Урок в 10 классе на тему Праздник Казанской иконы Божией Матери

Тема: Праздник Казанской иконы Божией Матери

Цель:

способствовать получению учащимися сведений об обретении, истории и чудесах иконы Казанской Божией Матери, о праздновании непереходящего праздника иконы Казанской Божией Матери;

содействовать приобщению учащихся к принятому на Руси почитанию икон и празднованию православных праздников;

способствовать воспитанию любви к историческому и культурному наследию своей Родины.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, материалы мультимедийного приложения из УМК «Православная культура».

Ход урока:

Организационный момент.

Ребята, давайте сейчас на минуточку закроем глаза и подумаем о чем-то приятном.

Чувствуете, как вы заряжаетесь положительной энергией. А теперь давайте откроем свои глазки, посмотрим в глаза друг другу, и передадим это хорошее настроение тем, кто находится с нами рядом.

Именно с этого момента мы и начинаем наш урок.

Актуализация знаний учащихся.

На прошедших уроках мы уже говорили о том, что такое православная икона. Давайте вспомним, а что же такое икона?

Ответы учащихся

Вывод, икона – это образ.

Давайте представим, какое значение имеет православная икона для русского человека.

Ответы учащихся

Икона утешала, воспитывала, учила, проповедовала, укрепляла в беде, давала надежду, помогла в достижении спасения.

Скажите, кого иконописцы изображают на православных иконах?

С какой иконой Божией Матери мы знакомились на прошлом уроке?

Что вы можете рассказать об этой иконе?

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним из шедевров русской православной иконописи, ещё с одной особо почитаемой православной иконой – иконой Божией Матери, которая получила название Казанская.

Мы узнаем историю обретения этой иконы, узнаем о легендах, связанных с этой иконой.

Изучение нового материала

Более чем из 470 икон Царицы Небесной, икона Казанской Божией Матери одна из наиболее чтимых. До 1917 года икону Казанской Божией Матери можно было увидеть в каждом русском доме – от крестьянской избы до царских палат.

Давайте рассмотрим изображение этой иконы

Идёт демонстрация слайда с изображением иконы Казанской Божией Матери

Рассматривая икону, учащиеся говорят, что на ней изображена Пресвятая Богородица, которая держит на левой руке Иисуса. Правой рукой Иисус благословляет молящихся. Голова Богородицы наклонена влево, к Иисусу, будто Божия Матерь хочет что-то поведать своему Сыну.

Ребята, а как вы думаете, почему эта икона носит название Казанская?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Действительно, икона получила такое название потому, что обретена была в городе Казани.

А сейчас я предлагаю вам отправиться в те далёкие времена в город Казань и своими глазами увидеть, как была найдена икона Казанской Божией Матери.

Кстати, давайте вспомним, что обозначает слово «святыня».

Далее учащиеся обращаются к распечатанным текстам, которые имеются на каждой парте. В этих текстах рассказывается об истории обретения иконы.

Учащиеся вслух читают текст, далее идёт беседа





Итак, кто же является первым человеком, увидевшим святую икону?

Каким образом произошло это?

Ребята, а как вы думаете, каким словом можно назвать такое появление иконы?

Учащиеся дают ответ: чудом.

А с какими другими словами ассоциируется это слово?

Что вам известно о чудесах православных святынь?

О каком чуде Казанской иконы Божией Матери говорится в прочитанном тексте?

Учащиеся дают ответ: … об исцелении от слепоты.

Правильно, причём говорится об исцелении от слепоты не только физической, но и слепоты духовной, то есть от неверия в доброту, справедливость и т. п.

Икона Казанской Божией Матери играла огромную роль в защите Руси. Она была символом патриотического духа народа. Давайте проследим важные исторические события, связанные с этой святыней.

Учитель дает краткое описание исторических событий, связанных с иконой Казанской Божией Матери.

1612 год – освобождение Москвы ополчением Дмитрия Пожарского.

На экране демонстрируются материалы мультимедийного приложения из УМК «Православная культура» «Персоналии» — князь Дмитрий Пожарский

1709 год – Полтавская битва.

1812 год – победа в Отечественной войне.

Великая Отечественная война.

Краткий рассказ учителя об этих событиях.

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Казанская икона Божией Матери, по мнению некоторых людей, со времён её обретения и поныне является чудесной заступницей и покровительницей нашей страны и всех нас.

иконачудотворностьсвятынядуховное прозрение

Подведение итогов урока

Ребята, давайте подведем итог нашего урока.

Откроем волшебные сундучки, в которые мы складываем всё только самое ценное, и поместим в них те ценности, которые обрели сегодня на уроке.

Учащиеся в тетрадях рисуют сундучки и записывают в них понятия, имена, которые запомнили на уроке. После этого каждый ученик комментирует свои записи, объясняют, почему они записали именно эти слова

Домашнее задание

Ребята, когда вы придёте домой, расскажите о том, что вы узнали на уроке своим родителям, родным. Спросите, а знали ли они об этом. А может они ещё что-то могут об этом рассказать, а на следующем уроке расскажете нам всем об этом.

Рефлексия

Я думаю, что сегодняшний урок для всех нас не прошёл бесследно. Я предлагаю вам взять листочки, которые лежат на партах и дополнить любое предложение, которое там напечатано:

- Самым интересным на уроке для меня было …

- Я научился …

- Теперь бы я хотел еще узнать …

- Мне понравилось …

- Я хотел бы вам сказать …

Учащиеся выбирают предложение и дополняют его.

Ребята, спасибо вам за урок.

Список использованной литературы

1.История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2003

2.Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 10-11 классах / Т.В. Рыжова. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006

3.Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 10-11 классы: Экспериментальное учебное пособие / В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006

4.Материалы журнала «Божий мир»