Урок — семинар по обществознанию 9 класс

Урок – семинар по обществознанию

9 класс.

Тема: Религия

Цель:

1.Объяснить учащимся значение религии в жизни общества, познакомить с некоторыми особенностями религиозных верований, показать отличные особенности мировых религий.

2.Сформировать уважительное отношение к взглядам и верованиям различных людей, представителей разных конфессий.

Оборудование:

— таблица на листе ватмана или на доске «Архаичные и мировые религии»;

- иллюстрации с изображением древних святилищ, храмов, культовых предметов и сооружений;

- карта России, карта мира (политико-административные).

Основные понятия: религия, верование, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ, символ, мировые религии.

1.Организация учащихся.

План (записан на доске)

Что такое религия?

Смысл религии на разных этапах развития цивилизации.

Архаичные религии.

Мировые религии.

Учащимся дается опережающее задание: класс делится на 6 групп, каждой группе предлагается, воспользовавшись знаниями по истории, материалом параграфа 44 (учебник Кравченко А.И), дополнительной литературой, подготовить краткие сообщения о сущности и особенностях

Тотемизма (гр.1),

Фетишизма (гр.2),

Анимизма (гр.3),

Христианства (гр.4),

Буддизма (гр.5),

Ислама (гр.6).

Для подготовки могут быть использованы книги: История мировых религий. М: 1996.

Кулаков А.Е. Религии мира. М: 1996.

Гараджа В.И. Религиоведение. М: 1996.

Мифологический словарь. Любое издание и другие.

2. Ход семинара

1) Сообщив тему для рассмотрения, учитель просит учащихся ответить на вопросы:

Что такое религиозные верования?

Что такое религия?

Учащиеся знакомятся с определениями понятия «религия» в учебнике (дано 8 определений).

Прочитав их и высказав своё мнение, ученики должны подумать:

Какие характерные черты лежат в сущности религии?

Какое значение имеет религия для общества?

Менялось ли это значение на разных стадиях развития общества?

Уяснив сущность религии ученики, делают вывод о том, что религии могут быть разными.





Учащимся предлагается вспомнить известный им мифы Древней Греции, Древнего Египта, Рима и других стран.

Необходимо выяснить:

Что представляет собой такая форма общественного сознания как миф.

Что отражается в мифах.

Как объясняется мир посредством мифов.

Как соотносятся миф и реальность.

Существует ли современная мифология. В чем ее опасность.

2) Рассмотрение 3 и 4 вопросов плана целесообразно построить следующим образом. На доске или листе ватмана вычерчивается таблица.

Архаичные религии

Мировые религии

тотелизм

фетишизм

анимизм

христианство

буддизм

ислам

Общие черты: Общие черты:

1.

2.

3.

В классе выбирается группа экспертов из наиболее подготовленных учащихся. Им предстоит, выслушав сообщения учащихся о религиях выявить общие черты архаичных и мировых религий.

Записав в тетради после обсуждения особенности каждого типа религии, представитель группы выходит к доске и кратко записывает их в таблице. Эксперты записывают после них общие черты и определяют, какими пережитками архаичных религий они сталкивались в современной жизни.

Прослушав выступления экспертов, ученики должны ответить на вопросы:

Почему эти религии названы мировыми?

Как воздействует религия на человека?

Проанализируйте нравственную основу этих религий. Есть ли что-то общее, объединяющее их? (Здесь целесообразно напомнить известные христианские заповеди).

Сталкивались ли вы когда- нибудь с проявлениями насилия, гонениями в отношении верующих? Каково ваше отношение к людям, исповедующим другую религию?

Что вы знаете о религиозных войнах?

В современном мире существуют многочисленные религи. Так православие распространено в России, Греции, Болгарии, Сербии, Грузии и др.; ислам – в странах Ближнего Востока, Турции, Албании, Боснии и др. В Великобритании, Дании, Норвегии велико влияние протестантизма, а в Италии, Португалии, Испании, Польше – католизма. Россия занимает особое место как многоконфессиональная страна. (Можно организовать работу с атласом по Отечественной истории, 20 век, там есть карта «Религии населения республик бывшего СССР»).

Домашнее задание: параграф 44, вопросы и задания.