Урок русской литературы Тарас Бульба

Разработка урока русской литературы

Тема урока: Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Тип урока: урок – творчества

Методы: Интерактивные, информационно – коммуникативные, частично – поисковые, беседа. (Стратегии «Вопросы на стикерах», «Углы», многоуровневые вопросы.)

Формы работы: индивидуальная, в паре, групповая.

Оборудование:

Видеозапись отрывков кинофильма по мотивам повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Режиссер: Владимир Бортко

Раздаточный материал: «Экспертные листы», «Лист самооценки», «Оценочные листы», схема характеристики героя, плакаты.

ТСО (компьютер, интерактивная доска)

Цели урока:

а) образовательные:

Научить работе с текстом, умение подбирать цитаты, которые подтверждают высказываемую мысль; научить работать по плану;

Показать причину предательства Андрия, показать глубину самоотверженного героизма Остапа, Тараса Бульбы, их верность Родине;

Показать мужество, несгибаемую волю, стойкость простых казаков, выдержавших все испытания на пути их борьбы.

б) развивающие:

Развитие умения работы с художественным текстом.

Развитие творческих способностей учащихся.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся.

в) воспитания:

Воспитание духовно – нравственных качеств учеников, развитие коммуникативной культуры.

Воспитание глубокого чувства патриотизма, мужества, подвести учащихся к осмыслению нравственных понятий «честь», «долг», «самопожертвование», «служение народу».

Ход урока

Организационный момент.

Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад. Ученики встают в круг.  

- Ребята, я предлагаю вам пожелать  друг другу удачи и успеха, так как  вы являетесь не только одноклассниками, но ещё и друзьями. (Пожелания учащихся друг другу) (1 мин)

- Спасибо! Вот с такими хорошими пожеланиями и хорошим настроением мы начнём урок.

Пробуждение интереса.

Распределение в группы по иллюстрациям повести (В каждой группе по 5 участников). Объяснить иллюстрацию.

1 группа — Казнь Тараса

2 группа – Тарас Бульба

3 группа – Остап Бульба

4 группа – Андрий Бульба (3 мин)

Вопросы к иллюстрациям:

Кого вы видите?

Какое событие из жизни героя изображено?

Какие чувства испытываете?

Раздать оценочные листы (Приложение №2). Объяснить.

Опрос домашнего задания.

Вопросы на стикерах (простые вопросы) (5 мин)

1. Что такое повесть?

2. План характеристики литературного героя.

3. Где проходит действие повести?

4. Что насмешило Тараса Бульбу во внешнем виде сыновей во время их первой встречи?

5. Объясните значение данных слов:

а) бурса б) басурман в) берите в зубы люльки

6. Назовите причину, из-за которой Андрий совершил предательство.

7.О каком персонаже в повести идет речь в данном отрывке?

« О! да этот будет со временем добрый полковник! ей-ей, будет добрый полковник, да ещё такой, что и батька за пояс заткнёт!»8.О каком персонаже в повести идет речь в данном отрывке?

«…считался всегда одним из лучших товарищей… никогда, ни в коем случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать».9. О каком персонаже в повести идет речь в данном отрывке?

« Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам…он был очень хорош собою».10. Дополните фразу «Стой и не шевелись! Я тебя ……., я тебя и убью!- сказал Тарас…»11. Дайте названия воинских должностей у запорожцев.

12. Назовите виды оружия, которым пользовались запорожцы.

Усвоение содержания материала. Работа в группах. Слово учителя. Объявление темы урока, определение целей работы. ИКТ.

- Вот мы с вами ответили на простые вопросы, которые требовали от вас быстрого ответа. Теперь мы продолжим работу над повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», и, чтобы вы настроились на последующую работу, давайте посмотрим отрывок из одноименного фильма режиссера Владимира Бортко (Казнь Тараса).

Взаимооценивание по следующим критериям:

А) содержание

б) творческий подход к передаче своих мыслей

в) умение выступать и защищать свой проект.



В группах выбираются спикеры, таймкиперы (следит за временем)

Работа в группах.

Учащиеся в группах (в каждой группе по 5 учеников) знакомятся с содержанием экспертных листов. Сначала работают индивидуально (в тетрадях (3 мин)), затем работа в паре – обмен информацией 2 мин, работа в группе – оформление постера 8 мин.

Экспертный лист №1

Казнь Тараса

Ответьте на вопросы:

1. С кем можно сравнить Тараса в его последней битве?

2.По какой причине был схвачен Тарас?

3.О ком думает Тарас в последние минуты своей жизни?

4.Заполните постер.

Экспертный лист №2

Тарас Бульба. 1. Дайте характеристику герою, опираясь на схему (Приложение №1). Выберите  только  те  отрывки повести,   которые  касаются вашего героя (индивидуально).2.Объедините их так, чтобы получилась цельная характеристика (в паре).3. Обсудите результат каждого и объедините их (в группе).

4.Заполните постер.

Экспертный лист №3

Остап Бульба.1. Дайте характеристику герою, опираясь на схему(Приложение №1).. Выберите  только  те  отрывки повести,   которые  касаются вашего героя (индивидуально).2.Объедините их так, чтобы получилась цельная характеристика (в паре).3. Обсудите результат каждого и объедините их (в группе).

4.Заполните постер.

Экспертный лист №4

Андрий Бульба. 1. Дайте характеристику герою, опираясь на схему(Приложение №1).. Выберите  только  те  отрывки повести,   которые  касаются вашего героя (индивидуально).2.Объедините их так, чтобы получилась цельная характеристика (в паре).3. Обсудите результат каждого и объедините их (в группе).

4.Заполните постер.

Выступление спикеров групп. Выслушать ответы (5 мин).

— Мы постарались совместными усилиями создать характеристику главных героев, проведя интересную и важную работу, заполнили постеры. Теперь я бы попросила вас оценить работу свих одноклассников.

Рефлексия (5 мин)

Поменяться постерами по часовой стрелке и написать своё мнение на презентациях друзей по образцу 2 звезды, одно пожелание.



Работа над оценочным листом. Подвести рейтинг участия.

Структурная дискуссия (3 мин)

Ученики спорят на тему «Прав ли Тарас Бульба, убивший сына?». Свои точки зрения по данному вопросу высказали при помощи стратегий «Углы».

Оценить учащихся.

6. Домашнее задание.

Мини-сочинение (1 из двух ):

вариант 1 «Моё отношение к героям повести»;

вариант 2 – «Остап и Андрий (сравнительная характеристика).

Приложение №1

План

характеристики литературного героя

1. Место, занимаемое героем в произведении

2. Общественное, семейное положение героя, обстановка, в которой живет герой

3. Манера держаться, внешность, особенности костюма

4. Речь героя

5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияния на окружающих



6. Понимание героем цели жизни, его основные интересы

7. Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам

8. Отношение других лиц к герою

9. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения

10.Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Приложение №2

Лист самооценки

РАБОТА В ГРУППЕ

САМООЦЕНКА

ОЦЕНКА УЧЕНИКА

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ

«5» — высказывал идеи, делал выводы, выступал.

«5» — на уроке был активен, выполнил все виды работы, материал урока усвоил.

«4» — участвовал в обсуждении, понял поставленную задачу.

«4» — материал в основном усвоил, был активен, но не на всех этапах урока.

«3» — работал вяло, задачу не выполнил.

«3» — работал не активно, материал усвоил частично.

Оценочный лист (группа)

Вид Имя ученика

работы

1

2

3

4

5

1

Ответы на вопросы

2

Групповая работа

3

Активность ученика

4

Самостоятельная работа