Урок развития речи Айвазовский 7 класс

Урок развития речи в 7 классе.

Сочинение по картине И. Айвазовского «Чёрное море»

Море без конца и края…

М. Сеспель

Цели:

Образовательная – закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами, обучение составлению текста-описания.

Воспитательная – расширение лексики по теме «Живопись»; знакомство с творчеством И. Айвазовского;

Развивающая – развитие познавательного интереса к русскому языку, умения анализировать, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания.

Оборудование (презентация):

репродукции картин И.Айвазовского «Чёрное море», «Девятый вал»;

портрет художника;

дидактический материал (упражнения для подготовки к сочинению);

репродукция картины А.А.Рылова «В голубом просторе».

Ход урока:

Эпиграф:

… На ней ничего нет, кроме неба и воды, но вода – это океан

беспредельный, не бурный, не колыхающийся, суровый,

бесконечный, а небо, если возможно, ещё бесконечнее. Это

одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю.

И.Крамской

1.Слово учителя с элементами беседы.

Художник берёт кисти и краски. Подходит к холсту. Что он делает? Начинает писать картину. Мы говорим: красками пишут, карандашами – рисуют.

Что ни пишет художник, он старается, чтобы на холсте выходило – как живое. Существует легенда: однажды один греческий художник написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград. Легенда говорит о том, что художник с помощью красок может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя.

Живопись – живописать (т.е. писать жизнь) – живописец.

Мир вокруг нас большой и разный. И каждый художник видит его по-своему и по-своему показывает на холсте. Мы смотрим картины – и будто слушаем рассказы разных художников о мире, в котором живём. Живопись помогает увидеть мир зоркими глазами художника. И наши глаза от этого становятся зорче.

Как называют картины с изображением природы? ( Пейзаж).

Пейзажи мы встречаем на картинах и портретах, но часто художники пишут только природу. Это пейзажисты.

Назовите имена известных вам пейзажистов (Юон, Левитан, Куинджи, Шишкин и др.)

Каждый пейзажист выбирает то, что ему по душе. И.К.Айвазовский всю жизнь писал море. Он поднял на большую высоту мариниану. Художник, пишущий море, — маринист (лат. маринус – морской).

Послушаем сообщение (ученика) об И.К.Айвазовском.

2.Рассказ ученика о живописце с использованием портрета художника и репродукций его картин.

ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ (1817 – 1900)

Сын купца из города Феодосии на побережье Чёрного моря. Родители не имели средств, чтобы дать образование сыну. Помог в этом градоначальник Феодосии Александр Иванович Казначеев. Человек мягкий и простой в обращении, тонкий знаток искусств, он оценил огромный талант мальчика и позаботился о его будущем.

В 1831 году он определяет мальчика в симферопольскую гимназию, а для занятий искусством нанял ему учителя – художника из Италии. Уже тогда было ясно, что Айвазовский – художник моря. Целые дни до позднего вечера проводил он на берегу. Часто знакомые рыбаки брали его собой в море, там он наблюдал, как оно меняется. То спокойное умиротворённое, то вдруг оно запенится волнами. «Совсем как человек, думал он, — у людей ведь тоже неожиданно меняется настроение».

Вскоре Айвазовский – студент Санкт-Петербургской Академии Художеств, которую заканчивает с большой золотой медалью. Основная тема картин – морской пейзаж. К 25 годам приобрёл европейскую славу, в 27 – живописец Главного Морского штаба; в 29 – профессор. Написал около 6 тыс. картин, объездил Европу, Америку, Восток, стал членом академии разных стран, обладателем многих наград. Ему пожаловали дворянство. Друзьями были живописцы, литераторы, адмиралы, сам царь часто посещал его мастерскую. В 31 (1848) поселился в Феодосии, в доме возле моря. Здесь он создал «Девятый вал» (1850). Громадная волна бушующего моря готова обрушиться на обломки корабля с горсткой людей. Это зрелище страшно и одновременно прекрасно: грозная стихия воды с удивительным искусством передана тончайшими оттенками цвета.

Айвазовский. «Девятый вал»

Художник часто писал по памяти и мог создать картину за 2 часа. Айвазовский любил широкие панорамы на огромных холстах, сияющие краски, необыкновенные световые эффекты. Всю жизнь оставался верен романтическому идеалу прекрасной одухотворённой природы.

Айвазовский обладал талантами архитектора, музыканта, поэта, археолога. Раскопанными им в Крыму античными драгоценностями до сих пор гордится Эрмитаж в Петербурге.

Разбогатев, он помогал всем, кто нуждался, и превратил Феодосию из захолустья в цветущий город.

Лучшая коллекция произведений художника принадлежит картинной галерее Феодосии, носящий его имя.

«Облака над морем» (1835),

«Штиль» (1837),

«Буря на Чёрном море» (1845),

«Вход в Севастопольскую бухту» (1851).

3.Работа над картиной И.Айвазовского «Чёрное море»

1)Работа с дидактическим материалом.

Перестройте предложения так, чтобы причастный оборот стоял после определяемого слова.

Образец. Айвазовский написал прославляющие русских моряков картины. –





Айвазовский написал картины, прославляющие русских моряков.

1) В живописи нет другого более прославленного и любимого народом певца моря.

2) Проживший долгую жизнь художник написал около четырёх тысяч картин. 3) В молодости он изображал безмятежную тишину залитого золотом солнечных лучей или серебристым светом луны моря. 4) Позднее его увлекал кипящий штормом образ моря. 5) В старости он воспевал мужество побеждающего бушующий океан человека. (По В.Носокину.)

Объясните расстановку знаков препинания.

Среди многих картин Айвазовского особенно выделяется картина «Чёрное море». На картине бесконечное небо и беспредельный океан, оживлённый могучим движением воды. Бегут к далёкому горизонту пенистые гребни высоких волн. Мы любуемся красотой суровой стихии, но она не вселяет в нас предчувствие беды. Грозная сила наполняет зрителя мужеством и уверенностью. Мы проникаемся верой в человека, всё побеждающего силой своего разума. (По В. Носокину.)

Объясните пропущенные знаки препинания и окончания причастий.

Картина «Чёрное море» — одна из наиболее выразительных картин художника. Первоначально она называлась «на Чёрном море начинает разыгрываться буря». Однако это название не удовлетворило Айвазовского, так как говорило только о внешнем состоянии природы. А он мечтал создать образ Чёрного моря включающ… в себя многие его отличительные черты.

Море изображено в серый день. Небо покрыто облаками. Весь передний план картины заполнен идущ… от горизонта волнами. Они движутся гряда за грядой и своим чередованием создают особый ритм и величавый строй всей картины.

Суровой простоте содержания полностью отвечает сдержан… красочная гамма построен… на сочетании тёплых серых тонов неба и глубокого зелёно-синего цвета воды.

(Н. Барсамов.)

Из упражнений выписываются наиболее яркие, необходимые для сочинения слова и словосочетания.

Бесконечное небо и беспредельный океан, оживлённый могучим движением воды;

пенистые гребни высоких волн;

суровая стихия;

внешнее состояние природы;

образ Чёрного моря, волны движутся гряда за грядой;

величавый строй картины;

суровая простота содержания;

сочетание тёплых серых тонов и глубокого зелёно-синего цвета.

2) Детальное рассматривание картины.

Беседа.

Что мы видим на картине?

Одну половину картины занимает небо, другую — волнующаяся вода. Несмотря на это, картина смотрится с напряжённым вниманием. Грандиозность бескрайней шири.

Какими показаны волны?

Действия начинаются(щиеся), вздымаются(щиеся), рассыпаются(щиеся) брызгами.

Цветсиние, зеленоватые, голубые, сиреневые; то почти серебристо-белые, то почти чёрные.

Признакипенистые(гребни волн), лёгкие и тяжёлые.

Но художник показывает не только форму и цвет волн, но и бег облаков. Каково небо?

Покрыто облаками; бесконечное, низкое, мрачное, отражение неба в море. Зловещее небо с разорванными грозовыми тучами беспрерывно меняющее цвет: от светло-серого до мрачно-чёрного тона.

Что мы видим на горизонте?

Крошечный парус, исчезающий вдали, на горизонте; подчёркивается поэтическая тоска одиночества ( «Парус» Лермонтова), указывает на присутствие человека; борьба человека со стихией.

3) Чтение стихов о море М. Сеспеля, М.Ю. Лермонтова.

1. М. Сеспель

К морю

Море без конца и края,

Чернь и зелень перекат!

Взвой, фонтанами играя,

Смело бейся в берега!

Люб душе огненнокрылой

Гул борьбы – шуми, вскипай!

Дай порадоваться силой

Ей, зовущей в новый край.

Море, море, всей громадой

За волной бросай волну

С гневом, блеском, светом ада –

На утёсы, в вышину!

Зло, раскатисто на кручи

За волной волну бросай,

Голосом борьбы могучим

В небе тучи сотрясай!

(пер. П. Панченко)

4) Работа над составлением плана сочинения

«Море без конца и края…»

1. И.Айвазовский – певец моря.

2. «Чёрное море» — одна из лучших картин Айвазовского:

а) беспредельный океан;

б) пенистые гребни волн;

в) бесконечное небо;

г) настроение, которое создает картина

3. Оценка картины художником И. Крамским.

5). Работа над сочинением (демонстрируется репродукция картины Рылова А.А. «В голубом просторе» и зачитывается текст-описание картины).

Рылов Аркадий Александрович (1870 – 1939) – пейзажист ( «Зелёный шум» (1904), « В голубом просторе» (1918)

В голубом просторе

Это – море! Какое оно большое! А над ним такое же большое небо.

Бегут по морю синие волны. Ветер торопит волны, наполняет белые паруса корабля. Белый снег лежит на бурых скалах. В просторном голубом небе плывут белые облака. А между морем и небом, широко раскинув сильные крылья, летят большие синие птицы.

Какая простая картина – небо, вода, земля. Но как долго можно её рассматривать. Быстрые волны. Снег. Голубое небо. Всё знакомо – и всё видим, словно в первый раз. Это потому, что небо, землю, воду показал нам художник.

Как много воздуха! Дышится легко. Художник подарил нам не только море и небо. Он подарил нам бодрость, силу.

Ветром полны паруса. Корабль плывёт к неведомым берегам.

Свободные, сильные птицы летят вперёд, вперёд!

5. Задание на дом. Закончить сочинение.