Урок развития речи в 10 классе Эссе как жанр литературы

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№29»

Клыгина Наталья Анатольевна

Урок развития речи в 10 классе.

Эссе как жанр литературы.

Цель урока: знакомство учащихся с эссе как жанром литературного произведения.

Задачи урока:

Учебные:

Раскрыть основные жанрообразующие признаки.

Подготовить учащихся к практической работе по умению отличать эссе по жанровым признакам.

Развивающие:

Создать базу для включения учащихся в работу над творческими заданиями.

Развивать внимание, логическое мышление, мотивационную составляющую учащихся для усвоения данного содержания.

Воспитательные:

Развивать интерес учащихся к знаниям,

Воспитывать любовь к родному языку.

Расширять образовательный уровень учащихся.

Методические приемы:

Эвристическая беседа, организация поиска, постановка проблемы и ее раскрытие, включение учащихся в работу над составлением обобщающей таблицы, проведение сравнительного анализа, демонстрация репродукций.

Оборудование урока:

В.Гроссман. Эссе «Сикстинская Мадонна»

Репродукция картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна»

Портрет В.Гроссмана

Таблица-схема «Основные признаки эссе»

Раздаточный материал:

словарная статья

разновидности эссе

Ход урока

Слово учителя.

Эссе как вид творческой работы в словесной культуре давно утвердился как жанр, нацеленный на познание многообразия мира и человека, на раскрытие его внутреннего «Я», на «безграничные поиски нас самих « (Ванштейн «Для кого и для чего писать эссе»)

Писать в жанре эссе непросто, но учиться этому необходимо.

Современные условия развития общества выдвинули на первый план понятие « личности». А где, как ни в этом жанре личность может проявить себя, раскрыть свои возможности.

Знакомство с определением жанра.

Перед вами словарная статья:

ЭССЕ (с фр. Essay — проба, очерк )- прозаическое произведение небольшого одъема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо.

Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью языка, установкой на разговорную интонацию и лексику.

На основании словарной статьи выделите основные признаки жанра.

(работа на интерактивной доске)

Небольшой объем

Образность, афористичность языка

Основные признаки жанра

Конкретная тема

Свободная композиция

Открытое личностное осмысление

Обобщим первые выводы.

С тех пор, как эссе утвердилось в виде самостоятельного жанра, оно приобрело определенные свойства. И самое первое свойство жанра — индивидуальный взгляд на предмет, объект речи.

Автор словно «плетет кружево», «паутину» повествования.

Это качество определяется как свободное владение темой.

Следует отметить и разновидности жанра эссе:

ФИЛОСОФСКИЕ

ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЕ





ИСТОРИЧЕСКИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

Определите разновидность предложенных вам эссе. Можно ли это сделать только по названиям?

(анализ предложенных эссе)

Таким образом, мы выявили специфику эссе как жанра, указали разновидности, обратили внимание на средства художественной выразительности.

И все-таки зададимся вопросом, какой из признаков считать ведущим?

Вот как отвечают профессионалы: ЭССЕ — непременно диалог, полемика и прежде всего с самим собой. Читатель же следит за красотой мысли автора эссе, замысловатым узором его рассуждений.

Такую оригинальную авторскую идею мы видим в эссе Василия Гроссмана «Сикстинская Мадонна»

Прежде дадим слово АРХИВАРИУСАМ, которые познакомят нас с автором и тем предметом, который побудил написать это эссе.

АРХИВАРИУСЫ о Рафаэле и его картине «Сикстинсвая Мадонна», о писателе В. Гроссмане.

Перед вами эссе В.Гроссмана «Сикстинская Мадонна». Вы заранее познакомились с текстом.

Ваша задача увидеть основные признаки жанра в этом произведении.

Какой тип речи использует автор в начале эссе?

Прочтем и подумаем, для какого жанра малой прозы характерно такое вступление?

Подумайте, зачем автору такой подробный событийный и исторический ряд?

Прочитать: «На эту картину глядели 12 поколений….»

— Проходят столетия, а она бессмертна, она продолжает волновать сердца, заставляет думать.

Какие ассоциации возникают у автора, когда он видит Мадонну с младенцем на руках?

Вчитаемся в дальнейшее кружево авторских размышлений и попытаемся определить решающую идею первой части эссе.

«Рафаэль в своей Мадонне разгласил тайну материнской красоты…»

«Мадонна с младенцем на руках- человеческое в человеке…»- вот основная идея первой части.

Вспомните содержание второй части эссе.

Готовы ли вы к такой параллели с Сикстинской Мадонной?

Куда ведет своего читателя Гроссман? — Он ведет нас в лагерь Треблинка.

АРХИВАРИУСЫ о лагере Треблинка.

Почему автор прибегает к прямой речи? — Мы слышим голос автора, он делится своими тревогами,воспоминаниями.

Прочитать: «Вот на эти сосны, на этот песок…»

Обратите внимание на финал. Скажите, в чем особенность повествовательной манеры автора?

Прочитать: «Это она шла…».

- В тексте соединилось пространство и время

Какой художественный прием создает эффект присутствия? — Повествование от первого лица.

Как показывает Гроссман трагические страницы истории?

Какие портреты эпохи возникают в размышлениях автора?

Основная идея второй части заключается в ответе на вопрос: «В чем бессмертие Сикстинской Мадонны?»

Прочитать: «Глядя вслед Сикстинской Мадонне, мы сохраняем веру, что жизнь и свобода едины, что нет ничего выше человеческого в человеке. Ему жить вечно, победить».

Так заканчивает Василий Гроссман эссе, заставляя читателя верить в это и с этим осознанием в душе жить.

НЕТ НИЧЕГО ВЫШЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В ЧЕЛОВЕКЕ! ЕМУ ЖИТЬ ВЕЧНО, ПОБЕДИТЬ! — это тема вашего эссе.

Желаю вам успеха.