урок разоблачение пороков чиновников в пьесе НВГоголя Ревизор 8 класс

МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

ОТКРЫТЫЙ УРОК — СПЕКТАКЛЬ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ

«РАЗОБЛАЧЕНИЕ ПОРОКОВ ЧИНОВНИЧЕСТВА В КОМЕДИИ

Н.В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»

Провела: Евдокимова Л.Н.

12 декабря 2012 года

ЦЕЛИ: рассмотреть образы чиновников в пьесе, составить их характеристику; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, актерского мастерства; расширить и углубить понятие литературоведческих терминов «юмор», «сатира», «ирония», относящиеся к драматическому роду литературы, уметь ими пользоваться; развивать творческие способности обучающихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: афиша о спектакле, программки для гостей, выставка книг с произведением Н.В.Гоголя «Ревизор», импровизированная сцена и реквизиты (стол, стулья, скатерть, свеча).

Вступительное слово учителя

Ребята, у нас с вами сегодня не обычный урок, а урок-спектакль. Каждый из вас побудет и в роли зрителя, и в роли актера. На уроке мы продолжим знакомство с бессмертной комедией Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Так же подробно остановимся на пороках чиновников, которые хотел разоблачить автор. Вы видите, что у каждого из вас на парте лежит оценочный лист. В течение урока вам предстоит выставить оценку себе и своим товарищам. Будьте внимательны!

– Начнем с проверки домашнего задания. Его мы проверим в виде викторины.

1. В каком году была написана комедия Н. В. Гоголя “Ревизор”? (В 1835 году , в 1836 поставлена на сцене, но окончательная редакция – 1842 год)

2. Какой эпиграф Н. В. Гоголь предпослал комедии “Ревизор”? ( На зеркало неча пенять, коли рожа крива.)

Что является кульминацией пьесы? (Сцена чтения письма Хлестакова)

Кто подал Гоголю первую мысль о “Ревизоре”? ( А. С. Пушкин)

Гоголь, отвечая на упрёки, что в пьесе нет ни одного положительного лица, писал:“ Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе…Это честное, благородное лицо был-…” (Смех)

Где и когда была поставлена впервые комедия? (В Петербурге, 19 апреля 1836 года в Александрийском театре)

Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления “Ревизора”: “Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!”? (Слова принадлежат Николаю 1)

Где находится город, в котором происходят события пьесы “Ревизор”? (Город находится где-то между Пензой и Саратовом. Хлестаков проигрался в Пензе и ехал в Саратовскую губернию)

В каком году происходит действие пьесы “Ревизор”? (В 1831 году. В первом действии Ляпкин-Тяпкин говорит о том, что 15 лет сидит в судейском кресле, а в четвёртом – рапортует Хлестакову, что избран в 1816 году. Получается 1831.)

О ком это?

а) Человек “без царя в голове”. (О Хлестакове)б) “Не любит много говорить и молча плут”. (Об Осипе)в) “Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен”. (О Ляпкине-Тяпкине)г) “ Простодушный до наивности человек”. (О почтмейстере)

3. Работа по теме урока.

-Продолжить наш урок хотелось бы мини-спектаклем по 1 явлению 1 действия. Господа актеры, вам слово. (Заранее подготовленные учащиеся показывают инсценировку 1 явления 1 действия комедии).

- Уважаемые зрители! Оцените игру актеров. ( Учащиеся выставляют оценки в оценочные листы).

- Итак, нашему вниманию было предложено посмотреть 1 явление 1 действия. Перейдем к анализу пьесы.

- Что можно сказать о времени и месте действия в комедии?

(Уездный город удален от центров. Городничий замечает: «Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». (1 действие, 1 явление)

Время действия – 19 век, точнее 1831 год (из проверки домашнего задания).

- Кого из чиновников больше всего беспокоит приезд ревизора и почему?

(Городничего, потому что за ним много грешков. Много людей было им обижено, многих он притеснял и даже бил.)

- Да, правильно и примером тому послужит сцена о слесарше и унтер-офицерской жене (Дети показывают инсценировку 11 явления 4 действия)

- Как эта сцена характеризует городничего? арактеризует городничего отрицательно, он не считается с достоинством человека, такое понятие как «справедливость» не существуют для него, все покупается и продается)

- Как обращаются чиновники к городничему?

(Подобострастно, потому что он выше по чину и злопамятен, может отомстить).

- Расскажите о порядках в городе и о тех распоряжениях, которые отдал городничий. Как вы оцениваете эти распоряжения?

(Распоряжения, которые направлены на поверхностное скрытие непорядков. На самом деле проблемы и непорядки никуда не исчезают.)

- Почему Городничему до сих пор все сходило с рук?

(Потому что он мошенник из мошенников, трех губернаторов обманул, умеет пользоваться где связями, где взятку даст).

-- В «Замечаниях для господ актеров» внимание уделено далеко не всем персонажам. Почему?

(Внимание было уделено только тем персонажам, которые играли главные роли и исполнить они должны были свои роли так, как задумал Н.В.Гоголь, а для остальных допускалась фантазия режиссера).

Почему Бобчинского и Добчинского Гоголь характеризует вместе? (Потому что эти герои постоянно вместе и их поведение, поступки и манера исполнения ролей похожи).

-Почему почтмейстера автор характеризует всего одной фразой: «простодушный до наивности человек»? (Обратить внимание на ироничность характеристики).

- Какой прием использовал Гоголь при характеристике героев? (иронию и сатиру)

- Давайте рассмотрим по словарю, что мы называем иронией? Что такое сатира? Юмор?

Юмор , -а,м. 1. Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь.

2. В искусстве: изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.

3. Насмешливая, шутливая речь. (С.И.Ожегов)

Ирония – Тонкая, скрытая насмешка. (С.И.Ожегов)





Сатира, -ы, ж. 1.Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.

2. Обличающее, бичующее осмеяние (С.И.Ожегов)

- «Ревизор» — юмористическое, сатирическое, или ироническое произведение? Почему? (Это сатирическое произведение, потому что оно остро обличает отрицательные явления действительности)

— Какие меры пытаются принять чиновники перед приездом ревизора?

(Говорят и о чистых колпаках для больных, и о ломке забора на главной площади, и о подметании улиц, по которой проедет ревизор, то есть все усилия направляются не на реальное исправление недостатков и упущений, которыми полна жизнь города, а на своего рода лакировку действительности).

- А сейчас я предлагаю посмотреть, как ведут себя женщины перед приездом столичного гостя. (Дети инсценируют явление 6 действие 1)

- Как это поведение характеризует женщин? ( Женщины очень ветрены, дочь – глупа, жена городничего – любопытна, не прочь изменить своему мужу)

- С какой целью городничий решает отправиться в гостиницу?

(Дальновидность, сообразительность Сквозника-Дмухановского не раз позволяли ему благополучно переживать разные «трудные случаи», да еще и благодарность получать при этом. Он поступал обдуманно и расчетливо: если чиновник-ревизор скрывает свое имя и, появляясь в гостинице, как заботливый хозяин города, чтобы узнать, «не терпят ли проезжающие неприятностей», городничий не только не нарушает инкогнито ревизора, но и предстает перед ним при самых выгодных обстоятельствах – в заботах об удобствах и благополучии горожан и случайных проезжих.

Посещение гостиницы создает очень удобные для городничего условия, чтобы разузнать о приехавшем и ознакомиться с ним без посторонних свидетелей.)

-Чиновники решают подкупить ревизора. Расскажите, как это происходит.

- Какие детали указывают на то, что взятки – обычное дело для чиновников? (Действие 4, явление 1)

(Чиновники изыскивают наилучшую форму представления «ревизору» и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю. Они не сомневаются в том, что взятку нужно дать, вопрос лишь в том, как половчее ее подсунуть и сколько дать.

Цель взяток весьма практическая: защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. К активным попыткам городничего «обезвредить» ревизора подключаются все чиновники.

Чиновники убеждены, что ревизору необходимо «подсунуть» взятку, так, как это делается в «обществе благоустроенном», то есть «между четырех глаз… чтобы и уши не слышали…», — так считает Артемий Филиппович (1-ое явление,4 действие).

- Какие стороны характера раскрываются в городничем в сцене с купцами? (2 явление 5 действия). В чем комизм ситуации?

( Жесткость, ненависть к людям низшего сословия. Об этом говорит его речь: «Что, самоварщики, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы морские! Жаловаться? Что? Много взяли?» Городничий кичится своим дворянством, а сам участвует в расхищении казны вместе с купцами, бранится хуже извозчика, сыплет угрозами, как жандарм.)

В.Г.Белинский в своей книге «Гоголь и театр» писал, что Сквозник-Дмухановский, опытный служака, «получил в наследство от отца и от окружающего мира следующее правило веры и жизни: в жизни надо быть счастливым, а для этого нужны деньги и чины, а для приобретения их – взяточничество, казнокрадство, низкопоклонство и подличанье перед властями, знатность и богатство и скотская грубость перед низшими»

- Н.В. Гоголь показывает нам широкую панораму чиновников уездного города. О них мы поговорили. Сейчас вам предстоит самостоятельно заполнить таблицу «Чиновники уездного города» (таблица в тетрадях начерчена заранее).

Имя чиновника

Сфера городской жизни, которой он руководит

Информация о положении дел в этой сфере

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства

Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Судья

Занимается больше охотой, чем судопроизводством. Заседатель вечно пьян.

Артемий Филиппович Земляника

Попечитель богоугодных заведений

«Больные, как мухи, выздоравливают», кормят их прокисшей капустой, лекарств дорогих не употребляют

Лука Лукич Хлопов

Смотритель училищ

Учителя «имеют очень странные поступки»

Иван Кузьмич Шпекин

Почтмейстер

Дела в запустении, читает чужие письма, посылки не доходят

Итог урока

Давайте еще раз перечислим, какие пороки чиновничества разоблачает в своей комедии Н.В.Гоголь:

взяточничество

казнокрадство

низкопоклонство и подличанье перед властями, знатностью и богатством

грубость перед низшими

самоуправство

произвол

безнаказанность

мошенничество

-Обратимся к оценочным листам. Выставьте, пожалуйста, итоговую оценку себе и одноклассникам за урок.

Домашнее задание: сообщение о Хлестакове.

Оценочный лист

Фамилия имя

Актерское мастерство

Устная речь

Чтение комедии

Правильность ответов

Итоговая оценка

Алябьев И.

Бакаева Е.

Басова С.

Букреева Ю

Ещенко Д.

Заруба А.

Зиновьева А.

Зубарев Р.

Ишутин А

Орлова М.

Павлюченкова А.

Печенкин В.

Пискун Т.

Рудская М.

Семенюта Д.

Ушкалов В

Стародубцева Е.