Урок русской литературы Художественный мир повести НВГоголя Ночь перед Рождеством

Урок русской литературы в 6 классе

Тема урока: Художественный мир повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Тип урока: урок-исследование

Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познавательного интереса в атмосфере творческого поиска на основе сотрудничества; развитие творческих способностей учащихся.

Оформление, оборудование урока: выставка творческих работ учащихся; иллюстрации художников к повести; раздаточный материал.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру …» Вот так просто и в то же время по-особенному, описывая ночь перед Рождеством, Н.В. Гоголь приглашает нас в необыкновенный, чудный мир своих героев.

2.Целевая установка

Сегодня на уроке мы попытаемся понять, чем же притягивает этот мир уже не одно поколение читателей, композиторов, художников; что в нем восхищает и делает повесть, как сказал один из критиков, « и вечно мудрой классикой, и всегда живым, очищающим душу наслаждением».

3.Постановка задачи

Перед вами стояла задача провести небольшую исследовательскую работу в группах по определенным темам и выполнить творческие задания. Ваши работы должны показать, каким вы увидели художественный мир повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»

4.Работа по теме урока

Группа №1. «Пейзаж»

Издавна человек не отделял себя от природы, поэтому вполне естественно обращение к ней как в УНТ, так и в художественной литературе.

— Какой изобразил природу Н.В. Гоголь?

Выступление группы №1.

Миниатюра «Волшебная ночь».

Сейчас я предлагаю вам на несколько минут представить себя поэтами или писателями и создать этюд, состоящий всего из 1 предложения. Образы любые: месяц, звезды, небо.

Работа класса по схеме эпитет + метафора + олицетворение.

Обсуждение творческих работ.

Индивидуальное задание. Вольный поэтический пересказ.

Ночь опустилась на хутор, пристально наблюдает за всем, что происходит там.

А что же там происходит? В этом помогут иллюстрации.

Группа №2. «Герои повести»

Мастерство Гоголя проявилось не только в умении рассказывать забавные истории, но и в создании образов, непохожих друг на друга.

Викторина «Узнай героя».

Конкурс «Узелок».

Инсценировка «Оксана у зеркала».

Выступление группы №2

Индивидуальное задание «Сказка и миф».

Группа №3. «Образы низшей мифологии»

В художественной литературе очень часто наблюдается обращение к мифам.

У Н.В. Гоголя был особый интерес к славянской мифологии.

Выступление группы №3

Монолог «Ведьма я или нет?»

Группа №4. «Юмор»

Обращение к эпиграфу, высказыванию А. С. Пушкина

Выступление группы №4

Инсценировки «Два кума отправились в дорогу». «Возвращение Чуба в свою хату»

Группа №5. «Язык повести»

Выступление группы №5

Викторина «Знаток словаря Гоголя»

5.Заключение. Развернутое высказывание «Пожелания другу»

6.Домашнее задание. Составить 5 тестовых заданий по повести

Карточка №1 «Пейзаж»

Вопросы и задания

1..Какую роль выполняет пейзаж в повести?

2.С помощью каких художественно-изобразительных средств автор создает неповторимую картину рождественской ночи?

3.Сравнить образ метели в произведениях «Бесы», «Метель» А.С. Пушкина, «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя.

4.Сочинить миниатюру «Волшебная ночь».

Карточка №2 «Герои повести»

Вопросы и задания

1.Определить ключевые эпизоды и выписать из них строчки, наиболее ярко изображающие жизнь украинского народа.

2.Каких сказочных персонажей напоминают герои Н.В. Гоголя?

3.В чем проявляется сила и красота гоголевских героев?

4.Составить цитатную характеристику образа Вакулы.

Карточка №3 «Образы низшей мифологии»

Вопросы и задания

1.Что из мифологических образов нечистой силы заимствовал писатель для создания образа ведьмы и черта?

2.Страшны ли в повести Гоголя фантастические существа? Почему?

3.Определить сходство и различие в изображении образов низшей мифологии в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова.

4.Составить монолог Солохи «Ведьма я или нет?»

Карточка №4 «Юмор в повести»

Вопросы и задания

1.Что такое юмор?

2.Выделить эпизоды, вызывающие смех.

3.Привести примеры юмористического повествования.

4.Подготовить инсценировку сцен «Два кума отправились в дорогу», «Возвращение Чуба в свою хату».

Карточка №5 «Язык художественного произведения»

Вопросы и задания

1.Выделить художественные особенности языка повести.

2.Что подчеркивает используемая автором лексика?

Карточка №б Индивидуальное задание

Найти в повести сказочные и мифологические элементы.

Карточка №7 Индивидуальное задание

Рассмотреть иллюстрации художников к повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и озаглавить строчками из текста.

Викторина «Герой повести»

1.Не могла налюбоваться собой

2.Поколотил вражий сын

3.Взглянул и снова начал хлебать

4.Умела причаровать к себе самых степенных казаков

5.Долго еще ворчал и бранился

6.Приходится сродни черту

7.До смерти хотелось покалякать о всяком вздоре у дьяка

8.Черным пятнышком мелькнула вверху

9.Ленив и не легок на подъем

10.Воображает себя красавцем

11.Угощал побранками себя, черта и кума

12.Знает всех чертей и все сделает, что захочет

13.Ни хороша, ни дурна собою

14.Спереди совершенно немец

15.Этот еще ленивее Чуба: тот по крайней мере ест ложкою, а этот и руки не хочет поднять

16.0н был погрузнее телом самого головы и повыше ростом Чубова кума