Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.

Учитель слуховой работы

Стрельцова Г.В.

ГБС(К)ОУ ШИ I – II вида

Г. Тихорецк Краснодарского края

2013 г.

Тема: Обращение к человеку. Текст «Приветствие – это очень важно!».

Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.

Цели:

научить различать слухозрительно материал по данной теме;

ответить на вопросы по данному тексту;

отработать соблюдение пауз в предложениях и стихотворении;

отработать дифференциацию звуков Ш – Щ на материале слогов, слов, фраз;

автоматизировать звук В в слогах и словах;

создавать коррекционно-развивающую среду для социализации глухих учащихся.

Оборудование: текст, таблички с заданиями, ПК, слайды, презентация «Ежели вы вежливы», индивидуальная ЗУА, речевой материал в соответствии с программными требованиями.

Ход урока.

Организационный момент. Проверка работы ЗУА.

Добрый день!

Как ты слышишь меня?

Я рада тебя видеть. А ты рад меня видеть?

Каким еще словом можно приветствовать человека?

Сегодня мы будем читать новый текст, отвечать на вопросы по содержанию текста, правильно произносить звуки Ш – Щ, В и другие, соблюдать в речи паузы.

Работа по формированию произношения.

Работа по автоматизации звука В в слогах и словах.

Прочти:

Ва-ва-ва, ва-ва-ва,

Вот высокая трава.

Вы-вы-вы, вы-вы-вы,

Даже выше головы.

Ве-ве-ве, ве-ве-ве,

Васильки видны в траве.

Ву-ву-ву, ву-ву-ву,

Васильков букет нарву.

Ви-ви-ви, ви-ви-ви,

Только много их не рви.

Работа по дифференциации звуков Ш – Щ.

Звук Ш в слогах.

Ша – шо – шу ши – ше – ша

Шо – шу – ша ше – ши – шо

Звук Ш в слогосочетаниях.

Шта – ашта шна – ащна

Шла – ашла шка – ашка

Шпа – ашпа шва – ашва

Шма – ашма шра – ашра

Звук Ш в словах.

Шаг, шорох, ширь, шум, швы, шлак, шмель, штаб, шторка, штука.

Звук Щ в слогах.

Щ_____а, щ______у, щ_______е, щ_______и.

Ща – щу – ще

Ща – щи – ще

Щу – щи – ще

Звук Щ в слогосочетаниях.

Нща, рща, лща, вща,

Пща, кща, сща, мща.

Звуки Ш и Щ в слогах.

Ша – ща, шу – щу, аш – ащ, ащ – аш, и т.д.

Звуки Ш и Щ в словах.

Гуща – туша, роща – пороша, прощу – прошу, лещи – ерши и т.д.

Отработать соблюдение пауз в предложениях. Прочитай предложения. Расставь в них паузы.

Акула /- опасный хищник.

Слева и справа тянулись поля, /засеянные пшеницей./

В хлебе/ — горбушка, /в капусте/ — кочерыжка,/ в молоке/ — пенка,/ а в школе/ — переменка./

Отработать соблюдение пауз в стихотворении.

Родник

В глуши лесной, /в глуши зеленой,/

Всегда тенистой и сырой,/

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный://

(И. Бунин)

Работа по развитию речевого слуха.

Восприятие речевого материала на тему «Обращение к человеку».

Если тебе нужно что-то узнать, что ты делаешь?

С какими словами ты обращаешься к человеку?

Если ты хочешь что-либо попросить, как ты обращаешься к человеку?

Как ты обращаешься к человеку при встрече?

Что обозначают слова: здравствуйте, добрый день, доброе утро, будьте здоровы?

Какие ты еще знаешь вежливые слова?

Продолжи:

Будьте добры…

Скажите, пожалуйста…

Повтори:

Галина Викторовна,пожалуйста, дайте мне цветные карандаши и фломастеры.

Работа с текстом «Приветствие – это очень важно!»

Сегодня мы будем работать с текстом «Приветствие – это очень важно!»

Проведем словарную работу.

Приветствие – обращение при встрече.

Не во вред – не навредит.

Момент – очень короткий промежуток.

Чтение текста учащимся.

Приветствие – это очень важно!

Мужчи́на пе́рвым приве́тствует же́нщину. А ма́льчик де́вочку. Мла́дший по во́зрасту – ста́ршего. Мла́дшая по во́зрасту же́нщина – ста́ршую и мужчи́ну, кото́рый намно́го ста́рше её.

Никому́ не во вред поприве́тствовать да́же незнако́мого челове́ка. Коне́чно, в го́роде это не всегда́ возмо́жно. Ка́ждую секу́нду придё́тся говори́ть: «здра́вствуйте». Но все́-таки не стесня́йтесь здоро́ваться.

Приве́тствие- ва́жный моме́нт обще́ния. С по́мощью приве́тствия устана́вливается конта́кт ме́жду людьми́. Поэ́тому не владе́ть приве́тствием – это зна́чит быть всем чужи́м, не уметь обща́ться.

Вопросы к тексту.

Что ты прочитал?

О чем говорится в этом тексте?

Кто кого должен приветствовать первым?

Что никому не во вред?

Почему в городе невозможно приветствовать всех?

А где это возможно?

Что такое приветствие? Прочитайте.

Что устанавливается между людьми с помощью приветствия?

Что значит не уметь общаться?

Слова, словосочетания и фразы, предъявленные слухозрительно.

Приветствие – это очень важно.

Младший. Старший. Младший по возрасту. Старший по возрасту. Незнакомый человек. Момент общения. Контакт между людьми. Уметь общаться.

Закрепление нового материала.

Просмотр презентации «Ежели вы вежливы».

Итог урока.

Что мы делали на уроке?

Какие звуки произносили особенно четко?

Что нового ты узнал?

Урок в 9 классе включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и работу над развитием речевого слуха.

Учащимся предъявляется речевой материал по теме урока, текст, вопросы к тексту, фразы разговорно-обиходного характера.

На уроке применяются компьютерные технологии, включающие в себя программы для работы со слайдами и презентациями по теме урока, что способствует лучшему усвоению школьниками программного материала, а также активизирует их мыслительные процессы.