Урок ритмики в специальной коррекционной школе

Уроки ритмики в специальной коррекционной школе

Система коррекционно-развивающего обучения – форма дифференцированного образования, которая позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям с аномальным развитием.

Коррекционная направленность обучения обеспечивается набором базовых учебных предметов, которые составляют инвариантную часть учебного плана.

В учебный план специальной коррекционной школы помимо общеобразовательных, входят специальные коррекционно-развивающие занятия, такие как ритмика, лечебная физкультура, коррекция познавательной деятельности, логопедия.

Учащиеся специальной коррекционной школы по всем параметрам физического развития, двигательных функций и работоспособности организма отстают от нормы. У них наблюдается крайне низкий уровень двигательных возможностей: точности, координации, быстроты движений, гибкости, мышечной силы, выносливости.

Ритмика – это музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать восприятие детей через движение. Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность. Дети учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. Поэтому, при условии правильной постановки ритмического воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется коррекция и компенсация нарушений моторики и физического развития, укрепляется здоровье. Ритмические занятия помогают учащимся с проблемами в развитии успешнее овладевать двигательными действиями в труде и в быту, способствуют коррекции двигательных недостатков и эмоциональной сферы.

На уроке ритмики необходимо осуществлять дифференцированный подход, регулируя физическую и двигательную нагрузку каждого ребенка с учетом рекомендаций врача.

Учитывая то, что занятия ритмикой входят в раздел «Коррекционные технологии» базисного учебного плана специальной (коррекционной) школы для детей с нарушениями интеллекта, традиционные пятибальные оценки на этих уроках не выставляются. Оценивание детей осуществляется словесным поощрением и стимулированием.



Анализ динамики двигательной способности учащихся позволил сделать еще один вывод о том, что двигательные способности развиваются неравномерно и не одновременно, а для более улучшенного их развития обязательно используется музыкальное сопровождение.

Интересно наблюдать, как дети, впервые придя на урок по ритмике, неуклюже двигаются, ошибаются в элементарных движениях, не могут слышать музыку, петь песни с выполнением движений, а уже через год задания выполняют более организованно и правильно. Это наглядно наблюдается при исполнении плясок, которые усложняются, учитывая возраст и психологические особенности детей, которые участвуют в пляске, в хороводе, в исполнении песен, частушек, прибауток и т.д. Если дети 2, 3, 4 классов водят хороводы и шуточные пляски, то ребята 5-х классов танцуют «кадриль». Во всём этом играет большую роль вся ранее проделанная работа под музыку, способствующая развитию чувства ритма, слуха и моторики. Большое значение на уроках ритмики имеет правильный и удачный выбор музыкального материала, который должен быть высокохудожественным, соответствовать возрасту, интеллекту и интересам учащихся.

Младший школьный возраст – это возраст, наиболее благоприятный для развития музыкально-ритмических способностей детей и коррекции их недостатков. Кроме того, в этом возрасте ребенку необходимо постоянно двигаться, играть, бегать, танцевать. Поэтому ребятам очень нравится посещать уроки ритмики. А для того чтобы у ребенка не пропал интерес, следует планировать каждый урок так, чтобы в нем была какая-нибудь изюминка.



Насколько приятно бывает видеть ребят на уроке активными, жизнерадостными, улыбающимися, вот поэтому необходимо больше уделять внимания урокам двигательного цикла. Уроки ритмики способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, походка. Умеренная физическая тренировка на уроках ритмики помогает организму легче справляться с нагрузками, стрессами, характерными для аномального психического развития. Музыкально–ритмическая деятельность учащихся направлена также на воспитание у каждого ребенка эстетических, нравственных и умственных качеств, развивается познавательный интерес, память, вырабатывается устойчивость произвольного внимания, совершенствуется творческая активность.



Осипова Р.Е., учитель ритмики, ОСКШИ г. Павлодар.