урок с презентацией в 10 кл по темеИскусство страна восходящего солнца

Тема: Искусство страны восходящего солнца

Цели урока:

1.Дать общее представление о культуре Японии.

2.Познакомить с особенностями японского зодчества и садово-паркового дизайна Японии.

3.Раскрыть своеобразие и неповторимость японской скульптуры и гравюры.

Задачи урока:

1.Обучать умению выражать словами свои чувства.

2.Обогащать словарный запас детей, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух.

3.Воспитывать культуру слушателя, эмоциональное восприятие музыки, стихов, живописи.

Тип урока:

Средства оснащения урока: компьютер; мультимедиапроектор; презентация “Искусство Страны восходящего солнца”; выставка книг о Японии.

Глоссарий урока: нэцкэ, монастырь Хорюдзи, Замок Химэдзи, деревья, камни, вода, «Огия Касен», саби, ваби, сибуй, югэн, бидзинга.

Ход урока.

I Орг. момент. На доске записаны термины (нэцкэ, монастырь Хорюдзи, Замок Химэдзи, деревья, камни, вода, «Огия Касен», саби, ваби, сибуй, югэн, бидзинга)

II Слово учителя. (на фоне музыки читает стихотворение)

Цветы – весной,

Кукушка – летом.

Осенью – луна,

Чистый и холодный снег –

Зимой.

Что останется после меня?

Цветы – весной,

Кукушка – в горах,

Осенью листья клёна.

1.Беседа с учащимися.

- Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, написавший такие замечательные строки? (рассудительность, спокойствие, умиротворение, внутренняя красота…) Могут ли душевные качества человека передаваться произведениям искусства?

Вывод: Человек передает частицу своего «я» на созидаемый объект.

Как вы думаете, почему я начала урок с этих строк? О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Правильно о Японии); для чего мы будем вести речь о такой далекой стране? (учитель формулирует цели урока).

1).Работа в тетрадях (запись даты, темы урока)

III Новая тема.

Мерами красоты у японцев служат четыре понятия (саби, ваби, сибуй, югэн). У японских мастеров всегда были свои представления о красоте, отличные от её понимания другими народами. Путь японского искусства – это путь постижения красоты через незаметное и первозданное. Именно в простоте и обычности заключена неповторимость японского искусства. Японские художники никогда не диктуют свою волю тому предмету, явлению, которое служит первоосновой произведения искусства. Они выявляют красоту, заложенную в нем самой природой. «Не сотвори, а найди и открой» — таков их девиз. В произведениях искусства они стремятся подчеркнуть прелесть старины, а поэтому их привлекает цвет необожженной глины, замшелый камень. Вот эти черты давности именуются красивым словом «саби» — ржавчина.

Простота и отсутствие вычурности, по другому – «ваби» — становятся важнейшим принципом художника. Сохранение первозданной красоты самого предмета, ещё не подвергнутого художественной обработке – другой принцип – «сибуй» –при минимальной обработке материала – максимальная практичность изделия – вот идеал. (т.е. чашка хороша тем, если из неё удобно и приятно пить чай, кинжал красив не потому, что на нем есть орнамент, а должна чувствоваться острота лезвия…) Важно умение с помощью намека- югэн -, подтекста передать суть произведения искусства. Недосказанность и незавершённость становятся важнейшими критериями художественности. (завершенность и симметрия несовместимы с вечным движением жизни)

1.Архитектура.

Монастырь Хорюдзи – один из древнейших архитектурных сооружений Японии. ( возведен в первые годы VII столетия. Центр его – прямоугольный двор, окруженный крытыми галереями, внутри двора — Золотой зал и пятиярусная пагода. Считается, это самые древние сооружения на земном шаре. Внутреннее пространство храма кажется второстепенным по сравнению с его выразительным внешним видом.)

Золотой павильон в Киото – шедевр японского зодчества, должен был служить увеселительным дворцом императора, поэтому его внутреннее убранство отличается роскошью и богатством. Таким необычным названием павильон обязан 3-х ярусной кровле с приподнятыми краями. Здание высится на берегу небольшого озера на легких столбах-колоннах.

XVI столетие стало для Японии временем расширения международных связей. В период междоусобных войн и борьбы за объединение страны стали возводиться оборонительные сооружения. Теперь не храмы и монастыри, а замки играют ведущую роль в архитектуре.

Замок Химэдзи (Замок Белой цапли) – один из живописных замков того времени. Он был возведен в период наивысшего расцвета замковой архитектуры. Его многоярусные изогнутые крыши создают образ парящей в небе птицы.

Однако внутренние войны затухали, а замки все более стали походить на дворцы- резиденции феодалов.

2.Садово-парковое искусство Японии.

Учитель предлагает учащимся объединиться в 2 группы. Каждая группа должна расположить камни на песке в коробке.

- Ребята, что у вас получилось? Что напоминает ваша работа?

Слово учителя.



Истоки садово-паркового искусства восходят к древности, когда люди поклонялись воде, скалам, горам, камням. Вода – это зеркало мира, воплощение текучести, изменений и превращений жизни.

Камни считали созданными из «чистейшей энергии Неба и Земли». Внести камень в сад и расположить их правильно – значит внести в пространство сада круговорот энергии, воплотить идею мира в миниатюре. Значит, располагая камни в воображаемом саду, вы внесли положительную энергию в класс.

Камни – это вестники вечного, навевающие думы о прошлом. В них ценили игру цвета, узоры, прожилки на поверхности, наличие пустот, способность издавать звук от удара железной палочкой. Японские мастера внесли свой неповторимый вклад в развитие садово-паркового искусства. Приступая к созданию сада, художник прежде всего выбирал его тип:

сад деревьев (основные смысловые акценты несут искусно расположенные деревья различных пород),

сад воды ( главную роль играет вода, как настоящая – водоём, ручей, так и символическая в виде песка или гальки).

сад камней Сад Рёандзи в Киото

Японцы считали, что те места, где много камней, избираются богами (ками) для своего пребывания. Камни этих мест являлись объектами особого поклонения, так как были, по убеждению японцев, священны, а, значит, — наиболее чисты и надёжны именно в силу пребывания там божеств.

Такое отношение к камням привело к тому, что эстетическая основа японских садов, появившихся много лет спустя как вид искусства, стала формироваться в большей степени камнями.

Сад камней при храме монастыря Рёандзи представляет собой прямоугольник тридцать на десять метров, над засыпанной белым гравием поверхностью которого высятся пятнадцать замшелых камней разной формы, объединенных в группы. Специальными граблями от одного края сада к другому служители храма проводят параллельные бороздки, закругляющиеся вокруг камней и напоминающие рябь на морской глади. С трех сторон Сад окружен глинобитной монастырской стеной, над которой раскинули свою обильную зелень деревья. Четвертая сторона выходит на веранду, где располагаются посетители.

Особый секрет таит в себе расположение камней. С какого места на веранде на них ни смотри, камней всегда будет четырнадцать — последний, пятнадцатый, камень остается “скрытым”. Для философа Сад камней — метафора науки: сколько бы человек ни постигал мир, его законы, всегда остается что-то неизвестное. Монахи-буддисты говорят, что, разглядывая камни и с любого места веранды замечая лишь четырнадцать камней из существующих пятнадцати, гости смогут прикоснуться к буддийской мысли о безграничности мира и о необходимости воспринимать реальность более широко, чем привыкли люди в обычной, будничной жизни. Считается, что увидеть все 15 камней может только «достигший просветления».

Действительно, сколько бы ни предпринималось попыток сфотографировать Сад целиком, ни у кого это не получилось — так задумана и устроена смотровая площадка-веранда. После тщетных усилий настойчивый фотограф вынужден сесть, оставив свой фотоаппарат, и погрузиться в созерцание Сада и собственные мысли. Функционально сады камней предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем.

Сад Рёандзи – это воплощение философской идеи строения мира, своеобразная модель Вселенной.

3.Японская гравюра



Главным направлением развития гравюры стало укиё-э – «искусство быстротекущего мира». Все гравюры подразделялись на две группы: театральные и бытописательные. В лучших творениях японских художников запечатлено сиюминутное мгновение. Смена чувств в жизни природы и человека. Художники работали в разных жанрах: портрет, пейзаж, но среди них был один, посвятивший себя редкому жанру «бидзинга» -изображение красавиц.

Китагава Утамаро. «Огия Касен» — одна из самых известных гравюр художника.

Ребята, что вы можете сказать об этой гравюре? ( Молодая женщина в раздумье, лицо почти ничего не выражает, но как о многом он говорит зрителю. Художнику удается добиться подлинной выразительности.

Кацусика Хокусай – гениальный художник. Создал серию «36 видов Фудзи», где раскрыл образ родины и образ народа в единстве. Его творчество – это вершина в художественном творчестве средневековья.

Скульптура нэцкэ.

Миниатюрная японская скульптура нэцкэ получила широкое распространение в XVIII-XIX в. как один из видов декоративно-прикладного искусства. Появление её связано с тем, что национальный костюм – кимоно — не имеет карманов и все необходимые мелкие предметы прикрепляются к поясу с помощью брелока-подвески. Кого изображали чаще всего – это духи, демоны, люди, животные, птицы, растения.



IV Вывод.

Ребята обратите, пожалуйста, внимание на слова и выражения, записанные на доске. Вспомните, что они обозначают?

V Рефлексия. ( на фоне музыки) Каждому учащемуся раздается карточка с темой урока. Нужно отметить значком

+ Эта тема меня заинтересовала;

- По этой теме я хочу узнать больше ;

// Этот материал был непонятен.

VI Запись д/з

– сравнить садово-парковое искусство Китая и Японии.

- составить кроссворд о культуре Японии.