя вне борьбы и страданий за веру.

Это губительный пример фанатизма, и желания во что бы то ни стало спасти и осчастливить.

2. Рассмотрим причины раскола в русской православной церкви.

1 вариант работы по оценке раскола в русской православной церкви.

На основе домашней работы четверо учащихся рассказывают о своих выводах после работы с исторической литературой. Можно составить таблицу. Интерпретация церковно-обрядовой реформы Патриарха Никона.

Религиозная

Православная (официальная)

Реформа Никона была исповеднической защитой исконной русской идеологии (религии), возвращением к истинному православию.

Старообрядческая

Гибель Московского православного царства и наступление царства Антихриста (с 1666 г.).

Историко-материалистическая

Недовольство официальной церковью народных низов. Социальный протест, вылившийся в религиозное противостояние.

Либерально-историческая

Патриарх Никон хотел поставить церковную власть над светской – тем самым приблизить православную церковь к западному образцу.

Локально-историческая.

Акматическая фаза этногенеза, для которой характерны интеллектуальные споры (Л.Н.Гумилев). Стране предстоял троякий выбор: изоляции (путь Аввакума); создание теократического вселенско-православной империи (путь Никона); вхождение в «концерт» европейских держав (выбор Петра I).

2 вариант работы по данному вопросу.

Это работа с текстами:

- Милюков П.Н. очерки по истории русской культуры. СПб., 1899,1901.

- Щапов А.П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. И в первой половине XVIII. Казань, 1859.

- Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1988.

- Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. М., 1887.

- Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1988.

Подборка составлена О.Г.Набатовой. Конспекты уроков для учителя истории. М. Владос- Пресс., 2004.

Вопрос: Какие причины раскола называют авторы публикаций? Почему противостояние сторон приобрело такую острую форму? Работа проводится по группам.

Можно выделить следующие позиции.

Причины раскола.

Автор

Концепция

Милюков П.Н.

Национальные корни, формализм русского благочестия, превращение религии в магические формулы.

Щапов А.П.

Раскол – проявление социального протеста низов против государственной политики.

Каптерев Н.Ф.

Консерватизм русского общества, сила провинциальной веры.

Никольский Н.М.

Причины раскола в разнице социального статуса церковных служителей, стремление к очищению церкви.

Ключевский В.О.

Консерватизм, инерция русского религиозного сознания, боязнь западных влияний.

Итог:

1. Противоречия в церковной среде.

2. Психологическая неготовность части верующих к восприятию религиозных новшеств.

3 ) момент в п.2. Учащиеся показывают отношение разных слоев общества к реформе и расколу. См. репродукции картин. Работа проводится по группам. 1-ая группа делает выводы об отношении к реформе и расколу простого народа.

2-ая группа делает выводы об отношении к данному вопросу служителей церкви. 3-я группа – об отношении аристократии к реформе.

4) Дома учащиеся повторяли основные идеи протестантизма. Они использовали и текст учебника Ионова И.Н. Российская цивилизация.

Вопрос: Что сближало раскольников и европейский протестантизм, а что различало?

Общее:

1. Для них обострилась проблема противоречия сущего и должного.

2. Усилилось осознание ими роли личной активности в спасении души.

3. Стремление к спасению после смерти стимулировало трудолюбие и аскетизм.

Различия:

У них больше различий, чем общих черт.

* Протестанты считают, что воля Бога – непознаваема, а старообрядцы полагают, что Бог ушел из мира.

* Для протестанта труд имел особый смысл – прибыль, обогащение ( след. — он богоизбран). Старовер же принципиальный традиционалист.

* Протестанты – индивидуалисты, а у раскольников большое место занимала община, коллективные формы поведения.

* Старообрядцы не были еретиками, т.к. они не покушались на догматы православия.

3 вопрос.

Конфликт между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном.

Проводится работа с вопросами:

Какую позицию в спорах между старообрядцами и официальной церковью занимал царь?

Почему назревает конфликт между царем и патриархом?

Вывод: Конфликт отражал противоречия, возникшие в ходе централизации и становления абсолютизма, когда было уже невозможно мириться с особым статусом церкви. Светская власть утверждала свою юрисдикцию над населением, живущих на землях церкви, пыталась проводить свою политику уравнения всех в общем бесправии перед самодержавной властью. Не случайно именно Соборное уложение 1649 г. стало «проклятой книгой» для Никона.

Как официально выстраивались взаимоотношения светских и духовных властей?

В чем сущность византийской « симфонии власти»?

Вывод о том, что в Москве давно гармоничное взаимоотношение двух властей было переиначено на русский лад, отражавший особенности течения истории. К XVII веку «независимость» церковных властей означала их известную автономию. Но мера этой автономии все больше склонялась не в пользу церкви. Никон с помощью реформы пытается исправить положение и возвысить церковную, а точнее, патриаршую власть. А это был бы уже другой путь.

Каковы итоги деятельности Никона?

Вывод: Он был ортодоксален в отношении католицизма и протестантизма, в отношении к раскольникам. Реформа все же раздвинула рубежи общения внутри православной цивилизации. За церковными реформаторами оказалось будущее. Победа осталась и за светской властью.

Подводятся итоги работы на уроке. - Раскол стал проявлением духовного кризиса русского средневекового общества, однако он не привел к существенному обновлению культурной жизни. Наиболее последовательными сторонниками традиций были старообрядцы. Но официальная и церковь оставалась враждебной к новшествам и европеизации. Раскол поколебал авторитет церкви и косвенно способствовал секуляризации культуры.

- В борьбе двух церковных общественных сил – а в XVII в. в сознании всех жителей Московского государства не различались – поражение потерпели и никониане и старообрядцы. Выиграло только государство, которое при младшем сыне Алексея Михайловича Петре Первом, по существу поглотило церковь и превратилось в могущественную империю. Империя эта, однако, вовсе не напоминала ни вселенское православное царство из мечтаний Никона, ни заповедник московской истинной веры, о котором грезили старообрядцы.

2-ой вариант работы возможен с отрывком из текста сочинений историка С.М.Соловьева. ( Соловьев С.М. Чтение и рассказы по истории России. М. Правда,1989. с.335-336.)

Вопросы к тексту:

В чем С.М.Соловьев видит причину падения патриарха Никона?



Страницы: 1 | 2 | Весь текст