Урок в 10 классе по литературе на тему Поиски духовных и нравственных идеалов Андр

Поиски духовных и нравственных идеалов Андреем Болконским и Пьером Безуховым. 10 класс.

Задачи урока :

образовательные:

- формирование умений оценки и анализа художественного произведения;

-формирование умения свободно высказывать свое суждение о прочитанном тексте , аргументировать свой ответ ;

-овладение выразительными средствами русского литературного языка, совершенствование речи учащихся;

- интеграция уроков информатики (создание киновикторины по роману Л.Н. Толстого « Война и мир» ) и литературы.

2) развивающие:

- развитие эмоционального восприятия учащихся, активизация художественно – эстетических потребностей детей, развитие литературного вкуса;

3) воспитательные:

- воспитание высоких нравственных чувств у учащихся.

Оборудование: ноутбук ,экран , проектор, музыкальный центр, CD – диск Л.В.Бетховен ( классическая музыка) , фотографии Л.Н. Толстого, иллюстрации к роману ,столик , скатерть, свечи ,подсвечники, раздаточный материал на каждого ученика ,CD-диск с киновикториной.

Подготовительная работа к уроку : группа учащихся под руководством учителя создает киновикторину по роману Л.Н.Толстого.

Основой для викторины служит художественный фильм С. Бондарчука « Война и мир».

Ход урока

Деятельность учителя и учащихся

1.Организационный момент – 1 минута.

2.Вступительное слово учителя — 5 минут.

А.) « Одно из самых обычных распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства,что бывает человек добрый,злой,умный,глупый,энергичный,апатичный и т.д.,- пишет Л. Толстой в романе « Воскресенье». – Люди не бывают такими. А мы всегда так делим людей. И это не верно. Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же ,но каждая река бывает то узкая, то быстрая ,то широкая,то тихая, то чистая , то холодная ,то мутная,то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя , оставаясь все между тем одним и самим собою».

«Как бы хорошо написать художественное произведение , в котором бы ясно высказать текучесть человека, то, что он один и тот же , то злой , то ангел ,то мудрец ,то идиот, то силач , то бессильнейшее существо ».( Л.Н.Толстой).

« Текучесть человека» , способность его к крутым и решительным переменам находится в центре внимания Толстого. Ведь важнейший мотив биографии и творчества писателя – движение к нравственной высоте , самоусовершенствование.

Отсюда понятен пристальный интерес Толстого к «диалектике души» и «диалектике характера» человека. Ведущим мотивом его творчества станет испытание героя на изменчивость. Способность человека обновляться , подвижность и гибкость его духовного мира , его психики являются для Толстого показателем нравственной чуткости , одаренности и жизнеспособности.

Посмотрим , как же меняются духовные и нравственные идеалы главных героев романа Л.Н. Толстого « Война и мир» Андрея Болконского и Пьера Безухова ,как « текут» эти герои.

Б.) Объявление темы урока.

На партах у каждого ученика лежат листки с цитатами Л.Н.Толстого (раздаточный материал).

На экране изображаются цитаты Л.Н.Толстого.

Презентация урока.

3.Киновикторина по фильму С.Ф.Бондарчука « Война и мир» — 10 минут.

- Какие эпизоды являются поворотными в судьбах героев ?

Эпизод 1 – А. Болконский идет на войну 1805 г.

Эпизод 2 — П. Безухов — наследник миллионов.

Эпизод 4 – П. Безухов женится на Элен.

Эпизод 5 — А. Болконский .Аустерлицкое сражение. Ранение.

Эпизод 6 – А. Болконский. Наблюдение за дубом.

Эпизод 7 – Наташа — невеста А.Болконского.

Эпизод 8 – Пьер в плену. Встреча с Платоном Каратаевым. 1812г.

Эпизод 9 – Пьер и Наташа. Любовь.

Просмотр киновикторины.Вопрос учитель задает до просмотра.

4.Проверка домашнего задания и беседа по теме урока — 20 минут.

А.) – Какие эпизоды из жизни героев были показаны в викторине ?

- Давайте проверим ваше домашнее задание.

- Какие эпизоды жизни героев , по вашему мнению, меняли жизненные взгляды героев и как менялись эти взгляды ?

1 вариант – Пьер Безухов

Пьер в петербургском салоне А. П. Шерер (незаконный сын графа Безухова ).

Смерть отца – законный наследник миллионов.

Женитьба на Элен.

Разочарование в семейной жизни – разрыв с Элен.

Увлечение масонством – попытка обрести веру.

Поездка в южные имения – улучшение жизни крестьян.

Любовь к Наташе.

Война 1812 года – «сопряжение» своей жизни с жизнью народа – « наш барин».

Плен – Платон Каратаев : обретение высшего счастья , истинной веры.

Женитьба на Наташе.

2 вариант – Андрей Болконский

Разочарование в светской и семейной жизни.

Война 1812 года — желание славы.

Ранение под Аустерлицем – « вечное небо , покой».

Богучарово – изменение положения крестьян , спор с Безуховым о смысле жизни.

Попытка служить государству ( Аракчеев , Сперанский).

Влюбленность в Наташу — желание жениться.

Разрыв с Наташей.

Война 1812 года – «наш князь» — единение с народом.

Ранение на Бородинском поле – прощение Анатоля, любовь к миру , слияние с Богом.

Б) Обобщающие вопросы по теме.

- Чем близки и чем далеки друг от друга Андрей Болконский и Пьер Безухов ? ( А.Болконский олицетворяет « ум ума », а П. Безухов – «ум сердца». Оба героя ищут смысл жизни, приходят к Богу и к народному началу.)

-Как изменялся характер князя Андрея от Аустерлица до Бородинского сражения ? (Поворотные события в жизни Андрея переживаются им как кризисы и связаны с «разоблачением ложности» предыдущего идеала. Желание славы , «наполеоновская идея», безбожие сменяются любовью к миру ,всепрощением, любовью к Богу , слиянием с миром.)

- Почему трагически обречена любовь Наташи к князю Андрею ? ( Для Наташи князь – загадочный , таинственный человек. Она влюблена , но не по – ростовски , в ее отношениях с Андреем нет желаемой полноты , нет взаимного понимания , для Андрея Наташа тоже загадка, полное непонимание ее он обнаружил , когда отложил свадьбу на год. Простота, доверчивость, демократизм – все эти качества не под силу его характеру.)





- Случайно ли погибает в 1812 году князь Андрей , Пьер выносится в жизнь войною ? (Известно , что в первоначальном замысле романа Толстой собирался убить на Аустерлицком поле блестящего молодого человека. Толстой ведет героя к смерти в расцвете сил и лет с самого начала романа , т.к. Болконский болен «наполеоновской идеей» и безбожен , а Пьер Безухов – это «взрослый ребенок», он перетекает из одного внешнего состояния и сердечного настроя в другой, это , по замыслу Толстого, и есть естественный путь жизни.)

- Какую роль в судьбе Пьера играет его участие в Бородинском сражении и общение с Платоном Каратаевым ? ( Пьер обрел на Бородинском поле новое чувство «сопряжения» своей жизни с жизнью народа , лишения в плену и общение с Платоном Каратаевым приводят Пьера к «роевому началу и Богу», «…Бог вот он , тут, везде».)

-Чем каратаевская любовь к жизни отличается от любви князя Андрея ? ( Отсутствие личного, индивидуального в Каратаеве направлено в сторону земли , а не неба, в сторону жизни , не смерти. Каратаев живет в полном согласии со всем конкретным, индивидуальным, земным. Он не отрицает его ,а полностью с ним сливается, индивидуальность Каратаева сливается с миром. Каратаев – символическое воплощение мирных, охранительных свойств коренного крестьянского характера. Любовь князя Андрея — это идеальная любовь ко всем людям , холодноватая и внеземная. Как только такая любовь проникает в него, князь чувствует отрешенность от жизни, освобождение и удаление от нее. Земля , к которой страстно потянулся князь Андрей в роковую минуту ,так и не далась ему в руки, уплыла , оставив в душе недоумение, восторжествовало величественное , отрешенное от мира небо.)

В) Слово учителя.

Духовные и нравственные идеалы найдены главными героями, цели определены. Давайте послушаем заключительные слова князя Андрея и Пьера Безухова.

Беседа по роману с пересказом эпизодов и кратким комментарием.

Передача содержания текста учащимся как способ аргументации.

Оценка и анализ художественного произведения, свободное высказывание суждений о прочитанном тексте учащимися.

5.Монологическое чтение отрывков из романа – 10 минут.

Задание учащимся : во время чтения отрывков выписать ключевые слова на листок в две колонки. У каждого ученика на парте – раздаточный материал.

Князь Андрей.

Князь Андрей не только знал , что он умрет, но он чувствовал , что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия.

Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти , конца, и теперь уже не понимал его.

Первый раз он испытал это чувство тогда , когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты , на небо и знал ,что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его , мгновенно, как бы освобожденной от удерживавшего его гнета жизни распустился этот цветок любви , вечной , свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.

Чем больше он , в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви , тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни.. Все, всех любить , всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви , тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он , это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе : ну что ж , тем лучше.

Любовь? Что такое любовь? – думал он.- Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все , что я понимаю, я понимаю только потому , что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть – значит мне . частице любви, вернуться к общему и вечному источнику.

Да, это была смерть. Я умер — я проснулся. Да, смерть — пробуждение !

Пьер Безухов

То самое , чем он прежде мучился , чего он искал постоянно, цели жизни, теперь для него не существовало. Эта искомая цель жизни теперь не случайно не существовала для него только в настоящую минуту , но он чувствовал ,что ее нет и не может быть. И это-то отсутствие цели давало ему то полное , радостное сознание свободы, которое в это время составляло его счастие.

Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру — не веру в какие –нибудь правила, или слова, или мысли, но веру в живого всегда ощущаемого Бога. Прежде он искал его в целях, которые он ставил себе. Это искание цели было искание Бога ; и вдруг он узнал в своем плену не словами ,не рассуждениями ,но непосредственным чувством то , что ему давно уж говорила нянюшка: что Бог вот он, тут , везде.

Он испытал чувство человека ,нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение , глядя далеко от себя. Он всю жизнь свою смотрел туда куда – то, поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой.

Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем, и потому естественно, чтобы видеть его, чтобы наслаждаться его созерцанием, он бросил трубу , в которую смотрел до сих пор через головы людей , и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив. Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос : зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос — зачем ? в душе его всегда готов был простой ответ: затем , что есть Бог , тот Бог , без воли которого не спадет волос с головы человека.

Ключевые слова

Андрей Болконский Пьер Безухов

Вечная любовь Цель жизни

Всех любить Свобода

Любовь мешает смерти Счастье

Любовь — жизнь Вера

Любовь — Бог Живой Бог

Вечный источник Непосредственное чувство

Смерть — пробуждение Бог велик, бесконечен

непостижим

Непостижимая, бесконечная жизнь

Художественное чтение под музыку Л. Бетховена («Леонора» №3,увертюра, ор.72а, симфония 35,до минор:Andante)

В ходе прослушивания текстов учащиеся выписывают ключевые слова.

Учащие ,читающие текст , подходят к столику , зажигают две свечи, первый ( Андрей Болконский ) после прочтения гасит свою свечу, второй ( Пьер Безухов) оставляет свечу горящей.

Потушенная свеча – символ смерти.

Горящая свеча – символ жизни.

6.Итог урока и домашнее задание — 2 минуты.

Домашнее задание — сочинение- размышление : « В чем смысл жизни человека?».

7.Организационный конец урока.