Урок – семинар Чувства добрые я лирой пробуждал литература 9 класс

Урок – семинар «Чувства добрые я лирой пробуждал»

(литература, 9 класс)

Подготовка к семинару

Вывешивается план семинара (желательно с начала изучения темы). Учащиеся в ходе работы над творчеством поэта выбирают микротему и объединяются в группы. В каждой группе назначается консультант. Учитель оказывает помощь в отборе материала. Консультанты определяют степень участия каждого члена своей группы в обсуждении микротемы.

Планы выступлений групп:

I группа. Тема дружбы одна из основных тем лирики Пушкина.

1. Сообщение о друзьях, современниках поэта, кому посвящены его стихи.

2. Чтение и анализ стихов «Мой первый друг…», «В Сибирь». 3. «К Каверину» (« Забудь, любезный мой Каверин…») 4 «19 октября 1925 года»

II группа «Явас любил…»

1. Сообщение об адресатах лирики Пушкина.

2. Чтение стихов и их анализ (1-2 стихотворения).

3 Обобщение. Что объединяет любовную лирику Пушкина? Белинский о лирике любви и дружбы.

III группа. Гражданственность и патриотичность лирики Пушкина.

1 .Выступление по теме (консультант). В центре его сообщения стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «К Чаадаеву», 2.«Перед гробницею святой» (обратить внимание на высокую лексику).

3. Чтение и анализ стихотворения «Клеветникам России».

IV группа. « Лелеющая душу гуманность…» (В. Белинский). 1 Белинский о гуманизме творчества Пушкина.

2.Чтение стихов: «Анчар», «Деревня» (II часть). Анализ стихотворения

«Деревня».

3 .Устное сочинение по теме.

V группа. Оптимистичностъ лирики Пушкина. 1 .Вступительное слово консультанта.

2. Чтение стихов: «Если жизнь тебя обманет…», «О нет, мне жизнь не надоела».

3 Чтение и анализ стихотворения «На холмах Грузии».

4 Чтение стихотворения «Элегия», отрывок из стихотворения «Вновь я посетил».

5.«Вакхическая песня» (Консультант). Чтение, анализ, заключительное

слово.

Примечание. В обычном классе количество тем нужно сократить или объединить первую и вторую темы, как это сделано у В.Рождественского в статье «И дружба и любовь» (см. список литературы).

Вопросы оппонентов, дополнения к выступлениям.

(Знакомятся с содержанием ответов групп заранее у консультантов) 1-ой группе.

- Может ли быть дружба-вражда?

- Есть ли у Пушкина хотя бы одно стихотворение, где он не идеализирует это чувство?

(Вопросы задаются, если не будет прочтено и проанализировано стихотворение «Коварство»).

2-ой группе.

-Знаете ли вы, какие стихи Пушкина о любви положены на музыку? (Сообщение о романсе Глинки «Я помню чудное мгновение».)

3-ой группе.

- Вам не кажется, что в стихотворении «Клеветникам России» лирический герой больше националист, чем патриот? Это легко доказать.

- В чем современность этого стихотворения?

4-ой группе.

- Вы утверждаете, что раб из стихотворения «Анчар» вызывает в поэте чувство жалости, сострадания к бесправному человеку? А мне кажется, что раб также повинен в том, что «князь» отравленные стрелы «разослал к соседям в чуждые пределы»? По-моему, эта мысль четко прослеживается в стихотворении. (Следуют доказательства.)

5-ой группе.

- Я бы не стал утверждать, что вся поэзия Пушкина пронизана оптимизмом. Вспомните стихи: «Не дай мне Бог сойти с ума…», «Телега жизни», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Бесы». (Аргументы в виде композиции из цитат, взятых из этих стихов)

Задание по словарю.

Дать лексическое толкование слов: гражданин, пробуждать, лелеять.

Индивидуальное задание.

Написать сочинение на тему « Чувства добрые я лирой пробуждал».

Ход семинара

I. Вступительное слово учителя и беседа с классом

- Итак, ребята, сегодня у нас обобщающий урок по лирике Л.С.Пушкина. Я предлагаю провести его в форме семинара. На обсуждение выносится тема «Чувства добрые я лирой пробуждал». Ваша задача не только поделиться своими мнениями, наблюдениями, сведениями, добытыми самостоятельно, но и сделать краткий конспект материалов урока.

- Какие, на ваш взгляд, слова темы являются ключевыми для данного урока? («…добрые», «пробуждал»)

- Давайте подумаем, какой смысл вкладывал Пушкин в это выражение. Говорят, что в стихотворении «Я памятник себе воздвиг …» речь идет о назначении поэзии и о праве поэта на память после его смерти.)

- Подумайте, почему поэт выбрал слово «пробуждал». Может быть, лучше было бы сказать «воспевал»?

Пробуждать. — 2.Вывести из состояния покоя и пассивности, сделать активным, вызвать к жизни.

(После предположительных ответов учащихся.)

-Значит, одна из задач поэзии Пушкина — воспитание высоконравственной, активной личности, что было важно для эпохи, в которую жил поэт. А критик Белинский отметил, что чтение творений Пушкина «полезно для молодых людей обоего пола». Эту мысль он высказал в 5-ой статье, где дан разбор лирических произведений поэта. Именно из этой статьи взяты строчки эпиграфа.

2.





«Добрым спутником нашей жизни» называет Пушкина советский поэт Вс. Рождественский. Он отмечает благородство А.С., его способность страстно отзываться на все живое, с удивительной прямотой и честностью отдавать себя людям. В многообразии тем лирики Пушкина особое место занимает тема дружбы. Рождественский пишет по этому поводу: «Во всей мировой литературе нет более яркого примера особого пристрастия к этой стороне человеческих отношений».

- Да, у поэта было много друзей. На стендах только некоторые портреты тех, кого он воспел или с кем общался. Поэт знает все проявления дружбы (прочный братский союз, союз единомышленников).

- Какой же он показал дружбу? Каков его идеал друга? Выступление

1-ой группы. Вопрос оппонента. Ребята высказывают свое мнение, читают и анализируют стихотворение «Коварство».

- Наряду с лирикой дружбы большое внимание, как вы знаете, поэт уделяет теме любви. Что же объединяет любовную лирику Пушкина. (В ней -преклонение перед женщиной, вера в животворящую силу любви, в ее гуманные начала.)

Образец выступления консультанта 5-ой группы.

Поэзия Пушкина - образец оптимизма

Поэт — величина неизмеримая, особенно если речь идет о Пушкине. Им восхищались и умнели, восхищаются и умнеют. К его поэзии мы обращаемся в разные периоды своей жизни, каждый раз черпая из нее вечные истины, обогащая свой эмоциональный мир, постигая истинную красоту русского поэтического слова, Недаром говорят, что, читая Пушкина, можешь стать настоящим человеком. Вся его лирика пропитана оптимизмом. Пушкин с благоговением относится к жизни, воспринимая ее как удивительный божественный дар. Он преклоняется перед самим чудом жизни, и она в его лирике прекрасна в любых своих проявлениях, когда поэт видит, что люди по-прежнему коснеют во зле и несправедливости, и тогда он создает грустные произведения, но и в них робко мелькает искорка надежды на лучшее. И я предлагаю убедиться в этом на примере нескольких стихотворений.

1. .«Если жизнь тебя обманет» (Чтение члена группы.)

2. «О нет, мне жизнь не надоела». (Чтение и анализ члена группы.)

3. «На холмах Грузии лежит ночная мгла». (Чтение и подробный анализ. Делает один из членов группы.)

4.«Элегия». (Чтение.)

5. «Вакхическая песня».(Чтение и анализ консультанта.)

«Вакхическая песня» — это застольная песня. Вакх — бог вина у древних греков и римлян. В первой половине стихотворения воспевается торжество жизни, вино и любовь. А затем с характерной для Пушкина непосредственностью и легкостью тема стихотворения делается серьезной и важной: в нем затрагивается проблема, волнующая Пушкина, — это светлое будущее России. Его лирический герой предлагает тост за искусство и науку («Да здравствует муза…). Пир кончается, наступает утро, восходит солнце. Последний тост — за торжество «бессмертного солнца ума» над суеверием, темнотой, невежеством (цитата).

И мы не перестаем удивляться, как сильно нужно любить эту жизнь и верить в нее, чтобы, несмотря ни на что, восхищаться ею. А так поэтично любить жизнь может только настоящий поэт. Вы увидели, как многогранна лирика Пушкина, но в каждом его стихотворении прослеживается пламенная любовь поэта к жизни, его бодрое, жизнерадостное мироощущение и вера в успех. Кто-то со мной не согласен?

(В дискуссию вступает оппонент. Смотри вопросы выше.)

Выступление П-ой группы и ответ на вопрос оппонента.

- Если бы Пушкин писал только о любви и дружбе, то, конечно, заслужил бы признание и современников, и потомков. Но вряд ли он написал бы о себе тогда такие строки:

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой…

-За что же еще будет он «любезен» своему народу? (Ответ учащихся.) -

- Ответ дал и Гоголь: «Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, в нем русская душа,,.русский характер отразились… в очищенной красоте…». Мы добавим: это верный сын России, один из тех, кого называют истинными гражданами. Он писал «о России и для России».

Сообщение по теме «Патриотизм лирики Пушкина».

III группа. Дискуссия по вопросу о национализме Пушкина. (См. вопросы оппонента.)

- В наш век дефицита милосердия, сострадания ко всему живому поэзия Пушкина может сыграть роль лекаря души. Не об этом ли говорил Белинский, указывая на «лелеющую душу гуманность» поэзии Пушкина? Выступление 1У-ой группы. Ответ на вопрос оппонента.

- А каким вы еще увидели поэта и, конечно, его лирического героя? (Ответы с места)

- Оптимизм поэзии — вот то, что особенно привлекает в его творчестве сегодня.

Выступление У-ой группы и дискуссия с оппонентом.

- Итак, какой же ответ мы получили на вопрос темы? Каким предстал перед нами поэт и его лирический герой?

Зачитывается заранее подготовленное на эту тему сочинение

Использованная учителем и учащимися литература:

1.В.Г.Белинский. Статья пятая. «Разбор лирических произведений Пушкина»

2.Вс.Рождественский. И дружба и любовь. (Из сб. «Русская классическая

литература. Разборы и анализы» Составитель Д.Устюжанин. М. 1969)

3 .Н.А.Демин. Изучение творчества Пушкина в 8 классе. Москва. «Просвеще

ние». 1974г.

4.Ж. «Литература в школе» №4-88, С.22 (Типы семинарских занятий).

5. «Активные формы преподавания литературы». Составитель Р.И.Альбеткова. М. 1991.

6. Критическая литература по выбору учащихся.