Урок в 10 классе Опричнина благо или зло

Учитель истории

школы № 334 Санкт-Петербурга

Вагу Мария Викторовна

Урок в 10 классе «Опричнина : благо или зло?»

Класс делится на три группы с учётом интересов:

Оппоненты ( А.Адашев, Сильвестр, А.Курбский, митрополит Филипп, В.Старицкий, дьяк Висковатый, боярин Фёдоров, А.Шуйский).

Защитники ( Елена Глинская, Малюта Скуратов, митрополит Макарий, Анастасия Романова, В.Грязной).

Эксперты ( А.Л.Юрганов, И.И.Костомаров, Н.М.Карамзин, В.Б.Кобрин, Р.Г.Скрынников, Э.С.Радзинский, А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский).

Дополнительная литература

Учащимся предложена не только литература классических историков, детально изучавших времена Ивана Грозного, но и авторов современных гипотез для того, чтобы учащиеся имели более полное представление о литературе, посвященной 16 веку и различным оценкам личности русского царя и его внутренней и внешней политики.



Кобрин В.Б. «Иван Грозный», М., 1989

Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей», М., 1991

Радзинский Э.С. «Кровь и призраки Русской смуты», М., 2000

Скрынников Р.Г. «Царство террора», СПб., 1992

Фоменко А.Т., Носовский Г.В. «Русь и Рим. Правильно ли мы понимаем историю?», М., 2001

Вопросы для обсуждения



В какие периоды российской истории тема Ивана Грозного была актуальной?



Имеем ли мы право считать царствование Ивана Грозного эпохой?»

Что бы Вы ответили собеседнику, оценивающему Ивана Грозного как прогрессивного деятеля, сделавшего много полезного для России?

Как бы вы ответили человеку, считающему, что Иван Грозный безнравственный и жестокой человек, сделавший много зла?

Как Вы относитесь к теории «двух Иванов»?

Какая из оценок опричнины Вам кажется наиболее верной?

В конце урока учащиеся отвечают на главный проблемный вопрос урока : опричнина – это благо или зло?